0
1206
Газета События Интернет-версия

16.08.2001 00:00:00

Юсуфов мечтает вернуть Минэнерго былое величие

Тэги: юсуфов, гнк, нефть


юсуфов, гнк, нефть Любой министр энергетики мечтает объединить государственные нефтяные "капиталы". На снимке: Игорь Юсуфов.

ПОХОРОНЫ Государственной нефтяной компании (ГНК), идея создания которой в течение долгого времени витала в среде российских чиновников, оказались преждевременными. Власти не хватает политического ресурса, чтобы эффективно управлять отраслью через лояльных менеджеров. И, по нашей информации, новому министру энергетики Игорю Юсуфову дана команда реанимировать этот замысел и заняться консолидацией госпакетов акций нефтяных компаний.

Идея создания ГНК родилась в 1999 году, когда правительство впервые поручило министерствам и ведомствам разработать проект создания ГНК, в которую планировалось включить "Роснефть", "Славнефть" и "ОНАКО". Год спустя соответствующие предложения были представлены в правительство. Однако президент сразу не разобрался во всех тонкостях этого проекта. Тогда Путин признался, что его обуревают "смешанные чувства" по поводу этой идеи. "Чувствами" сразу же воспользовались оппоненты - Мингосимущество и нефтяные олигархи. Первые хотели продать государственную собственность, последние собирались ее купить. Частично им это удалось реализовать - осенью прошлого года за 1 миллиард 80 миллионов долларов был продан 85-процентный госпакет акций НК "ОНАКО". Так могли поступить и с оставшимися двумя госкомпаниями, и идея ГНК казалась мифом, несбывшейся мечтой некоторых чиновников.

По словам источника в правительстве, планы создания ГНК не удалось реализовать в прошлом году из-за проблем финансового характера. "Правительству срочно нужны были деньги, к тому же оно видело, как администрация Оренбургской области постепенно выводит активы из "ОНАКО", поэтому было решено продать компанию", - говорит источник. Альтернативой "ОНАКО" тогда был госпакет "Связьинвеста", трогать который не решились. Кроме того, руки нефтяных генералов не были связаны, и они смотрели на госкомпании как на свою будущую собственность. Миноритарные акционеры в лице "ЮКОСа" скупали акции дочерних предприятий "ОНАКО", Тюменская нефтяная компания внедрялась в "дочки" "Славнефти", "Сибнефть" пыталась установить контроль над "Пурнефтегазом" - основным добывающем предприятием "Роснефти". Объединять госкомпании, имеющие такие активы и таких акционеров, - гиблое дело. Хотя сейчас акционеры "Славнефти" остались те же, позиция государства в нефтяной отрасли заметно усилилась. Власть смогла заставить нефтяников играть по своим правилам.

ДЕЖА ВЮ

Главный фактор, изменивший намерение властей, это резко возросшие доходы нефтяников. Благодаря мировой конъюнктуре и кадровым перестановкам в госкомпаниях, они смогли исправить ситуацию, успешно консолидировать госсобственность, а также заняться приобретением новых активов.

К примеру, "Роснефть" смогла установить контроль над советом директоров и сырьевыми потоками добывающего предприятия "Краснодарнефтегаз". ТНК (по крайней мере официально) полностью отказалась от претензий на активы "Славнефти". По словам вице-президента "Славнефти" Андрея Шторха, "всю прибыль мы направляем на приобретение новых активов". А в "Зарубежнефти" с января работает человек из команды Путина, а этим уже все сказано. Источник в президентской администрации заявил, что "работа по созданию Российского нефтегазового альянса ведется по непосредственному распоряжению президента". Примечательно, что, по словам источника, "Славнефть" и "Роснефть" не будут включены в альянс, их управление будет осуществляться автономно. Кандидатами в ГНК являются "Транснефть", "Зарубежнефть", "Сибнефть", а также ряд мелких и средних компаний. Отбор последних сейчас идет через МАП. Что же касается участия в этом процессе нового министра энергетики Игоря Юсуфова, то он, без сомнения, попытается выполнить задание президента и вернуть Министерству энергетики былое величие.

Игорь Юсуфов два с половиной года руководил Российским агентством по государственным резервам. Финансировался этот орган из бюджета, поэтому оценить объем вращающихся в нем средств очень сложно. Сила резерва таится в запасах нефтепродуктов, которые по бартеру поставляются в регионы в рамках различных завозов. Так что со спецификой нефтяного бизнеса он знаком не по учебникам.

Понятно, что создание ГНК будет связано прежде всего с политическими аспектами. Во-первых, такая компания поможет направить финансовые потоки в нужное государству русло. Во-вторых, компания придаст стабильность нефтяному рынку. Руководитель экспертно-консультационного совета Минтопэнерго Эдуард Грушевенко полагает, что ГНК "полезна для обеспечения народного хозяйства топливом с точки зрения ценового регулирования и в плане решения каких-то пожарных вопросов". Например, при осуществлении поставок нефти в Белоруссию по заниженной цене, как это сейчас делает "Славнефть" в рамках межправительственных соглашений. Компания также нужна для представления государства по соглашениям о разделе продукции в нефтяной отрасли.

"ПРОБНЫЙ ШАР"

На днях фактически за ГНК выступил Виктор Христенко, заявив, что "необходимо укрупнение нефтяных компаний, чтобы иметь возможность позиционироваться с крупнейшими мировыми компаниями". Понятно, что укрупнять частные структуры Христенко не в состоянии, так что остается задействовать ресурсы государства. "Объединение государственных нефтяных компаний - это не только способ улучшения государственного управления их ресурсами. Это путь существенного снижения себестоимости, уменьшения бюджетных расходов и увеличения доходов", говорят сторонники "Госнефти". Кроме того, ГНК - сильный конкурент для частных компаний, способный разрушить сложившиеся региональные монополии. Крупная компания должна стать стабилизатором внутренних цен, что также ведет к снижению бюджетных расходов. Это эффективный инструмент проведения государством осмысленной промышленной политики. "Тезис противников ГНК о том, что государство не может достойно управлять своей собственностью, уже опровергнут и "Роснефтью", и "Славнефтью". Поэтому, безусловно, укрупнение государственных нефтяных компаний перспективнее, чем распродажа их по частям для сиюминутного пополнения бюджета", - считает пресс-секретарь "Роснефти" Александр Степаненко.

Пробный шар "мини-ГНК" уже был пущен. Это произошло в Ульяновской области, где губернатор генерал Шаманов выступил с инициативой "проверить законность приватизации нефтяных компаний области, которые он в дальнейшем планирует объединить в новую структуру ГУП "Ульяновскоблнефть". Распоряжение о создании ГУП, в которое войдут "Ульяновскнефтеразведка", "Ульяновскнефть", "Ульяновскгеонефть" и "Нафта-Ульяновск", уже подписано. Примечательно, что только в одной из компаний у области есть контрольный пакет акций. Что касается остальных, то "Нафта-Ульяновск" принадлежит "Славнефти", в "Ульяновскнефти" 90% принадлежит физическим лицам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1488
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1696
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1798
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4121

Другие новости