0
15734
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

16.01.2023 18:08:00

Пакет законопроектов ЕС о выбросах парниковых газов требует актуализации

Претворение в жизнь предложенных мер наталкивается на проблемы реальной экономики Европы

Тэги: ес, законопроекты, выбросы, парниковые газы, зеленый переход


ес, законопроекты, выбросы, парниковые газы, зеленый переход Комиссия ЕС всегда исходит из благих пожеланий, которые далеки от реальности. Фото Reuters

14 июля 2021 года Комиссия ЕС утвердила пакет законопроектов, которые приспособят политические меры ЕС в сферах климата, энергетики, землепользования, транспорта и налогообложения к сокращению чистых выбросов парниковых газов как минимум на 55% к 2030 году по сравнению с показателями 1990 года. В пресс-релизе Комиссии ЕС по этому поводу указывается, что следующее десятилетие имеет решающее значение для достижения Европой климатической нейтральности к 2050 году.

Всеобъемлющий набор мер

Входящие в пакет законопроекты взаимосвязаны и направлены на достижение одной цели: обеспечение справедливого, конкурентного и зеленого перехода к 2030 году и в последующий период. Для этого по мере возможности повышаются цели действующего законодательства и при необходимости вносятся новые законопроекты. Таким образом, восемь из представленных законопроектов направлены на укрепление действующих законодательных актов, а пять – это новые инициативы для широкого круга сфер политики и секторов экономики: климат, энергетика и топливо, транспорт, строительство, землепользование и лесное хозяйство.

Законопроекты подкреплены анализом оценки последствий, который учитывает взаимосвязанность всех предложенных мер. Анализ показывает, что чрезмерное полагание на усиление регуляторной политики неоправданно повысит экономическое бремя, а установление тарифов за выбросы углерода само по себе не поможет преодолеть систематические нарушения рынка и снять нерыночные барьеры. Поэтому избранное сочетание мер политики представляет тщательный баланс между тарификацией, целями, стандартами и мерами поддержки.

Основные элементы

Европейская система торговли квотами на выбросы парниковых газов (EU ETS) устанавливает цену за выбросы углерода и ежегодно понижает предельно допустимый уровень выбросов для отдельных секторов экономики.

Система позволила успешно снизить выбросы в энергетической промышленности и энергоемких отраслях на 42,8% за последние 16 лет. Европейская комиссия предлагает еще больше снизить общий предельно допустимый уровень выбросов и увеличить ежегодный показатель снижения. Кроме того, комиссия предлагает постепенно отказаться от бесплатных квот на выбросы в авиации, присоединиться к глобальной системе компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации (CORSIA) и впервые включить в систему торговли квотами судоходство. Для решения проблемы недостаточного сокращения выбросов от автомобильного транспорта и при строительстве создана отдельная новая система торговли выбросами для строительства и снабжения топливом автомобильного транспорта.

Страны ЕС разделяют ответственность за удаление углерода из атмосферы, поэтому Регламент о землепользовании, лесном хозяйстве и сельском хозяйстве устанавливает общеевропейскую цель поглощения углерода природными поглотителями в эквиваленте 310 млн т выбросов СО2 к 2030 году. ЕС должен стремиться к достижению к 2035 году климатической нейтральности в секторах землепользования, лесного хозяйства и сельского хозяйства, включая также не связанные с CO2 сельскохозяйственные выбросы, такие как выбросы от использования удобрений и животноводства.

Поскольку на долю производства и использования энергии приходится 75% выбросов ЕС, крайне важное значение имеет ускорение перехода к более экологичной энергетической системе. Директива о возобновляемых источниках энергии установит цель по производству 40% энергии возобновляемыми источниками к 2030 году.

Для сокращения общего потребления энергии и выбросов углерода, а также для борьбы с энергетической бедностью Директива об энергоэффективности установит более амбициозную обязательную годовую цель сокращения энергопотребления на уровне ЕС.

Решение вопроса роста выбросов углерода на автомобильном транспорте требует комплекса мер, дополняющих систему торговли квотами. Ужесточение норм выбросов СО2 для автомобилей и фургонов, предполагающее сокращение вредных выбросов от новых автомобилей на 55% к 2030 году и на 100% к 2035 году по сравнению с показателями 2021 года, ускорит переход на транспортные средства с нулевым уровнем выбросов. В результате все новые автомобили, которые получат регистрацию после 2035 года, будут иметь нулевой уровень выбросов.

Авиационное и судовое топливо в значительной мере загрязняет атмосферу, а потому требует целенаправленных мер, дополняющих систему торговли квотами. Регламент об инфраструктуре для альтернативных видов топлива предполагает обеспечить самолетам и судам доступ к чистым источникам электроэнергии в крупных портах и аэропортах. Инициатива в сфере авиации – ReFuelEU обяжет поставщиков топлива увеличивать долю экологичного топлива, в том числе синтетического низкоуглеродного топлива (или электротоплива), в авиационном топливе, которым заправляют самолеты в аэропортах ЕС. Аналогичным образом инициатива в сфере судоходства FuelEU будет способствовать внедрению экологичного судового топлива и технологий сжигания топлива с нулевым уровнем выбросов путем установления максимального предела содержания парниковых газов в энергоресурсах, которые используют суда, заходящие в порты ЕС.

И последнее. Новый механизм трансграничного углеродного регулирования установит тариф на выбросы углерода для конкретных видов импортируемых товаров, чтобы предотвратить так называемые утечки углерода ввиду принятия амбициозных климатических мер в Европе. Это гарантирует, что сокращение выбросов в Европе будет способствовать снижению вредных выбросов в мире, а не переносу углеродоемкого производства за пределы Европы. Кроме того, механизм призван побудить промышленность за пределами ЕС и европейских международных партнеров предпринять шаги в том же направлении.

Проблемы реализации

Однако реализация названных амбициозных целей наталкивается на экономические реалии, которые в Комиссии ЕС предпочли не замечать. Ведь если европейцы переведут всю свою промышленность на альтернативную энергетику, то она может стать, скажем, в известный момент и на известный период неконкурентоспособной по сравнению с производством всех этих товаров в других странах. А ведь мы имеем дело с глобальной экономикой. Спасать свою европейскую экономику от демпинга товаров, произведенных с использованием ископаемых энергоносителей, предполагалось с помощью обложения данных товаров специальными пошлинами, которые уравнивали бы европейских производителей с неевропейскими. Это особая статья, связанная с декарбонизацией, которая отразится на торгово-экономических отношениях Европы с другими странами мира, и в первую очередь с Россией.

Прямые экономические последствия введения углеродного налога для стран с недостаточно активной климатической политикой (к которым с точки зрения европейских политиков относится и Россия) становятся действенным механизмом принуждения для сокращения эмиссии парниковых газов. В этом смысле меры ЕС можно считать важным дополнением рамочного Парижского соглашения. С другой стороны, агрессивная климатическая политика представляет собой «огонь по площадям» с вероятными негативными последствиями для устойчивости роста развивающихся стран. И тут не поможет даже планируемый финансовый фонд для ликвидации последствий потепления. Если говорить о России, то основные экспортоориентированные отрасли страны, включая нефтегазовую, металлургическую и горнодобывающую, а также химическую промышленность и производство удобрений, характеризуются высокой энергоемкостью. Так, углеродоемкость электричества составляет 0,50 т СО2/кВт·ч. Это выше соответствующих показателей Западной Европы (0,20 т/кВт·ч) и США (0,37 т/кВт·ч), но лишь немного превышает среднемировое значение (0,48 т/кВт·ч). Углеродный сбор с импорта в ЕС станет новым существенным вызовом для российских экспортеров, так как Россия занимает второе место после Китая по объему экспорта CO2 в ЕС: около 150–200 млн т ежегодно.

Вместе с тем объем совокупных выбросов CO2 в России в 2020 году составил около 1,6 млрд т, а в Европе – около 2,9 млрд т. Поэтому России не обязательно достигать нулевых выбросов к 2050 году, напротив, объем эмиссии может оставаться стабильным – в зависимости от динамики декарбонизации в ЕС и методологии расчета уровня выбросов. Например, учитывая продолжительность нахождения парниковых газов в атмосфере и изменения в землепользовании, Россия теоретически может достичь долгосрочной цели и без существенного изменения объема выбросов парниковых газов, если к 2050 году снижение выбросов в ЕС составит лишь 50% от текущего уровня. Тем не менее, если ЕС сумеет достичь более существенного снижения выбросов, России будет сложнее. Конечно, нынешние рестрикционные меры в отношении российского экспорта в Европу, связанные с украинской проблемой, вносят существенные коррективы в данные расчеты.  


Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1265
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1058
Климатический форум превращается в финансовый

Климатический форум превращается в финансовый

Ольга Соловьева

Развивающиеся страны требуют триллион долларов для своей зеленой трансформации

0
1142
Президент Зимбабве увидел в Лукашенко младшего брата

Президент Зимбабве увидел в Лукашенко младшего брата

Дмитрий Тараторин

Глава Белоруссии на климатическом саммите встретился с друзьями и отругал ООН за бюрократизм

0
1069

Другие новости