0
5348
Газета События Интернет-версия

04.09.2018 17:12:00

Кержаки отбиваются от единоверия

Последователи протопопа Аввакума разделяют вертикаль власти и «хорошего царя»

Тэги: митрополит корнилий, нижний тагил, свердловская область, краснодарский край, земельный вопрос, суд, старообрядчество, рпц, единоверие, протопоп аввакум, владимир путин


митрополит корнилий, нижний тагил, свердловская область, краснодарский край, земельный вопрос, суд, старообрядчество, рпц, единоверие, протопоп аввакум, владимир путин Митрополита Корнилия встречают в регионах далеко не так торжественно и официально, как лидера доминирующей церкви. Фото с сайта www.rpsc.ru

В Нижнем Тагиле 20 августа сорвалась запланированная встреча главы Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) митрополита Московского и всея Руси Корнилия (Титова) с и.о. мэра города Владиславом Пинаевым. Уральское информагентство «Евроазиатские новости» (ЕАН) со ссылкой на свой источник сообщило: Пинаеву не рекомендовали встречаться с предстоятелем старообрядческой церкви в Екатеринбургской епархии РПЦ, куда и.о. мэра якобы обращался за консультациями.

По информации ЕАН, беседовать с митрополитом Корнилием Пинаев должен был на церемонии освящения памятного креста в городском районе, где местная старообрядческая община хочет строить свой храм. В редакции городского агентства новостей «Между строк» корреспонденту «НГР» сказали: «Из-за бюрократических проволочек пришлось отменить и церемонию освящения памятного креста на месте строительства, так как разрешение на строительство храма еще не получено. Никто из старообрядческой общины зла на горадминистрацию не держит. То, что разрешение на строительство не получено, связано не с Владиславом Пинаевым, а с городским управлением архитектуры: желающих получить землю очень много. Информацией о каких-то интригах против старообрядцев, куда замешан Московский патриархат, мы не располагаем». Запрос «НГР» насчет храмового землеотвода на имя и.о. начальника горуправления архитектуры и градостроительства Елены Истоминой результата не дал. В администрации города «НГР» только подтвердили, что в планах и.о. мэра действительно была встреча с главой РПСЦ. «Но в связи со срочной командировкой ее, к сожалению, отменили», – пояснил руководитель аппарата администрации города Владимир Ленда. По информации сайта мэрии и по сообщениям тагильчан в соцсетях, Пинаев на момент приезда Корнилия в командировку из Нижнего Тагила не уезжал. Обществу старообрядцев Пинаев предпочел совещание в городском УВД. На следующий день, 21 августа, Пинаев подавал в городскую думу документы для своего участия в конкурсе на должность мэра.

В Екатеринбурге, общаясь с уральской прессой, митрополит Корнилий сказал: «На Урале все хорошо», имея в виду содействие местных властей возрождению старой веры в регионе. 16 и 17 августа глава РПСЦ, как и было запланировано, освящал староверческий храм Святого Владимира в поселке Староуткинск в 103 км от Екатеринбурга. Глава Староуткинска посетил староверческое богослужение и пообещал помочь провести в храм газовое отопление. 19 августа Корнилий служил литургию в екатеринбургском старообрядческом храме Рождества Христова, главной святыне староверов Урала. 21 и 22 августа предстоятель РПСЦ освящал в городе Ивдель первый в России староверческий храм, названный в честь священномученика протопопа Аввакума. Храм во имя казненного на костре ревнителя старой веры строился при поддержке областного управления ФСИН, руками добровольцев – заключенных из колонии строгого режима.

Уроженцы Урала и Западной Сибири иногда называют себя «кержаками», намекая на происхождение от фанатичных староверов с берегов реки Керженец в среднем Поволжье. Староверческое храмостроительство на Урале – следствие неприятия потомками старых «кержаков» так называемого единоверия, то есть церквей Московского патриархата со старообрядческими приделами вроде московского храма Николая Чудотворца в Студенцах. Староверческая община Нижнего Тагила, состоявшая на момент регистрации в 2016 году из 10–15 человек, сразу же взялась за проектирование своего городского храма. До большой единоверческой церкви Покрова Богородицы от города – менее часа езды, но староверы сразу объявили, что единоверие им не по вкусу. Место стройки храма – пустырь с видами на заводские трубы, но изначально храм планировался в центре города. Как пишут тагильчане в соцсетях, в документах на участок тагильским староверам помог экс-начальник горуправления градостроительства, уволенный в июле со скандалом. «Экспертиза выявила, что планировка части Тагила, куда попадает и наш храм, сделана с нарушениями, идет проверка технической документации. Думаю, поэтому мэр пока не спешит отмежевывать нам землю», – сказал «НГР» глава старообрядческой общины Нижнего Тагила Павел Петров.

В июне мэрия Краснодара начала процесс по признанию «самостроем» и последующему сносу строящегося возле городского аэропорта староверческого храма (см. «НГ» от 05.07.18). Ответственный за градостроительство вице-мэр Краснодара и главный городской архитектор, при которых местные староверы получили землю, – с конца апреля с.г. под следствием за махинации с земельной собственностью. Как и потом Владислав Пинаев, краснодарский губернатор Александр Ткачев в 2013 году срочно отменил запланированную встречу в Краснодаре с митрополитом Корнилием.

В середине 1980-х годов староверы из Свердловска захотели вернуть себе Троицкий собор XIX века, где на закате СССР располагался дворец культуры. Есть информация, что глава Свердловского обкома КПСС Борис Ельцин дал староверам добро. Но в 1990-х годах иерарх РПЦ архиепископ Екатеринбургский Никон (Миронов), как говорят староверы, «на коленях вымолил» собор для РПЦ. Он пообещал старообрядцам помощь в постройке нового храма, а на время выделил староверам для молитв третий этаж в «никонианском» храме Вознесения. Трудные походы по шаткой лестнице в свою молельню для многих староверов заканчивались невольным переходом в РПЦ.

Преемник Никона Викентий (Морарь) в 2006 году своеобразно выполнил обещание предшественника староверам насчет нового храма. На закладной плите обозначили старорусской вязью: храм для староверов поморского согласия. А современной кириллицей и более крупными буквами – что храм строится при участии архиепископа Викентия и близкой к епархии стройфирме. На купол храма возвели не принимаемый староверами «никонианский» крест. По информации уральского журналиста-старообрядца Максима Гусева, юридически епархия РПЦ оформила все так, что застройщик за свои средства возводит храм и становится его собственником, а потом безвозмездно передает храм старообрядцам. Староверы смогли молиться в храме только спустя пять лет после завершения строительства – в рамках соглашения, которому предшествовала долгая судебная тяжба застройщика и староверов. Максим Гусев свидетельствует, что соглашение и передача храма вряд ли состоялись бы без помощи общины РПСЦ, которая формально к храму отношения не имела. Землю под храм выделяли для беспоповцев поморского согласия, так как с ними, а не с «поповцами» из РПСЦ вели переговоры Никон (Миронов) и Викентий (Морарь). К моменту судебной тяжбы за храм беспоповцев остались несколько пенсионерок преклонного возраста, и исход тяжбы в пользу близкого к РПЦ застройщика тем самым был заранее предрешен.

Глава РПСЦ, находясь в Екатеринбурге, заявил, что президент России Владимир Путин, которого Корнилий сравнил с русскими царями, – первый за 350 лет глава Российского государства, который помогает старообрядцам. При этом от старообрядцев часто можно услышать, что в истеблишменте их часто воспринимают как сектантов-изуверов и социальных маргиналов. Гадать о том, что происходит в сознании представителей органов власти в конкретных регионах, по каким причинам они не идут навстречу старообрядцам – дело неблагодарное, сказал «НГР» профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС Михаил Шахов. «В законе о передаче религиозного имущества, национализированного при советской власти, сказано: здание подлежит передаче религиозной организации при наличии архивных данных, что до 1917 года оно использовалось в религиозных целях. И, если нет оснований для отказа, должно быть передано. А когда старообрядческая, мусульманская или протестантская организация просит у чиновников землю под свое культовое сооружение – другой случай. Ни в Земельном кодексе РФ, ни где-то еще вы не найдете критериев, по которым данная просьба может быть удовлетворена или отклонена. Правоприменитель – светская сторона – в таком случае вправе как дать землю, так и отказать под каким-то предлогом. Здесь формально нет нарушения закона, есть нюансировка отношений правоприменителя к разным религиозным группам», – сказал Михаил Шахов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зурабишвили оспорила в суде итоги выборов в Грузии...

Зурабишвили оспорила в суде итоги выборов в Грузии...

Светлана Гамова

Лукашенко предоставил убежище польскому судье

0
823
Президенту докладывают об успехах по автоматизации ручного управления...

Президенту докладывают об успехах по автоматизации ручного управления...

Иван Родин

Судебная система пытается реагировать на дефицит кадров

0
789
Верховный суд требует оригинальных решений

Верховный суд требует оригинальных решений

Екатерина Трифонова

Расхождения в текстах протоколов становятся все более существенными

0
3566
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
2282

Другие новости