0
1651
Газета События Интернет-версия

01.09.2010 00:00:00

Решая рукотворные проблемы

Михаил Ситников

Об авторе: Михаил Николаевич Ситников - журналист.

Тэги: патриарх, рпц, музей


патриарх, рпц, музей Министр культуры Александр Авдеев и Патриарх Кирилл во время воскресной встречи с руководителями государственных музеев.
Фото с сайта www.patriarchia.ru

В день памяти перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа, 29 августа, Патриарх Кирилл совершил литургию на площади перед собором Спаса Нерукотворенного Образа Спасо-Андроникова монастыря, где находится Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева. По окончании богослужения глава РПЦ организовал праздничный прием. Кроме сопровождавших Патриарха архиереев и духовенства, среди приглашенных были министр культуры Александр Авдеев и руководители государственных музеев Геннадий Попов (Музей Андрея Рублева), Елена Гагарина (музеи Московского Кремля), Ирина Лебедева (Третьяковская галерея), Владимир Гусев (Русский музей), Александр Седов (Музей Востока) и другие.

Торжественный обед, конечно же, не рабочее совещание, поэтому о проекте пресловутого закона «О передаче имущества религиозного назначения┘», задача которого – облегчить овладение Церковью культурным наследием России, разговора не было. Более того, Патриарх дал понять, что он, как и музейщики, обеспокоен тем, что «наворотили» не очень грамотные священнослужители в ряде древних храмов в погоне за «благолепием», поэтому без контроля со стороны специалистов в церковном использовании памятников никак не обойтись. Смысл же произнесенных им нескольких фраз в ответ на вопросы присутствующих о проблеме музейного фонда сводился к тому, что «к музейным коллекциям мы не прикоснемся».

У представителей музеев создалось впечатление, что аргументы музейного сообщества как-то подействовали, и Московская Патриархия вспомнила по крайней мере об общественном мнении, которое сегодня в этом вопросе далеко не однозначно. Однако, с видимым удовольствием упомянув о предстоящей выставке творений Андрея Рублева, к которой, конечно же, подготовят свои приветствия и Патриарх Кирилл, и министр культуры Авдеев, глава РПЦ все же сообщил, что окончательное слово в позиции Церкви насчет ситуации с религиозными памятниками остается за Синодальной комиссией по взаимодействию с музейным сообществом, где среди четырех десятков членов присутствуют и два представителя от музеев.

В то, что церковные чиновники, как и любые другие, столь внезапно отказались бы от своих претензий на культурное наследие, естественно, не верится. Более того, легко понять желание кого-либо, в том числе религиозной организации, обладать не только уже полученными драгоценными иконами и монастырями, но и всеми остальными уцелевшими сокровищами древнерусской культуры. Но права собственности возлагают на любого хранителя обязанности, подобные тем, какие традиционно несет, например, Музей Ватикана. Однако в этом отношении у Московской Патриархии пока еще мало общего с имиджем трепетного хранителя национального наследия.

В этом можно было убедиться еще в начале 1990-х годов, когда начался стихийный «возврат Церкви ее святынь». Иконы из глубинки, которые в то время только начинали учитывать, сотнями передавались в храмы, из которых затем бесследно исчезали. Так, например, в 1991–1992 годах музей Александровской Слободы передал действующему на его территории храму несколько десятков икон, которые вскоре бесследно исчезли. Также исчезли две келейные иконы преподобного Сергия Радонежского – «Богоматерь Одигитрия» и «Святитель Николай» XIV века, переданные Троице-Сергиевой лавре в 1993 году Сергиево-Посадским музеем. Список подобных печальных прецедентов можно долго продолжать, так как волна эйфории от «грядущего духовного возрождения» в начале 90-х годов стимулировала передачу Церкви всего, что имело отношение к религии практически по всей стране.

В конце 1940-х годов, в процессе легализации Московской Патриархии после Великой Отечественной войны, Третьяковская галерея передала, как предписывал закон, во временное пользование Троице-Сергиевой лавре 147 икон XVII–XVIII веков. Многие их них принадлежали кисти известных русских мастеров, что значительно повышало их историко-культурную ценность. В начале 1990-х годов по инициативе Минкульта драгоценную коллекцию намеревались окончательно передать Церкви, против чего не возражала и Государственная Третьяковская галерея. Однако в ответ на официальное обращение руководства галереи напоследок осмотреть иконы, чтобы окончательно снять их с регистрации Третьяковки, было официально заявлено, что ни одной из перечисленных в списке галереи икон у Троице-Сергиевой лавры нет. Так что нынешнее не всегда бережное отношение РПЦ к ценным памятникам, к сожалению, уже имеет некоторую «традицию».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1380
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1316
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1548
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1274

Другие новости