0
3673
Газета События Интернет-версия

02.09.2015 00:01:00

Запасные пути украинского православия

Анатолий Хливный

Об авторе: Анатолий Витальевич Хливный – украинский журналист.

Тэги: украина, православие, петр порошенко, церковь, раскол


украина, православие, петр порошенко, церковь, раскол Митрополит Макарий (Малетич) вывел УАПЦ из полусонного состояния. Фото с сайта www.pravoslavnews.com.ua

Начало осени должно было стать знаковым для церковной жизни Украины. Именно 14 сентября с.г. (день церковного новолетия), согласно итоговому решению совместного заседания комиссий Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) для ведения диалога друг с другом, было определено временем созыва Объединительного собора двух конфессий. Но не успели еще высохнуть чернила в подписях под договоренностью, как обе стороны стали обвинять друг друга в срыве  подготовки Собора. И тут возникает вопрос: если в ближайшем будущем объединения не будет, то что ждет УПЦ КП и УАПЦ? И если с Киевским патриархатом более-менее понятно (Церковь довольно неплохо себя чувствует, имея из-за своей позиции в условиях противостояния с Россией поддержку патриотически настроенных граждан Украины, власти и даже немалой части клириков УПЦ Московского патриархата), то с «автокефалами» не все так однозначно.

Конечно, можно сказать, что будущему УАПЦ, имеющей более 1100 приходов (а это больше, чем в автокефальных православных Церквах Албании, Польши, Иерусалима, Чешских земель и Словакии, вместе взятых), ничто не угрожает. Но в Украине функционируют УПЦ МП, имеющая более 12 700 приходов, и УПЦ КП с более чем 4600 приходами, и на их фоне УАПЦ выглядит маленькой Церковью. Кроме того, в основном приходы УАПЦ сосредоточены в Галичине, некоторые епархии не имеют епископов, до недавнего времени отдельные общины и даже целые епархии время от времени переходили в УПЦ КП, а у нового предстоятеля УАПЦ митрополита Макария (Малетича) уже нашлись критики внутри Церкви.

Религиоведы выделяют три варианта будущего УАПЦ. Первый из них: активное развитие. Последние полгода, когда у руля УАПЦ сначала как местоблюститель, а теперь и как полноправный предстоятель стал митрополит Макарий, Церковь из полусонного состояния перешла в более активную фазу. За это время после нескольких лет перерыва успел по-новому загореться и угаснуть диалог об объединении с УПЦ КП; в Закарпатье специально под перешедшего из УПЦ МП архимандрита Виктора (Бедя) была создана Карпатская епархия; из той же УПЦ МП недавно перешел Свято-Николаевский епархиальный монастырь в Чинадиево (хотя в самой УПЦ МП опровергают эту информацию); клирики УАПЦ более активно начали «светиться» в зоне проведения АТО на востоке Украины и в деле собирания благотворительной помощи, в том числе из-за рубежа, для ВСУ и беженцев; в уже долгое время находящейся без епископа Таврической епархии утвержден правящий архиерей и т.д. Но, во-первых, нынешняя активность УАПЦ по большей части инициирована новым предстоятелем, а во-вторых, похоже, что этого явно мало, чтобы в дальнейшем не потеряться среди больших УПЦ КП и УПЦ МП. Бывшая первая помощница покойного предстоятеля митрополита Мефодия (Кудрякова) Наталья Шевчук, например, так образно оценила действия нынешнего главы УАПЦ: «Владыка Макарий не стоит на одном месте. Это правда. Он постоянно в движении. Но ходит он кругами».

Вторым вариантом может стать вхождение в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Таким образом, через Новый Рим УАПЦ получила бы признание мирового православия, избавившись от ярлыка «раскольничества», а значит, имея больше возможности для привлечения в свои ряды как клириков, так и простых верующих из той же УПЦ МП, которых от такого шага удерживает перспектива стать «неканоничными». Сама УАПЦ к присоединению готова давно. Там постоянно заявляют о Константинополе как о церкви-матери, и не раз на официальном уровне высказывали желание перейти под его омофор. Последний раз обращение к патриарху Варфоломею с такой просьбой было принято 6 июня с.г. во время работы Поместного собора УАПЦ. В документе, в частности, были такие слова: «Поместный собор перед лицом церкви-матери Константинопольской, от имени всей полноты нашей Церкви обращается к вам с просьбой: отбросив всяческое предубеждение, восстановить историческую справедливость, приняв нашу Украинскую автокефальную православную церковь во Вселенский патриархат как митрополию на правах самоуправляемого устройства, который у нее был до ее присоединения в 1686 году к Московской церкви».

Но Вселенский патриарх все эти годы без особого энтузиазма относился к идее создания параллельной Московскому патриархату церковной структуре в Украине. В украинских СМИ появилась информация, согласно которой Константинополь якобы приступил к реализации «плана Б», суть которого сводится к замораживанию объединительного проекта, ставку на работу с УАПЦ и получение «автокефалами» канонического статуса из рук Вселенского патриарха. Эта информация основывается на визите в Украину сразу нескольких высокопоставленных эмиссаров Константинополя, одним из них был митрополит Элпидофор Ламбриниадис.

Однако эксперты скептически относятся к возможности такого поворота событий. Ведь взятие под свою юрисдикцию УАПЦ означало бы начало неприкрытого конфликта с РПЦ, считающей Украину своей канонической территорией. Причем даже не конфликта, как это было, например, с основанием в Эстонии автономной Церкви в юрисдикции Константинополя, а, учитывая ставки,  почти стопроцентного раскола в мировом православии. И все это в преддверии Всеправославного собора, проведение которого намечено на 2016 год. К тому же все равно за бортом «каноничности» останется Киевский патриархат, приобретший, особенно за последние годы, большое влияние в стране. Пикантности ситуации добавляет решение Синода УПЦ КП от 27 июля с.г., предписывающее патриарху Филарету (Денисенко) обратиться к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой начать диалог о признании автокефалии Киевского патриархата.

Но остается еще третий вариант, похоже, самый несбыточный: объединение УАПЦ и УПЦ КП. По крайней мере патриарха Варфоломея, судя по его высказываниям, а также действиям и высказываниям делегатов Константинополя, такой вариант устраивал бы более всего. С начала с.г. в Украину с завидной регулярностью приезжают эмиссары Константинопольской церкви – в основном представители Украинской церкви в диаспоре.

Нынешняя власть именно теперь начала уделять вопросу объединения православия в Украине все большее внимание. Так, 28 июля, в День крещения Руси-Украины, президент Петр Порошенко в своем выступлении отметил, что единая Церковь поможет единению страны. Глава государства также поблагодарил иерархов Константинопольской церкви, в частности тех, кто прибыл в Киев на торжества, за содействие в преодолении церковного разделения. Более того, уже 17 августа с.г. экс-президенты Украины Леонид Кравчук и Виктор Ющенко нанесли визит в Константинопольский патриархат, где во время двухчасовой беседы с патриархом Варфоломеем были затронуты темы политической ситуации и церковного кризиса в Украине. Вполне возможно, что политическая воля руководства Украины, запрос общества на единую и независимую православную Церковь, заинтересованность Вселенской патриархии – все это побудит УАПЦ пойти на новые переговоры об объединении с Киевским патриархатом.

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1035
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1280
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1167
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1157

Другие новости