0
26401
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

11.09.2023 18:10:00

«Энерготормоз» или перекрестка по-немецки

Повышение эффективности потребления ресурсов противоречит социальной защите потребителей

Тэги: германия, фрг, энергетика, кризис


германия, фрг, энергетика, кризис Генеральный секретарь ООН превратился в одного из застрельщиков низкоуглеродной энергетики Фото Reuters

Применяемая в Германии система защиты потребителя от неоправданно высоких тарифов поставщиков под названием «энерготормоз» представляет собой в принципе изобретение для повышения уровня конкуренции экономики и спасения социально слабых слоев населения от хищнических энергокомпаний. Применяемый сейчас метод компенсации повышения тарифов для потребителей за счет государства, по мнению федерального министра экономики и климата Роберта Хабека, должен быть продлен до весны будущего 2024 года. Пока он действует на весь 2023 год.

Немецкие эксперты оценивают такое предложение министра неоднозначно, пишет немецкое информационное агентство n-tv. Некоторые говорят о его необходимости, а другие считают «энерготормоз» рискованной затеей. Так, агентство приводит мнение эксперта Мирко Шлоссарчука из консалтинговой фирмы Enervis. Продление правила «энерготормоза» до 31 марта 2024 года (до Пасхи, по действующему календарю), с его точки зрения, представляет собой скорее политический сигнал, чем экономическую целесообразность. Другими словами, он намерен убедить и потребителей, и производителей в том, что доверять надо правительству, а не рынку. Более того, по чисто политическим причинам (ведь в 2025 году очередные федеральные выборы) система «энерготормоза» может быть продлена и на 2025 год. Но как раз рынок сейчас функционирует нормально, и с декабря прошлого года тарифы стабилизировались, считает эксперт. Хотя до этого момента, признает он, «энерготормоз» играл позитивную роль. Для новых клиентов с начала текущего года тариф на электроэнергию составляет 40 евроцентов за 1 кВт-ч и 12 евроцентов применительно к 1 кВт-ч газа (1 куб. м газа равен 10,595 кВт-ч). Другими словами, 1 кВт-ч газа равен количеству энергии, потребляемой и произведенной электрическим устройством мощностью 1 кВт за 1 час работы.

Правительство Германии, как считает эксперт, из приготовленных в качестве «энерготормоза» 200 млрд евро использовало пока только 18 млрд. И именно это для него доказательство, что рынок функционирует.

Критический взгляд эксперта на проблему «энерготормоза» связан с тем, что в принципе ожидание компенсации тарифа от государства снижает желание экономить энергоресурсы. А госрасходы на реализацию программы компенсации разницы между тарифами, которые устанавливают сбытовые компании и предложенные правительством, ориентированным в том числе на рынок, все равно через налоги покрываются конечным потребителем энергии. Правда, можно ожидать, что такие ранние предложения со стороны государства могут побудить энергопроизводителей заранее повышать цены в надежде получить лучшие исходные позиции при применении «энерготормоза». Тут в дело придется вмешаться антикартельному ведомству, которое должно будет перепроверить всю калькуляцию цены на отпускаемые компаниями виды энергоресурса. Так, во всяком случае, считает n-tv.

Кстати, именно по причине отсутствия влияния российских электроэнергетических и газовых тарифов на энергоэффективность среди некоторых московских экспертов сильны настроения в пользу роста тарифов на энергоносители. Мол, только такая мера заставит потребителей искать способы экономии энергоресурсов. О социальных последствиях такие эксперты редко задумываются. Конечно, решение проблемы ряд российских законодателей видят в социальных нормах потребления. Но под этим углом зрения «энерготормоз» представляется все-таки лучшим выходом, поскольку не ведет к фактически принудительному ограничению электропотребления и ставит промышленных потребителей на один уровень с частными. В этом плане «дотационное проклятие», известное как «перекрестка» или перекрестное субсидирование российских регионов, когда промышленность или регион за счет повышения тарифов вынуждены оплачивать низкие тарифы для населения (или тарифы в другом регионе), продолжает существовать в России и ничего общего с рынком не имеет. Перекрестка – это вид ценовой дискриминации, при которой тарифы для одной категории потребителей (населения) занижаются за счет установления тарифов для прочих потребителей на уровне выше экономически обоснованного. Явление это для экономики, в том числе рыночной, можно было бы считать совершенно нормальным в том случае, когда оно позволяло бы максимизировать общественное благо и служило бы, например, для максимизации выручки организаций за счет роста оказываемых услуг.

В сфере российской электроэнергетики перекрестное субсидирование носит не экономический, а социальный характер. Оно было введено в 90-е годы на фоне гиперинфляции из-за боязни того, что если индексировать тарифы на ту инфляцию, которая складывалась, то население просто перестанет платить, а с промышленности попроще деньги собирать. Этот механизм настолько понравился правительству и региональным властям, что его сохранили.

В Германии в последнее время в федеральном правительстве обсуждается вопрос специальных государственных дотаций на переходный период для тарифов на электроэнергию для промышленных фирм. Связано это с потерей немецкими компаниями конкурентоспособности на мировых рынках. Ведь энергетическая составляющая в продукте существенна. Конкретно речь идет о норме в 6 евроцентов за 1 кВт-ч для энергоинтенсивных предприятий, разницу между ней и установленными энергокомпаниями тарифами будет компенсировать государство. Министр Хабек называет это перекрываемой ценой электроэнергии. В последнее время идея находит все больший отклик и у социал-демократов, хотя СвДП по-прежнему относится к этому скептически.

Последнее решение, принятое на днях фракцией СДПГ в Бундестаге, заключается в необходимости таких субсидий со стороны государства. Причем, по мысли социал-демократов, подобные субсидии следовало бы распространить не только на энергоинтенсивные предприятия, но и на решающие для реализации климатической политики отрасли. Компании, которые занимаются производством ветровых установок, солнечных панелей, электробатарей и тепловых насосов, необходимо освободить на пять лет от таких составляющих тарифов, как налоги и дополнительные взносы, чтобы тариф не превышал 5 евроцентов за 1 кВт-ч. Разница со средневзвешенной биржевой ценой киловатта составляла бы в таком случае 8,95 евроцента, и ее должно было бы доплачивать поставщику государство.

Проблема же, по оценке немецкого Минфина, находящегося в руках свободных демократов, состоит в том, откуда взять деньги на подобные акции. 


Читайте также


В Германии намерены реабилитировать атомную энергетику

В Германии намерены реабилитировать атомную энергетику

Правительственная программа блока ХДС/ХСС предусматривает подключение к электросети немецких АЭС

0
1372
Президенту докладывают об успехах по автоматизации ручного управления...

Президенту докладывают об успехах по автоматизации ручного управления...

Иван Родин

Судебная система пытается реагировать на дефицит кадров

0
1202
Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Олег Никифоров

Политикам не хватает времени на подготовку к досрочным выборам

0
3772
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
3841

Другие новости