В РПЦ соглашение Петра Порошенко и патриарха Варфоломея назвали вмешательством государства в церковные дела. Фото со страницы Константинопольской православной церкви в Facebook
Заинтересованные, но сторонние действующие лица церковной политики мучительно гадают о сути загадочного соглашения, которое 3 ноября в Стамбуле подписали президент Украины Петр Порошенко и Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей. Содержание его неизвестно, текст до сих пор не опубликован ни пресс-службой главы украинского государства, ни Константинопольской патриархией.
На официальном сайте главы украинского государства оно называется то «Соглашением о создании независимой украинской церкви», то «Соглашением о сотрудничестве и взаимодействии между Украиной и Вселенским Константинопольским патриархатом». Можно ли этот документ считать своеобразным конкордатом между государством и церковью или, как указывают некоторые, патриарх Варфоломей поставил свою подпись под своеобразной гарантией, что процесс предоставления автокефалии и томоса, то есть указа об этом, будет доведен до конца? «Соглашение, которое мы сегодня подписали, создает все условия для того, чтобы процесс подготовки к Собору, процесс предоставления томоса был приведен в абсолютно четкое соответствие канонам православной церкви. Я поздравляю всех вас с подписанием настоящего соглашения. Хочу подчеркнуть, что 3 ноября – это исторический день для создания украинской автокефальной православной церкви», – заявил Порошенко, и стоявший рядом патриарх Варфоломей ему не возразил.
В том же уверены другие представители украинских властей. «В субботу было подписано важное и, без сомнения, историческое соглашение между Украиной и Вселенской патриархией, которое гарантирует создание единой поместной церкви и предоставление ей томоса об автокефалии», – сообщил депутатам Верховной рады председатель парламента Андрей Парубий.
Хотя спикеры РПЦ в Москве отчаянно пытались внушить всем мысль, что ни под каким обязательством Варфоломей не подписался, резкая реакция Московского патриархата на это событие тоже о многом говорит. «Последние шаги и решения патриарха Варфоломея, включая подписание сегодняшнего соглашения, лежат вне канонического поля, а находятся исключительно в политической плоскости. Выполняя заказ из-за океана, направленный на ослабление и расчленение единой Русской церкви, патриарх Варфоломей спешит выполнить этот заказ, пока не изменилась политическая конъюнктура и пока у власти в Украине находится нынешний президент», – заявил в тот же день председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев). Напомним, ранее патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал Всемирному русскому собору в Москве о том, что против Русской церкви существует «глобальный заговор» (подробнее см. в «НГ» от 30.10.18).
На следующий день после встречи с Порошенко патриарх Варфоломей отправился в Северную Грецию, где находятся подчиненные ему епархии. Здесь он ответил на упреки Московской патриархии: «Проблема Украины стала причиной того, что мы столкнулись с братской церковью России. Ей трудно понять, что как Вселенский патриархат освободил так много народов на Балканах, чем ослабил себя, но признал их право на внутреннее самоуправление, независимость церковную, автокефалию и издал томосы о создании поместных независимых церквей, так и Москве следовало бы признать, что украинский народ, который она в порядке не православном получила на несколько столетий в свою юрисдикцию, или, точнее, в управление, что этот почти 50-миллионный народ имеет право на церковную независимость, на автокефалию».
В Киеве не преминули ответить на обвинения о вмешательстве государства в церковные дела. «Закон Украины о свободе совести и религиозных организациях не просто дает право, а обязывает государство содействовать религиозным организациям в реализации их законных интересов. Собственно, об этом соглашение», – сообщил на брифинге 5 ноября советник украинского президента, директор Национального института стратегических исследований Ростислав Павленко.
Кроме того, Андрей Парубий сообщил, что, по его мнению, подписание документа между президентом и патриархом открывает путь для созыва объединительного Собора, на котором будет сформирована будущая независимая религиозная юрисдикция. Спикер Верховной рады предположил, что ассамблея стартует уже в ноябре, а томос будет предоставлен до конца 2019 года. Парубий также сообщил, что сам патриарх Варфоломей на Собор не поедет: «Скорее всего, будет кто-то из его представителей».
В свою очередь, Ростислав Павленко отказался отвечать на вопрос о сроках Собора, потому что не разрешены противоречия между украинскими иерархами, выступающими за независимость. Как сказал Петр Порошенко в Стамбуле, в этом процессе принимает участие Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и некоторые представители Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Лидер УПЦ КП Филарет (Денисенко) ранее заявил, что дату этого Собора может определить только Варфоломей. Недавно в Киевском патриархате постановили поминать за богослужением Константинопольского патриарха, что свидетельствует о признании УПЦ КП верховенства Константинополя. Филарет даже отказался от титула Киевского патриарха при внешнем употреблении – в угоду Вселенскому патриархату.
Филарет отчаянно надеется на то, что именно ему предложат стать главой будущей единой украинской церкви. Точно так же отчаянно этому сопротивляются визави Филарета на конфессиональной сцене Украины. Например, о неприятии его в качестве лидера заявил глава УАПЦ митрополит Макарий (Малетич). Эта церковь пока что понесла наиболее значимые материальные утраты ради единства: принадлежавший ей Андреевский собор в Киеве передали представительству-ставропигии Вселенского патриархата. Между тем УАПЦ задвинута на задний план. Кроме того, против верховенства Филарета высказался митрополит УПЦ МП Софроний (Дмитрук). Он готов, как и другой иерарх Московского патриархата, митрополит Александр (Драбинко), участвовать в объединительном Соборе, но не с перспективой предоставить лидерство вчерашнему «раскольнику».
В последнее время в украинских СМИ появились предположения, что в качестве компромиссной фигуры как глава будущей единой церкви может быть предложен еще один иерарх УПЦ МП – митрополит Винницкий Симеон (Шостацкий). Этот близкий еще по винницким временам к Порошенко епископ конкурировал с Онуфрием (Березовским) на выборах митрополита Киевского и всея Украины в 2014 году. СМИ много злословили по поводу того, что в сентябре с.г. Симеон посетил США. Эта кандидатура на предстоящих выборах главы новой церкви могла бы опровергнуть обвинения в том, что УПЦ МП отодвинута от процесса обретения церковной независимости. К тому же за Симеоном не тянется шлейф «раскольника», пусть и прощенного, как Филарет и Макарий.
комментарии(0)