0
5971
Газета События Интернет-версия

02.11.2016 00:01:00

Добро пожаловать на Храмовую гору, или Посторонним вход воспрещен

Александр Занемонец

Об авторе: Александр Владимирович Занемонец – диакон Русского экзархата Вселенского патриархата в Западной Европе, преподаватель Хайфского университета (Израиль).

Тэги: юнеско, храмовая гора, иерусалимский храм, стена плача, израиль, иордания, иудеи, христиане, мусульмане, шестидневная война


юнеско, храмовая гора, иерусалимский храм, стена плача, израиль, иордания, иудеи, христиане, мусульмане, шестидневная война ЮНЕСКО отрицает связь ветхозаветной традиции с Храмовой горой. Фото Reuters

Октябрьское решение одной из комиссий Исполнительного комитета ЮНЕСКО по Храмовой горе в Иерусалиме многие сочли революционным. Резолюция с традиционным (а вовсе не революционным) названием «Оккупированная Палестина» была предложена рядом арабских стран и  поддержана 24 государствами (включая Россию), при 26 воздержавшихся (включая Украину) и шести, голосовавших против (США, Великобритания, Германия, Нидерланды, Литва, Эстония). Речь идет не столько об «оккупированной Палестине», сколько о Храмовой горе в Иерусалиме (она же аль-Харам аль-Кудс аш-Шариф), которая является священной для трех монотеистических религий: иудаизма, христианства и ислама.

Поскольку ЮНЕСКО занимается вопросами образования, науки и культуры, а не политикой, то организация следует тем правилам и международным границам, которые установлены мировым сообществом и признаны Организацией Объединенных Наций, при которой ЮНЕСКО и существует. По этой причине Херсонес Таврический в Списках объектов всемирного наследия ЮНЕСКО располагается в Украине, а город Акко или крепость Масада – в Государстве Израиль. Вифлеем располагается в Палестине, а Иерусалим... Иерусалим выделен в списке в отдельную графу, почти как Ватикан. В списке он, конечно, не числится отдельным государством, но указан как «место, предложенное Иорданией». По решению ООН 1947 года у Иерусалима должен был быть особый международный статус, хотя реальность сразу же оказалась другой.

В ходе Шестидневной войны 1967 года Иерусалим, разделенный в 1948 году между Израилем и Иорданией, был объединен в составе Государства Израиль. Иудея, Самария и Газа оказались под контролем израильской военной администрации, а Голанские высоты и Восточный Иерусалим были присоединены к Израилю в одностороннем порядке, по решению Кнессета – израильского парламента. Эти решения, легитимные для самого еврейского государства, в течение нескольких десятилетий так и не признаны ни арабскими соседями, ни мировым сообществом. Жить это непризнание никому не мешает, но остается постоянной проблемой, о которой в любой момент можно напомнить.

К тому же  1967 году относятся и договоренности по Храмовой горе, на которых основывается  сегодня ЮНЕСКО и другие международные организации. В тот год Израиль, получив доступ к Старому городу и объявив Западную стену Храмовой горы (она же Стена плача) своей святыней, оставил Храмовую гору в полном владении и распоряжении вакфа-системы мусульманской религиозной собственности. Причин такого решения было несколько: нежелание религиозного конфликта с мусульманским миром, отсутствие особых интересов к этой святыне у тогдашних лидеров Государства Израиль, а также отсутствие какого-либо позитивного смысла Храмовой горы для тогдашнего ортодоксального иудаизма.

Храмовая гора, на которой до разрушения во 70 году н.э. римлянами возвышался Иерусалимский храм, не только не была на протяжении почти двух тысячелетий местом иудейского паломничества или поклонения (эту функцию взяла на себя Западная стена), но раввины строго запрещали своей пастве ее посещать. До настоящего дня перед входом на Храмовую гору об этом свидетельствуют красноречивые таблички, поставленные современным израильским раввинатом.

Если бы Храмовая гора была взята евреями в свое владение в 1967 году или после любой другой победоносной войны Израиля, то на ней, с точки зрения официального иудаизма, не только нельзя было бы восстановить храм (больше нет ни священства, ни жертвоприношения), но даже нельзя было бы туда заходить. Ну разве что музей храма можно было бы построить, в который ходили бы одни светские израильтяне. А ради этого идти на конфликт с мусульманским миром и с раввинатом точно смысла не имело. Поэтому в 1967 году израильские власти подтвердили права мусульманского вакфа на Храмовую гору, а также обязались обеспечить мусульманским паломникам возможность посещения этой святыни.

Что же изменилось за прошедшие десятилетия? Изменился статус Иерусалима: в 1980 году Израиль объявил его своей единой и неделимой столицей. Теперь Храмовая гора оказалась (с точки зрения израильского законодательства) не в каком-либо арабском государстве, не в городе с международным статусом, а в центре столицы еврейского государства и со всем значением и смыслом Храмовой горы и Иерусалимского храма для истории еврейского народа. Мусульмане, со своей стороны, стали использовать Храмовую гору как символ борьбы с Израилем. Иногда и не только символ: с горы часто летят камни на тех, кто собирается внизу, у Стены плача. Ну и последнее: в ортодоксальном иудаизме за последние десятилетия появилось немало людей, которые считают, что Храмовую гору иудеям как раз стоит посещать, ведь место, где стоял великий храм Соломона, куда важнее, чем просто часть Западной стены, которая его окружала со времен царя Ирода. Мусульмане парадоксальным образом пытаются утверждать, что никакого храма здесь не было, не было тут ни библейского Соломона, ни вавилонского разрушения и последующего восстановления храма, ни Христа, изгонявшего из храма торгующих, и первые постройки появились здесь лишь после завоевания Иерусалима арабами-мусульманами в 638 году. В этом одна из причин мусульманского запрета на проведение здесь археологических раскопок: ничто лучше их не подтвердит, что совсем недалеко от нынешней поверхности горы находятся остатки огромного древнееврейского храма, стоявшего здесь почти тысячу лет.

У декларации ЮНЕСКО, как кажется, две цели: вернуть к жизни пошатнувшееся статус-кво 1967 года, а также легализовать на международном уровне мусульманскую идеологию, по которой Храмовая гора – исключительно мусульманское место, не связанное ни с какой другой религией или культурой. В резолюции, если приглядеться, не то чтобы отрицалась связь иудеев или христиан с Храмовой горой, но об этом просто ни слова не упоминается. В этом причина протеста Израиля, вплоть до отзыва израильского представителя из этой организации. Такое содержание декларации (как и обсуждение статуса Храмовой горы в декларации с названием «Оккупированная Палестина») неудивительно, поскольку декларация была предложена и проголосована мусульманскими странами.

Но зачем это нужно международным организациям? Приглашать к соблюдению статус-кво проще, чем искать новые пути разрешения новых проблем. В каком-то смысле ЮНЕСКО просто цитирует старые документы, когда называет Храмовую гору и ее постройки исключительно мусульманским названием. Но это то же самое, что называть Святую Софию исключительно турецким названием и провозглашать ее исключительно мусульманской святыней на том основании, что она ею является в той же степени, что и христианской, и уже не одно столетие.

В отличие от западных христианских стран, в Израиле не существует общих правил для всех религиозных общин. Это мы видим и по ситуации на Сионской горе в Иерусалиме: здесь тоже нарушен статус-кво, но в результате этого иудеи смогли устроить постоянно действующую синагогу у гробницы царя Давида, а христиане потеряли возможность даже эпизодически молиться в Сионской горнице. Мусульмане сегодня запрещают на Храмовой горе любые знаки иудейской и христианской религиозности и молитвы: туда нельзя пронести с собой Библию, молитвослов или тфилин. Если выделить часть для иудейской молитвы, то можно ли будет там помолиться, например, группе христианских паломников? Или для них нужно будет выделить древний «притвор Соломонов»?

Что означает для христианских общин решение ЮНЕСКО по Храмовой горе? То, что она к христианам тоже не имеет никакого отношения. К этому христианам не привыкать: гробница праотцов в Хевроне, например, поделена между двумя общинами – иудейской и мусульманской, и ни на одной из сторон христиан не ждут, разве что в качестве светских туристов. Их не ждут ни в одной из святынь, принадлежащей иудеям или мусульманам, при том что все ветхозаветное для христиан так же важно, как и для иудеев.

Через два дня после декларации генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова все же напомнила о важности Иерусалима (и даже отчасти Храмовой горы) для разных религиозных общин: «Мечеть аль-Акса, аль-Харам аль-Кудс аш-Шариф, святыня мусульман, также Хар а-Баит или Храмовая гора, Западная стена которой является священным местом в иудаизме, находятся в нескольких шагах от храма Гроба Господня и Елеонской, или Масличной горы, почитаемых христианами. Выдающаяся всемирная ценность города и причина, по которой он был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, заключаются в этом синтезе, который является призывом к диалогу, а не к противостоянию».

Религиозные или этнические общины могут настаивать на своей точке зрения и лоббировать свои собственные интересы. Но государство должно быть выше этого, если хочет оставаться государством для всех, а не только для некоторых из своих граждан. ЮНЕСКО напомнило о решении 1967 года. Неудачно. Однако нового решения пока не видно.  

Иерусалим



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Денис Писарев

0
493
Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
4787
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2573
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
6054

Другие новости