В течение жизни большой кит улавливает в среднем 33 тонны CO2. Фото Габриэля Баратье
Уже широко известно, что коровы и другие жвачные во время поедания травы выделяют парниковые газы. По данным ООН, только на коров приходится 41% выбросов парниковых газов в животноводстве. И поэтому наиболее радикальные экологи призывают снижать поголовье этих безобидных на первый взгляд млекопитающих. Другое дело киты. Американские исследователи из университета University of Alaska Southeast опубликовали в журнале Trends in Ecology& Evolution сообщение, что киты могут помочь людям в борьбе с выбросами двуокиси углерода.
Оказывается, поглощаемый китами во время еды углерод откладывается в клетках их тел. Он каким-то образом способствует их росту и увеличению их массы. А когда они умирают и опускаются в глубины океана, то их тела транспортируют туда и содержащийся в них углерод. Там он остается в течение столетий. Установлено, что каждый большой кит улавливает в среднем в течение своей жизни 33 тонны двуокиси углерода. А дерево поглощает только до 48 фунтов СО2 в год.
Известно, что киты поедают ежедневно объемы криля и планктона до 4% их массы тела. Их еда состоит преимущественно из углерода, и это вещество откладывается, таким образом, в их собственной биомассе. Другими словами, их тела становятся своего рода хранилищами двуокиси углерода. С другой стороны, естественные выделения китов способствуют росту фитопланктона, который связывает, в свою очередь, двуокись углерода, находящегося в атмосфере. Ведь эти выделения состоят в том числе из азота и железа, которые необходимы для роста планктона. По некоторым данным, фитопланктон поглощает до 40% всего производимого в мире углекислого газа или порядка 37 млрд метрических тонн. Некоторые ученые считают, что по объему это даже больше примерно в 4 раза, чем поглотительная способность тропических лесов Амазонки. Или в 70 раз больше, чем количество углекислого газа, поглощаемое всеми деревьями в национальных и государственных парках США каждый год. Подсчитано, что даже однопроцентное увеличение продуктивности планктона, в том числе благодаря активности китов, уловит сотни млн тонн дополнительного СО2 в год, что эквивалентно внезапному появлению 2 млрд взрослых деревьев.
Таким образом, сочетание китов и фитопланктона способно снизить действие парникового эффекта в разы, а некоторые утверждают, что до нуля. Необходимые для роста фитопланктона вещества тем не менее остаются дефицитными и ограничивают его количество в теплых водах океана. В более холодных частях Мирового океана лимитирующим минералом, как правило, является железо. Если бы удалось насытить воды океанов недостающими для роста фитопланктона минералами, резко возросло бы количество поглощаемого им соединений двуокиси углерода.
Возможно, отпадет необходимость в дорогостоящих мероприятиях по переходу на альтернативные источники энергии? В любом случае Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал исследование под названием «Природное решение проблемы изменения климата», и в нем утверждается, что когда дело доходит до спасения планеты, то один кит стоит тысячи деревьев.
Заслуживает внимания, с точки зрения американских ученых, что, например, усатые киты, относящиеся к самым крупным из современных млекопитающих (длина до 33 м и вес до 160 т), предпринимают длительные путешествия по океанам планеты и этим воздействуют на динамику процессов поглощения двуокиси углерода. В исследованиях, относящихся к 2010 году, ученые подсчитали, что до начала промышленного китобойного промысла популяции китов сбрасывали на дно океана до 1,9 млн т двуокиси углерода. Это соответствует выводу из эксплуатации ежедневно до 410 тыс. автомобилей. Но на тот период времени в мире насчитывалось порядка 4–5 млн китов против нынешних порядка 1,3 млн особей.
Известно, что МВФ оценивает пользу китообразных с точки зрения борьбы с потеплением в трлн долл. США. А каждый кит приносит пользу планете примерно на 2 млн долл. в год.
Другими словами, киты производят климатические блага, которые распределяются по всему миру.
В этой связи ученые ставят вопрос о прекращении промышленной добычи китов, поскольку это приводит в том числе к высвобождению накопленного ими углерода в атмосферу. Ведь на сегодня в результате промысла китообразных их популяция сократилась от 66 до 90%.
Поэтому восстановление популяции китов до их численности до начала китобойного промысла могло бы стать важным инструментом в борьбе с изменениями климата. Усиление защиты китов от антропогенных опасностей принесло несомненную пользу планете. Использование китов для связывания углерода позволяет избежать и риска непредвиденного вреда от предлагаемых сегодня непроверенных высокотехнологичных решений. Надо доверять природе, у которой были миллионы, а может быть, и миллиарды лет для усовершенствования своей технологии поглощения углерода на базе взаимодействия китов и фитопланктона. Для окончательного решения проблемы спасения китов необходимо показать бизнесу и другим заинтересованным сторонам выгоды защиты этих гигантских морских млекопитающих. Можно оценить стоимость среднего большого кита, определяя сегодняшнюю стоимость углерода, поглощенного им за свою жизнь.