Российские промышленники занялись устойчивым развитием. На снимке здание РСПП в Москве. Фото с сайта www.mkppr.ru
На сайте Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) недавно появились рекомендации по поддержанию и продвижению повестки устойчивого развития в современной российской практике. В них отмечается, что представители делового и экспертного сообщества, ведущие компании – лидеры российского бизнеса постоянно отмечают сохранение актуальности и интереса к повестке и проектам устойчивого развития, его социальным, экологическим факторам и аспектам управления (ESG-факторам). Это происходит несмотря на текущие вызовы и задачи компаний в условиях существенных изменений геополитической, экономической и социальной среды.
Подтверждается приверженность принципам ответственного ведения бизнеса в соответствии с Социальной хартией российского бизнеса, Глобальным договором ООН, Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Целями в области устойчивого развития (ЦУР ООН). Эти документы служат платформой для формирования корпоративных стратегий и практики, отвечающих целям устойчивого развития бизнеса на основе эффективного управления факторами и рисками устойчивого развития, учета интересов общества и задач развития страны в целом.
Организации сохраняют долгосрочный горизонт планирования в вопросах устойчивого развития, уточняя его приоритеты, продолжая при этом реализовывать ключевые и долгосрочные проекты в этой сфере, совмещая поиски подходов к решению тактических и стратегических задач. ESG-факторы играют в этом существенную роль как в решении текущих задач – сохранении производства, рабочих мест, цепочек поставок, так и в контексте задач средне- и долгосрочной перспективы.
В числе приоритетных вопросов для объединения усилий делового, экспертного и профессионального сообщества остаются вопросы ресурсосбережения, переработки отходов, охраны окружающей среды климатической повестки, развития трудового потенциала и поддержки персонала, формирования новых устойчивых цепочек поставок, взаимодействия с местными сообществами, а также развития содействующей им системы корпоративного управления. Среди новых вопросов отмечается необходимость выработки регулирующих документов и базовых показателей устойчивого развития, поиска баланса между локализацией ESG-инструментов и национальных стандартов, с одной стороны, и поддержания связи с международными площадками и инструментами – с другой, а также сохранения вектора движения к целям устойчивого развития, принятым мировым сообществом.
Представляется целесообразным в этой связи рекомендовать бизнесу и предложить правительству Российской Федерации в ближайшей перспективе сосредоточиться на основных приоритетах для достижения устойчивого развития с учетом его социальных, экологических факторов и аспектов управления в их связи с экономической составляющей.
Среди рекомендаций для бизнеса важное место занимает корпоративное управление. Предлагается, в частности, осуществлять принятие принципов и продолжать переход к модели устойчивого корпоративного управления , не снижать достигнутого уровня и последовательно совершенствовать качество корпоративного управления, сохранять в повестке органов управления актуальность вопросов поддержания баланса между экономической эффективностью, социальной и экологической результативностью деятельности организации как основы устойчивого развития, повышать уровень осведомленности персонала в вопросах устойчивого развития, совершенствовать и наращивать соответствующие компетенции сотрудников, увеличивая вовлеченность персонала в тематику устойчивого развития.
Отмечается необходимость сохранять достигнутый уровень прозрачности, поддерживать процессы отчетности по устойчивому развитию как важный инструмент совершенствования практики управления, а также взаимодействия с заинтересованными сторонами. Долгосрочная стратегия ответственного ведения бизнеса базируется на следующих факторах.
– Основываться на принципах взаимодействия и партнерства с заинтересованными сторонами, соблюдения прав человека, этических норм ведения бизнеса, на построении взаимоотношения бизнеса с представителями гражданского общества и государством на основе законности, публичности и прозрачности.
– Рекомендуется рассматривать в качестве приоритетных направлений достижения положительного совместного воздействия на окружающую среду, общество и экономику вопросы энергоэффективности и ресурсосбережения, создания и поддержания эффективных рабочих мест, ответственного производства и потребления, промышленной и экологической безопасности, обращения с отходами.
– Предлагается содействовать развитию человеческого капитала за счет создания благоприятных условий труда, обучения персонала, реализации эффективных социальных программ для сотрудников, а также способствовать повышению уровня вовлеченности в вопросы устойчивого развития с использованием образовательных программ и волонтерских инициатив,развивать тематические отраслевые практики устойчивости и создавать цифровые платформы устойчивого развития.
Предложения для органов власти заключаются в следующем.
– Национальные приоритеты и позиция государства должны находить свое выражение в подтверждении поддержки Российской Федерацией Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года (далее – Повестка) и Целей устойчивого развития (далее – ЦУР).
Необходимо поддерживать продолжение участия представителей российского бизнеса в работе органов ООН, связанных с реализацией повестки, в том числе в инициативе Глобального договора ООН – перспективной платформе для подключения российского бизнеса к усилиям по реализации повестки и продвижения принципов ответственного ведения бизнеса в российской деловой среде:
– требуется поддержать инициативы российского бизнеса в области устойчивого развития, направленные на учет интересов российских заинтересованных сторон в современных условиях, включая продолжение практики разумной информационной открытости по вопросам, связанным с реализацией повестки;
– необходимо продолжать в соответствии с ранее принятыми решениями деятельность по разработке, систематизации и упорядочению нормативно-правовой базы по вопросам устойчивого развития, в том числе климатической повестки, и их интеграцию с ЦУР;
– важное значение для реализации указанных направлений имеют стимулирование и поддержка таких действий, как создание новых цепочек поставок, укрепление сотрудничества и формирование партнерств для доступа к технологиям. Надо внедрять меры государственной поддержки и финансового стимулирования, такие как софинансирование, льготное кредитование, и в этом плане использовать налоговый вычет на реализацию проектов в области устойчивого развития, в том числе по ESG-факторам;
– следует обеспечить дальнейшее снижение административных барьеров, предсказуемость изменений в регуляторной среде для содействия долгосрочной устойчивости бизнеса.
Если говорить о направлениях совместной работы бизнеса и государства, то здесь необходимо объединение усилий по определению и расширению использования на практике критериев отнесения инвестиционных проектов к числу проектов, отвечающих требованиям концепции экологической, социальной и корпоративной ответственности (ESG) для предоставления мер государственной поддержки участникам таких проектов.
Надо расширять и углублять диалог между бизнесом и его заинтересованными сторонами в процессе взаимодействия с местными сообществами в ходе развития территорий, в том числе путем поддержки социального предпринимательства, МСП, НКО. Необходимо сохранять мониторинг повестки и практики устойчивого развития в деятельности зарубежных органов власти и бизнеса, а также анализ тенденций в акцентах международных организаций инфраструктуры устойчивого развития (в области отраслевых решений, финансирования и отчетности).
Что касается отечественных подходов и практики устойчивого развития, то на данном направлении надо сформулировать необходимый баланс между локализацией ESG-инструментов и использованием сформированных глобальных стандартов, принципов и практик, развивать национальные системы оценки, верификации, сертификации, рейтинговых агентств, финансовых структур и поставщиков решений, локализации иных элементов инструментария ESG, выработать систему базовых показателей устойчивого развития.
Для создания условий и гарантий долгосрочной устойчивости бизнеса с учетом современных вызовов российским компаниям рекомендуется следовать основополагающим принципам и практикам ответственного ведения бизнеса и интегрировать их в процессы принятия управленческих решений. Ожидается, что федеральные и региональные органы власти станут рассматривать возможности интеграции аспектов повестки устойчивого развития при формировании и реализации политики в сфере экономики, экологии, социальных вопросов и стратегии развития в целом.
В отношении экологического блока «E» предлагается обратить внимание на управление воздействием на атмосферу и водные ресурсы, регулирование в сфере управления отходами и переработкой, регулирование в сфере выбросов парниковых газов, внедрение решений по снижению углеродного следа, развитие решений в области энергоэффективности и ресурсосбережения, внедрение практик управления экологическими рисками, формирование устойчивых цепочек поставок и логистических решений и, наконец, на сохранение биоразнообразия.
В социальном блоке «S» главным является:
– сохранение, поддержка трудовых коллективов и занятости персонала, включая развитие и обучение/переобучение персонала, с учетом образовательных программ по тематике устойчивого развития, повышения человеческого потенциала; сохранение и обеспечение здоровья и благополучия персонала, безопасности в сфере охраны труда; реализация комплексных социальных программ по поддержке благополучия работников; поддержка волонтерских инициатив;
– развитие территорий присутствия и формирование устойчивых сообществ, городов и населенных пунктов, включая оказание поддержки и содействие развитию коренных малочисленных народов;
– поддержка субъектов малого бизнеса, социального предпринимательства, НКО;
– поддержка развития образования по тематике устойчивого развития, интеграция этой повестки в существующие программы и разработка новых программ для экспертов разных профессиональных областей (в области высшего и среднего образования, системе повышения квалификации, в том числе в рамках корпоративного образования, при подготовке специалистов НКО, органов местного самоуправления и региональных общественных формирований);
– развитие системы профстандартов для экспертов узкого и широкого профиля в области устойчивого развития (КСО, ESG) и формирование системы сертификации экспертов и образовательных программ;
– поддержка проектов межотраслевого взаимодействия.
В блоке управления «G» необходим переход к модели устойчивого управления и повышение потенциала ESG-повестки в России, повышение эффективности системы управления, усиление практик управления рисками, управление взаимодействием с заинтересованными сторонами с целью поддержания баланса интересов и снижения нефинансовых рисков, обеспечение прозрачности при взаимодействии со стейкхолдерами. Развитие механизмов государственной поддержки должно заключаться в проведении оценки квалификации топ-менеджеров с учетом критериев в сфере устойчивого развития и ESG-факторов, введении соответствующих ключевых показателей эффективности (КПЭ) в оценку результатов деятельности, реализации программы национальной сертификации зеленых проектов.
Ключевая задача сегодня состоит в том, чтобы сохранить бизнес, создать одновременно основу для дальнейшего его развития и роста экономики страны. Социальные, экологические, управленческие аспекты деятельности – ESG-факторы – играют при этом существенную роль. Это связано с задачами не только выживания, но и обеспечения конкурентоспособности и устойчивости, возможностей выхода на рынки товаров, услуг и капиталов, что подразумевает необходимость удерживаться в направлении глобального движения в сторону целей устойчивого развития, поддержания достаточно высокого уровня соответствия национальным и общемировым ожиданиям и требованиям в отношении современного ответственного бизнеса.