В ПРОШЛУЮ пятницу, 22 декабря, из американского города Сиэтл началась вторая половина кругосветного полярного автопробега на трех полноприводных трехосных грузовых вездеходах "ЗИЛ-433420" русского производства московского завода ЗИЛ. В прошедшую зиму эти три автомобиля за 62 дня зимними сибирскими трактами прошли тяжелейшую трассу от Москвы через Якутск до чукотского поселка Уэлен. Длина первого участка автопробега, когда они 18 апреля достигли пункта назначения, составила 13 500 км, в том числе никем до них не пройденных 700 км по берегу и льду Чукотского моря от поселка Мыс Шмидта до Уэлена.
Приведенные в порядок за лето автомобили с теми же экипажами, где инициатором и капитаном команды выступает изящная итальянка Стефания Дзини (свою половину пути она также проводит за рулем) с русскими шоферами, из которых никто не знает иностранного языка (кроме С.Дзини), чтобы попасть в Сиэтл сначала вынуждены были 5600 км преодолеть морем на палубе теплохода "Пионер Киргизии" из Анадыря во Владивосток. Затем после перегрузки на теплоход "Анатолий Колесниченко" проделали морем еще 7800 км до Сиэтла. В порту американские экологические службы почти сутки проверяли чистоту выхлопных газов русских автомобилей, пытаясь внести неожиданное и непреодолимое препятствие на их пути. Но экологические показатели наших "ЗИЛов" оказались на высоте мировых стандартов.
Путь в 5258 км от Сиэтла до Нью-Йорка путешественники надеются преодолеть по горным серпантинным канадским зимним дорогам примерно за две недели. Главная опасность там - не сорваться в пропасть. Для этого все автомобили оборудованы мягкими шинами Кировского завода и имеют возможность на опасных участках снижать давление в колесах. На пути их следования в Канаде находятся известные города: Ванкувер (куда они прибыли сегодня), Калгари, Виннипег, Торонто и последним будет американский Нью-Йорк.
Далее снова предстоит морской участок в 6000 км через Атлантику до Саутгемптона в Великобритании. Оттуда по Европе через Лондон, Париж, Милан (откуда родом Стефания Дзини), Берлин, Варшаву, Брест и Минск в Москву, где они планируют в начале февраля закончить кругосветку, начатую 16 февраля 2000 года у Исторического музея.
Весь их путь - 23 540 км по полярному сухопутью и 19 400 км по морю - в сумме 42 940 км превышает длину земного экватора и должен явиться новым достижением российского спорта и демонстрацией мощи и выносливости грузовиков завода ЗИЛ, генеральный директор которого Валерий Носов и правительство Москвы обеспечивают экспедицию всем необходимым.