0
6792
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

11.11.2024 17:34:00

Подводные камни конференции ООН в Азербайджане

Успеет ли Россия подготовиться к изменчивости западных климатических теорий

Тэги: баку, конференция оон по климату, cop29, борьба с потеплением климата, финансирование, лес, климатическая политика, китай, выбросы


баку, конференция оон по климату, cop29, борьба с потеплением климата, финансирование, лес, климатическая политика, китай, выбросы Баку принимает конференцию ООН по климату СОР29. Фото Reuters

В Баку стартовала очередная конференция ООН по изменению климата (СОР29).

О позиции России на ноябрьской 29-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата известно, в частности, из интервью посла по особым поручениям, спецпредседателя главы МИД РФ по вопросам климата Сергея Кононученко в сентябрьском интервью РИА Новости. По его словам, Россия будет добиваться увеличения финансовых обязательств развитых стран по противодействию изменению климата, так как установленного сегодня объема выделения средств явно недостаточно.

«Притом что ключевым вопросом на этой конференции сторон в соответствии с уже утвержденной программой будет так называемое принятие решения по новой количественной цели в области финансирования противодействия изменению климата, нам нужно добиться того, чтобы западные страны действительно взяли на себя те обязательства, которые хоть в какой-то степени позволят эффективно противодействовать изменению климата», – сказал дипломат агентству на полях Восточного экономического форума (форум проходил 3–6 сентября 2024 года на площадке кампуса Дальневосточного федерального университета во Владивостоке).

Он отметил, что государства Запада заявляют о необходимости ускорить отказ от углеводородного топлива, но не прилагают усилия, которые должны прилагать развитые страны в рамках Парижского соглашения. «Получается серьезнейшее противоречие: они не выделяют или выделяют с большими натяжками 100 млрд на цели противодействия изменению климата, хотя этой суммы, по всем оценкам, даже крупнейших мозговых центров Запада, недостаточно. Потому что речь должна идти, если мы серьезно говорим о противодействии изменению климата, о суммах от нескольких триллионов долларов», – объяснил посол.

В Рамочную конвенцию ООН об изменении климата входят 198 участников (197 стран и Евросоюз). Президентом конференции COP29 является Мухтар Бабаев, министр экологии и природных ресурсов Азербайджана, где проходит конференция.

Позиция стран ЕС

15 октября на встрече в Люксембурге, по сообщению Второй программы немецкого телевидения ZDF, министры по вопросам климата и окружающей среды стран – членов ЕС согласовали единую позицию на конференции в Баку. Она сводится к тому, что ЕС будет отстаивать необходимость ограничения подъема температуры на планете полутора градусами по Цельсию.

Поэтому климатические цели, которые установлены для каждого из государств, подписавших Парижское соглашение по климату 2015 года, должны быть подтверждены. Страны ЕС считают, что необходимо оказывать содействие национальным планам по сокращению выбросов парниковых газов. С точки зрения стран ЕС особая ответственность за достижение намеченных Парижским соглашением целей по ограничению повышения температуры на планете ложится на страны с крупными развитыми народными хозяйствами. Они при этом исходят из необходимости использования технологий, существенно снижающих или препятствующих выбросам парниковых газов.

Особое внимание страны ЕС намерены уделить на конференции в Баку теме финансирования усилий по сохранению климата. Поэтому они будут ставить вопрос о поддержке усилий развивающихся и так называемых пороговых стран по сокращению выбросов парниковых газов путем предоставления им финансовых средств. В климатическом финансировании, как считает ЕС, должен участвовать широкий круг стран. Организация целенаправленного климатического финансирования позволит значительно расширить число государств, участвующих в сокращении выбросов парниковых газов с 1990-х годов.

О финансировании борьбы с потеплением климата промышленно развитые страны впервые договаривались в 2009 году. Достигнутая тогда договоренность предусматривала, что с 2020 года будет ежегодно собираться на указанные цели по 100 млрд долл. Эта цель была подтверждена в 2015 году и продлена до 2025 года. Впервые названная сумма в 100 млрд долл. была собрана в 2022 году. В Баку обсудят, будет ли продолжен такой сбор средств после 2025 года.

Лесные «неожиданности»

Однако последние исследования немецких ученых вносят существенные коррективы в позицию как Германии, – а в случае принятия мировым сообществом результатов этих исследований – так и всего остального мира. Речь идет об исследовании немецкого федерального ведомства по охране окружающей среды (UWA). Свои выводы это правительственное ведомство основывает на исследованиях, которые проводит немецкий научно-исследовательский центр в Брауншвейге, известный как Johann Heinrich von Tuenen Institut или Институт Тюнена.

Его исследования роли леса в климатической политике ставит все с ног на голову. Немецкие ученые пришли к выводу, что лес не поглощает двуокись углерода, а, наоборот, насыщает им атмосферу. Лес поглощает значительно меньше СО₂, чем предполагалось ранее. Негативно влияют на способность леса поглощать двуокись углерода и засуха, и повреждение деревьев вредителями. В этой связи отмечается, что поглотительная способность, например, немецких лесов за период 2018–2021 годов должна быть уменьшена на 55–60 млн т СО₂ ежегодно. Если распространить методику расчетов немецких ученых на леса во всем мире, то, в частности, показатели России могут оказаться не столь благоприятными, как это представлялось до сих пор.

К сожалению, принимаемые на веру исследования уже привели к радикальным последствиям в плане влияния на промышленную и экономическую политику всех стран. В этой связи достаточно упомянуть борьбу с озоновой дырой, которая почти уничтожила производство холодильников на планете. Хотя потом было доказано, что причиной появления озоновых дыр является скорее активность солнца, чем человеческая деятельность.

В принципе это касается и теории потепления планеты. Ведь Земля за миллиарды лет своего существования неоднократно переживала периоды и похолодания, и потепления до такой степени, что в Антарктиде были джунгли. Ряд ученых утверждают, что причиной нынешнего потепления является не деятельность человека, а активность солнца или изменение оси наклона планеты.

9-11-2480.jpg
Леса, по некоторым научным концепциям,
из накопителей двуокиси углерода
превращаются в ее источник.   
Фото Reuters
Китайский фактор

Для понимания роли КНР в решении мировых климатических проблем заслуживает внимания отношение Пекина к выбору Азербайджана как места проведения очередной конференции ООН по климату. Этот выбор не был однозначным, поскольку Азербайджан представляет собой нефтяную и газовую державу, заинтересованную в продолжении использования углеводородов мировой экономикой.

КНР полностью поддерживает председательство Азербайджана на COP29. Как сообщает сайт Report, об этом заявил временный поверенный в делах Китая в Азербайджане Дин Тао на мероприятии, посвященном 75-летию со дня образования КНР. По его словам, Китай привержен созданию с Азербайджаном справедливой, основанной на взаимовыгодном сотрудничестве, глобальной системы управления климатом. «Практическое сотрудничество между нашими странами продолжает углубляться. За первые семь месяцев текущего года двусторонний товарооборот увеличился на 21,9% в годовом исчислении, достигнув рекордного уровня. Инициатива «Один пояс – один путь» способствует ускорению согласования в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута в связи с тем, что количество железнодорожных экспрессов Китай–Европа, проходящих через Азербайджан в южной части данного маршрута, стремительно увеличивается», – сказал он.

Дин Тао отметил, что товарооборот Китая и Азербайджана также показывает динамичный рост. Азербайджанская продукция, по его словам, получает все большее признание в КНР. «Последние 32 года китайско-азербайджанских отношений продемонстрировали, что, придерживаясь принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела другого государства, равенства и взаимной выгоды, а также мирного сосуществования, страны с различными социальными системами, идеологией и историей могут успешно сотрудничать», – сказал он. Временный поверенный в делах Китая отметил, что между двумя странами также развивается сотрудничество в рамках международных организаций.

Для понимания позиции Китая в климатических вопросах представляют интерес данные исследования энергетической политики Китая, проведенного Climate Action Tracker (CAT), исследовательской группой, которая финансируется правительством ФРГ через Международную климатическую инициативу или группу по сотрудничеству в чрезвычайных климатических ситуациях через Rockefeller Philanthropy Advisors.

Выбросы Китая в 2023 году достигли исторического максимума из-за быстрого восстановления экономической активности и потребления ископаемого топлива после окончания политики нулевого уровня COVID. Однако благодаря быстрому развертыванию возобновляемых источников энергии и значительному сокращению новых угольных электростанций, самые последние прогнозы предполагают, что выбросы Китая достигнут пика до 2025 года, то есть более чем на пять лет раньше 2030 года, хотя и на более высоком уровне. Хотя в 2024 году появились первые признаки того, что выбросы могут начать снижаться с пиковых показателей 2023 года. Но пока это остается неопределенным, так как не ясно, как будет развиваться экономика в остальной части года.

Китай превзошел свои целевые показатели по мощности ветровой и солнечной энергии на шесть лет раньше запланированного срока, достигнув 1206 ГВт в июле 2024 года, а прогнозы предсказывают 1310 ГВт к концу года. Мощность неископаемой генерации электроэнергии в стране теперь превышает мощность ископаемого топлива. Однако уголь остается основным энергоносителем в Китае и крупнейшим источником выбросов парниковых газов.

Хотя количество разрешений на угольную генерацию сократилось на 83% в первой половине 2024 года, строительство новых угольных электростанций остается высоким из-за резкого увеличения числа разрешений более чем на 100 ГВт в 2022–2023 годах. Несмотря на это расширение, коэффициенты использования угольных электростанций снижаются: доля угля в производстве электроэнергии упала до 53% в мае 2024 года с 60% в мае 2023 года по мере развития генерации на возобновляемых источниках энергии и гидроэнергетики.

Общая оценка CAT политики и целей Китая остается «крайне неудовлетворительной». По приводимым оценкам, выбросы Китая в 2023 году вырастут на 3%, до 14,9 ГтCO₂ по сравнению с 2022 годом, что обусловлено ростом потребления угля и нефти после восстановления экономики после политики нулевого уровня COVID, а также усугубляется слабым производством гидроэлектроэнергии из-за скудных осадков.

Ожидается, что абсолютные уровни выбросов в 2030 году вырастут на 0,5–1,6% по сравнению с предыдущей оценкой и достигнут 13,8–14,6 ГтCO₂. Консервативный сценарий предполагает, что выбросы Китая достигнут пика до 2025 года, после чего последует небольшое ежегодное снижение на 0,5% до конца десятилетия. Оптимистичный сценарий с ускоренным развертыванием возобновляемых источников энергии и поэтапным отказом от угля предполагает, что выбросы CO₂ могут достичь пика уже в 2023 году с более резким ежегодным снижением на 1%, что приведет к дополнительному сокращению выбросов на 5% или 750 МтCO₂ к 2030 году.

В оптимистичных и консервативных прогнозах в настоящее время не ожидается, что политика Китая в области климата и энергетики будет достаточно сильной, чтобы существенно снизить выбросы в этом десятилетии. Для того чтобы ограничить глобальное потепление до 1,5 градуса по Цельсию, для Китая как крупнейшего в мире источника выбросов критически важно быстро декарбонизироваться в краткосрочной перспективе, реализуя более амбициозную политику декарбонизации в своем следующем пятилетнем плане (2026–2030).

Как и в предыдущие годы, приведенный анализ показывает, что уровни выбросов в рамках внутренней политики ниже целевых показателей Китая, связанных с энергетикой. В приведенных анализах прогнозируется, что Китай с комфортом перевыполнит свои целевые показатели доли неископаемой энергии и мощности возобновляемых источников без существенного увеличения усилий по смягчению последствий, несмотря на возросшую траекторию выбросов. Мощность ветровой и солнечной энергетики Китая растет рекордными темпами, в среднем на 27% в год за последние пять лет, превысив свой целевой показатель в 1200 ГВт на шесть лет раньше запланированного срока. Если Китаю удастся сохранить этот необычайный импульс, возобновляемые источники энергии смогут удовлетворить весь его спрос на генерирующие мощности к 2030 году, хотя это будет огромной проблемой.

Учитывая постоянную зависимость Китая от ископаемого топлива, даже при среднем экономическом росте в 5% в год в 2024–2025 годах, страна все еще может не достичь своей цели по интенсивности выбросов углерода – снижения на 18% к 2025 году по сравнению с уровнем 2020 года, поскольку выбросы не снижаются, как ожидалось. Этот риск усугубляется значительными экономическими потерями от экстремальных погодных явлений, усугубленных изменением климата, примером чего является сильное наводнение в провинциях Гуандун, Хэнань и Хунань летом 2024 года.

Чтобы усилить свою политику в области климата и сохранить выбросы в соответствии с целью достижения углеродной нейтральности к 2060 году, Китай мог бы контролировать и сокращать зависимость от ископаемого топлива, поскольку прогнозируется, что потребление энергии вырастет почти на 9% с настоящего момента до 2030 года. Хотя рекордные темпы развертывания возобновляемых источников энергии находятся на грани удовлетворения растущего спроса на энергию, это пока не способно существенно сократить потребление ископаемого топлива и снизить выбросы в среднесрочной перспективе.

Политические сигналы высокого уровня, включая речь председателя КНР Си Цзиньпина на 20-м Национальном съезде КПК и Отчет о работе правительства за 2024 год с «Двух сессий» (ежегодные пленарные заседания двух основных политических органов Китая), подчеркивают энергетическую безопасность с углем как ключевое решение. Китай сократил разрешения на угольную генерацию на 83% в годовом исчислении в первой половине 2024 года, утвердив только 9 ГВт, что свидетельствует о положительном прогрессе. Но за тот же период началось строительство более 41 ГВт угольных проектов, что по-прежнему составляет более 90% мирового нового строительства угольных электростанций; улучшить формулировку и охват своих климатических целей, установив абсолютный пиковый показатель для всей экономики по выбросам парниковых газов, а также конкретные целевые показатели сокращения выбросов к 2035 году. Существующие в Китае целевые значения пикового показателя интенсивности выбросов углерода и доли неископаемой энергии связаны с экономическим ростом или развитием энергетической системы, что позволяет стране выполнять свои обязательства при увеличении уровней выбросов. Целевые показатели напрямую не охватывают парниковые газы, не являющиеся двуокисью углерода, которые составляют 2,5 ГтCO₂e/год или почти 18% от общего объема выбросов Китая, хотя Китай теперь обязался включить все парниковые газы в свой отчет 2035 года.

Ускорение декарбонизации

Повысив амбициозность своих климатических целей, связанных с энергетикой, Китай достигнет своего целевого показателя в 1200 ГВт ветровых и солнечных мощностей на шесть лет раньше запланированного срока, достигнув в общей сложности 1206 ГВт к концу июля 2024 года. Китай также находится на пути к достижению своего целевого показателя в 25% доли неископаемой энергии к 2030 году, и, по приводимым прогнозам, он может превысить 30% как в консервативном, так и в оптимистичном сценарии.

Отраслевые ассоциации и исследования государственных учреждений предположили, что более ранние сроки пика выбросов углерода осуществимы для критических секторов, таких как производство цемента, стали и цветных металлов. Контроль за производством должен стать ключевым решением для сокращения промышленных выбросов в Китае – после приостановки новых разрешений для сталелитейных заводов, использующих кокс в первой половине 2024 года.

Хотя зависимость Китая от ископаемого топлива и высокий уровень выбросов, по всей видимости, сохранятся в ближайшем будущем, энергетический переход продолжает набирать обороты, о чем свидетельствуют высокие темпы установки возобновляемых источников энергии, углубление реформ в энергетическом секторе и политика смягчения последствий в секторах конечного потребления.

По инвестициям в переход на неископаемые источники энергии, хранение энергии, электромобили и экономику замкнутого цикла Китай остается мировым лидером, обеспечивая 38% от общемирового объема в 2023 году.

Возобновляемая энергетика стремительно расширяется, что обусловлено целями 14-го пятилетнего плана, такими как генерация 3300 ТВт-ч электроэнергии из возобновляемых источников и обеспечение не менее половины прироста спроса на электроэнергию в 2021–2025 годах. За первые семь месяцев 2024 года Китай добавил 160 ГВт возобновляемой энергии (включая гидроэнергетику), что составило 87% новых установок. Это довело общую мощность возобновляемых источников до 1690 ГВт, что составляет 54,5% от общей мощности по производству электроэнергии в стране. Ветровая и солнечная энергия достигли 1206 ГВт к концу июля и, по прогнозам Китайского совета по электроэнергетике, достигнет 1310 ГВт к концу 2024 года.

В Китае быстро расширяется производство электромобилей. Более половины всех электромобилей, продаваемых в мире, выпускает именно КНР. Внутри страны доля рынка новых энергетических транспортных средств (в основном электромобилей) достигла 31,6% в 2023 году, что намного превышает целевой показатель в 20% к 2025 году.

Эти данные дают понимание о результатах переговоров США и Китая по проблемам климата в преддверии СОР29. По данным African Climate Wire, климатический дипломат США Джон Подеста встретился со своими китайскими коллегами, включая Лю Чжэньминя, в ходе визита в начале сентября, где две страны обсудили свои приоритеты перед COP29.

Сообщается, что Подеста оказал давление на китайских лидеров, чтобы они разработали амбициозные планы по сокращению выбросов парниковых газов к 2035 году. Они обсудили свои новые цели по сокращению выбросов парниковых газов к 2035 году, а также климатическое финансирование. США и другие развитые страны настаивают на том, чтобы Китай, а также другие более богатые развивающиеся рынки, такие как Бразилия, Саудовская Аравия, ОАЭ и Индия, также внесли свой вклад. Китай и другие крупные развивающиеся страны обеспокоены тем, что такой шаг «разбавит» обязательства богатых стран. Обе стороны также планируют провести двусторонний саммит по сокращению выбросов парниковых газов, не содержащих CO₂, таких как метан. «Им уделяется меньше внимания, но они составляют целую половину того, что вызывает глобальное потепление», – сказал Подеста. 


Читайте также


Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Владимир Скосырев

Китай решил продемонстрировать, что для Бразилии он не просто инвестор, но и партнер

0
471
Драма на фоне слома времен

Драма на фоне слома времен

Вера Цветкова

В новом сериале "Дети перемен" разрушается страна – и разрушается семья

0
537
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
509
Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Договариваться об увеличении расходов на климатические изменения становится все сложнее

0
547

Другие новости