0
1879
Газета События Интернет-версия

15.08.2007 00:00:00

Два килограмма терроризма

Тэги: терроризм, взрыв, поезд, ржд


терроризм, взрыв, поезд, ржд После взрыва три вагона «Невского экспресса» сошли с рельсов и опрокинулись.
Фото Reuters

Взрыв на Октябрьской железной дороге, остановивший «Невский экспресс», снова заставил вздрогнуть всю страну. Это девятый «железнодорожный» теракт в России с 1996 года.

Президент РФ Владимир Путин, пребывавший в Туве, связался по телефону с директором ФСБ России Николаем Патрушевым и, выслушав его доклад, поручил держать его в курсе расследования. Глава государства раздал также поручения руководителям Минтранса, Минздравсоцразвития, МЧС. В контакте с руководством РЖД они должны сосредоточиться на решении двух главных задач: оказании помощи пострадавшим и скорейшем восстановлении движения.

Особый акцент ЧП, чудом обошедшемуся без жертв, придает следующий факт: взрыв прогремел за два с половиной часа до наступления дня, от которого отсчитывается время до проведения декабрьских выборов в Госдуму.

Родившиеся в рубашках

Разные источники вчера называли разное количество пострадавших. К примеру, по данным РИА Новости, пострадали 60 человек, 30 из них были госпитализированы. Северо-Западная транспортная прокуратура, возбудившая уголовное дело по ч. 3 ст. 205 УК РФ (терроризм), вчера обнародовала иные данные: 27 пострадавших, из которых 6 человек госпитализированы. «Всего в Маловишерскую центральную районную больницу обратились 25 человек, – сообщил корреспонденту «НГ» заместитель главврача больницы Михаил Макар. – Двое были в тяжелом состоянии».

Но все источники сходятся в одном: жертв нет. Можно считать, что двум с лишним сотням пассажиров (на «Невский экспресс», по данным РЖД, был продан 231 билет) и членам бригады поезда (20 человек) крупно повезло. Последствия теракта могли быть очень тяжелыми. Видимо, именно на это и рассчитывали злоумышленники, закладывая взрывное устройство за мостом, через который должен был проследовать экспресс.

Расчет был на то, что при взрыве часть поезда рухнет с моста в реку. Но террористы не учли один фактор – скорость экспресса. Как сообщила корреспонденту «НГ» сотрудник пресс-службы РЖД Ирина Шабанова, поезд на этом участке двигался со скоростью 130 километров в час. Именно благодаря этому, когда в 21.38 бомба сработала, уже подорванный состав продолжил движение и все вагоны успели проскочить мост. Это тот редкий случай, когда высокая скорость была спасительной, а не губительной, как обычно. С другой стороны, скорость оказалась для данной ситуации, что называется, оптимальной. По мнению специалистов, если бы экспресс шел значительно быстрее, то и опрокинувшихся вагонов было бы намного больше (сойдя с рельсов, упали на бок три вагона – бригадирский, вагон-ресторан и обычный пассажирский, другие остались в вертикальном положении). Поневоле вспоминается выражение «родившиеся в рубашке».

Свидетелей происшествия нет

Кто мог пойти на это преступление? Несмотря на то что расследование дела ведет Северо-Западная транспортная прокуратура, ей в помощь из Москвы направлены оперативно-следственные группы из прокуроров-криминалистов Генпрокуратуры РФ, а также специалистов ФСБ, МВД и МЧС. На место происшествия вчера выехал также заместитель генпрокурора РФ Александр Бастрыкин. Результаты расследования пока скромны. По неофициальным данным, вчера на месте подрыва поезда обнаружены электрические провода, с помощью которых террористы привели в действие взрывное устройство. Точно такая же схема была использована 12 июня 2005 года при подрыве поезда Грозный–Москва в Подмосковье. А источники Интерфакса в правоохранительных органах утверждают, что аналогичная по конструкции бомба применялась при покушении на главу РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса в марте 2005 года.

Как заявил вчера заместитель начальника департамента МВД по обеспечению безопасности на транспорте Георгий Фоменко в эфире телеканала «Вести 24», сотрудники правоохранительных органов на основании свидетельских показаний создадут фоторобот подозреваемых в совершении преступления. «Удалось установить лиц, которые видели «сомнительных граждан», и сейчас создается идентификационный портрет, с помощью которого будет проводиться розыск», – сказал он, подчеркнув, что эта работа ведется совместно с представителями ФСБ. Георгий Фоменко также отметил, что свидетелей ЧП пока установить не удалось.

Следствие наверняка будет отрабатывать также и версию хулиганства. Тем более что, как рассказал корреспонденту «НГ» известный в Новгородской области поисковик Александр Орлов, в 1996 году здесь уже имел место подобный случай. Группа жителей Окуловки пытались на этом же перегоне пустить под откос скорый поезд «Аврора». Они раскрутили гайки на стыках и развели рельсы в стороны, намереваясь помародерствовать. Аварию предотвратила система автоблокировки, которая после повреждения полотна привела к включению запрещающего сигнала семафора. Четверо преступников получили от 2 до 10 лет лишения свободы. «Версия хулиганства маловероятна, – считает Александр Орлов. – Добыть взрывчатку – не проблема, черных копателей много, но дураков среди них нет».

РЖД поможет пострадавшим

Вчера министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что вопрос о выплате компенсаций пострадавшим будет рассмотрен компанией «РЖД» после того, как установят причины произошедшего. А вице-президент ОАО «РЖД» Олег Атьков в беседе с корреспондентом «НГ» опроверг слухи, будто материальные и моральные убытки пассажирам не будут возмещены: «Компания, занимающаяся страхованием пассажиров, выплатит все причитающиеся компенсации».

Полностью восстановить движение поездов руководство РЖД планировало вчера в течение суток. Все поезда сообщением Москва – Санкт-Петербург отправлялись вчера объездными маршрутами, в результате чего они задерживались в пути на 8 – 9 часов.

Корреспондент «НГ» сделал попытку встретиться с пассажирами, которых госпитализировали в дорожную клиническую больницу РЖД в Санкт-Петербурге. Однако, пресс-секретарь ОАО «РЖД» Светлана Минина, дежурившая здесь, отказалась провести корреспондента «НГ» к пациентам, сославшись на то, что они находятся в шоковом состоянии. Журналистов допустили лишь в реанимацию, чтобы они могли убедиться в том, что там нет ни одного человека. Лишь в парке около больницы корреспонденту «НГ» удалось поговорить с родственниками одного из пострадавших. По их словам, он не слышал звука взрыва, а лишь увидел в окне вспышку, которую принял за молнию. Когда состав накренился, пассажир упал и сломал руку и только тут понял, что поезд подорвали.

Как рассказала Светлана Минина, в общей сложности 60 человек обратились за медицинской помощью. Многим она была оказана на Московском вокзале. 22 человека получили консультации психолога. В больницу были доставлены 19 человек, из которых трое отказались от госпитализации. «Всего было госпитализировано 17 человек с переломами конечностей, ушибами, сотрясениями мозга и порезами», – добавила Светлана Минина. По данным на 13.00, состояние трех человек расценивалось как средней степени тяжести, 14 – как удовлетворительное.

Вчера лидер ЛДПР Владимир Жириновский высказал предположение, что теракт связан с недавней сменой власти в регионе. Новый губернатор Новгородской области Сергей Митин в интервью «НГ» эту версию опроверг: «Дискредитировать меня нечем, потому что это случилось лишь на шестой день после моего назначения».

Санкт-Петербург-Москва

Теракты на объектах РЖД

25 июля 1996 г. В Волгограде взорван вагон пассажирского поезда, прибывшего из Астрахани. Бомба сработала, когда люди покинули поезд.

12 августа 1996 г. Взрыв в вагоне поезда Астрахань–Волгоград на станции Трубная. Один человек погиб, 8 получили ранения.

23 апреля 1997 г. Взрыв на вокзале Армавира. Три человека погибли и более 10 ранены.

28 апреля 1997 г. Взрыв на вокзале в Пятигорске. Два человека погибли, 17 ранены.

3 сентября 2003 г. Два взрыва под электричкой Кисловодск–Минводы (перегон Подкумок–Белый Уголь). 4 человека погибли, более 50 ранены.

5 декабря 2003 г. Взрыв в электричке Кисловодск–Минводы в Ставропольском крае на подъезде к Ессентукам. Погибли около 50 человек.

29 мая 2004 г. В Северной Осетии подорван пассажирский поезд № 34 Москва–Владикавказ. При обследовании места происшествия были обнаружены еще две несработавшие бомбы. Никто из пассажиров серьезно не пострадал.

12 июня 2005 г. В Подмосковье на участке Узуново–Богатищево подорван поезд Грозный–Москва. Пострадали 42 человека. Обвиняемые Владимир Власов и Михаил Клевачев приговорены к 18 и 19 годам тюремного заключения соответственно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1454
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1385
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1607
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1328

Другие новости