Полпреду Полтавченко выпала непростая миссия сообщить о коррупции в главном округе страны.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На седьмом году выстраивания жесткой вертикали управления, одной из декларируемых задач которой был выход из затянувшегося кризиса 90-х годов и обеспечение стабильности в стране, власть внесла в список главных угроз коррупцию среди чиновников и представителей силовых структур. Полпред президента по Центральному федеральному округу Георгий Полтавченко, выступая в конце прошлой недели на координационном совещании правоохранительных органов ЦФО в Москве, заявил, что нынешний уровень коррупции и рост преступности представляет угрозу национальной безопасности.
Это далеко не первое подобное заявление за последний месяц. На днях генеральный прокурор Юрий Чайка заявил, что в его ведомстве создано специальное подразделение, которое будет искать мздоимцев «не в среднем звене чиновничества, а среди высокопоставленных лиц». Коснулся коррупции в своем выступлении на недавнем форуме ООН в Нью-Йорке и глава Федеральной миграционной службы России Константин Ромодановский, заявивший, что нелегальная миграция, которая в последнее время приняла характер эпидемии, угрожает национальной безопасности. Руководитель ФМС особо подчеркнул, что из более чем 10 млн. мигрантов в стране официально зарегистрировано лишь 700 тысяч.
Совещание представителей правоохранительных органов ЦФО в Москве 15 сентября стало завершающим в цикле подобных мероприятий в федеральных округах. На каждом из них поднимались одни и те же вопросы: неуклонный рост преступности, межнациональные и межэтнические столкновения, неконтролируемая миграция. Но главной темой всякий раз становилась борьба с коррупцией: рост преступности, как отмечали участники совещаний, так или иначе связан именно с этим явлением. На заседании в Москве Георгий Полтавченко назвал ситуацию с коррупцией в округе крайне неблагополучной и тревожной. «Из года в год на различных совещаниях мы слышим о высокой степени латентности в сфере коррупционных проявлений, и в первую очередь взяточничества, но ситуация коренным образом не меняется», – заявил Полтавченко. Полпред подчеркнул, что высокая степень коррупции во многом связана с тем, что «70–80% бюджетных средств страны крутятся в регионах округа, в первую очередь в Московском регионе».
Как «весьма напряженное» охарактеризовал положение с преступностью и первый заместитель генерального прокурора Александр Буксман. «Растет преступность, нарастает количество тяжких и особо тяжких преступлений, но при этом падает их раскрываемость», – отметил Буксман на координационном совещании. Одним из ключевых вопросов в его выступлении также стала тема борьбы с коррупцией. «В ряде случаев борьба с коррупцией, по сути, имитируется, тогда как очень многие наши проблемы в экономической и социальной жизни можно было бы разрешить, если бы не засилье мздоимства и взяток», – отметил Буксман.
Между тем, по мнению руководителя Центра изучения элиты (ЦИЭ) Института социологии РАН, доктора социологических наук Ольги Крыштановской, в тотальной коррумпированности чиновников власть прежде всего видит угрозу для самой себя. Глава ЦИЭ считает, что развернувшаяся в стране антикоррупционная кампания призвана мобилизовать разъеденную коррупцией правоохранительную систему и гарантировать безоговорочную лояльность чиновничьего аппарата. «Сегодня чиновники занимаются решением своих личных проблем, – сказала в беседе с корреспондентом «НГ» Крыштановская. – Никто из них не готов взять под козырек и побежать грудью защищать верховную власть».
По мнению Ольги Крыштановской, в рамках антикоррупционной кампании «в ближайшее время произойдет еще ряд перестановок, в том числе и на самых верхних этажах власти, в результате которых порядок в какой-то степени будет восстановлен». Но при этом Крыштановская подчеркивает, что «все это делается не для общества, а для самой власти». «Для того чтобы удерживать власть, нужны инструменты, – говорит она. – Правоохранительная система – один из таких инструментов, но эффективно его использовать в его сегодняшнем состоянии невозможно. И сейчас перед властью стоит задача привести правоохранительную систему и систему органов власти в полную боевую готовность. Чиновники должны не свои темные делишки проворачивать, а бояться и служить. Им дают понять, что, если они не будут этого делать, они будут выгнаны или репрессированы. Это не системный кризис, а очередной этап борьбы за власть и контроль над страной».