Архиепископа Элпидифора теперь прочат в преемники патриарха Варфоломея. Фото со страницы Элпидифора Ламбриниадиса в Twitter |
Непонятно, почему Алфеев решил, что американское архиепископство автоматически означает преемство нынешнему Константинопольскому патриарху Варфоломею, с которым в 2018 году РПЦ прервала общение из-за украинской автокефалии. Ни сам Варфоломей, ни его предшественник Димитрий не оказались на константинопольской архиерейской кафедре после постов в США. Другое дело – патриарх Афинагор, который в 1949 году прилетел в Стамбул на самолете президента США Гарри Трумэна.
Также непонятно, почему ведущий дипломат РПЦ считает Элпидифора «главным идеологом легализации украинского раскола». По сообщению РИА Новости, ранее «источник в церковных кругах сообщил, что по просьбе американской архиепископии выборы архиепископа Америки переносятся на июнь, наиболее вероятным кандидатом является митрополит Галльский Эммануил, который активно продвигал предоставление автокефалии Украине». Эммануил Адамакис действительно сыграл важную роль в легализации Константинополем священнослужителей Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви и создании Православной церкви Украины. Адамакис даже председательствовал в президиуме учредительного Собора ПЦУ 15 декабря 2018 года. Казалось бы, в РПЦ должны радоваться, что влиятельную американскую кафедру занял не «украинофил» Эммануил?
Ведь еще недавно Илариона (Алфеева) и Элпидифора Ламбриниадиса связывали узы межправославной дружбы. В 2011 году Алфеев по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла посетил в Стамбуле церемонию епископской хиротонии Ламбриниадиса. Официальный сайт Московского патриархата так описывал этот визит: митрополит Иларион поздравил новорукоположенного архиерея от своего имени, подчеркнув, что «факт участия иерарха Русской православной церкви в архиерейской хиротонии в Георгиевском патриаршем соборе является уникальным событием, свидетельствующим о том, что отношения между нашими церквами переживают подъем и динамично развиваются». «Владыка отметил, что еще со студенческих лет знаком с митрополитом Элпидифором, и выразил надежду на то, что их давняя дружба будет крепнуть и приносить богатые плоды Христовой любви. В завершение своего слова митрополит Иларион вручил митрополиту Элпидифору памятный дар – святую панагию», – говорится в сообщении.
«Главным ненавистником Русской церкви в Константинопольском патриархате» Элпидифор стал считаться, вероятно, начиная с января 2014 года, когда опубликовал ответ на документ РПЦ под названием «Позиция Московского патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской церкви» от декабря 2013 года. Тогда тон Алфеева в отношении недавнего друга РПЦ изменился: «Публикация нашего документа о первенстве в Церкви вызвала далеко не однозначную реакцию в поместных церквах, особенно в Константинопольском патриархате. Он не отреагировал официально на наш документ, но целый ряд иерархов и богословов Константинопольской православной церкви высказались критически в его адрес. Например, митрополит Прусский Элпидифор в ответ на наш документ опубликовал статью с очень красноречивым названием «Первый без равных», в которой доказывает, что Константинопольский патриарх является не primus inter pares (первым среди равных), а primus sine paribus, что означает «первый без равных», поскольку, по его словам, как епископ Константинопольской церкви он действительно является первым среди равных, но как предстоятель старшей кафедры – единственный в своем роде и равных себе не имеет».
Вопрос о первенстве – самый болезненный в отношениях Москвы и Константинополя. Он стал камнем преткновения для удачного проведения Критского собора в 2016 году, куда делегация РПЦ отказалась ехать. Двумя годами позже принцип primus sine paribus позволил Константинополю, несмотря на возражения Московского патриархата, провозгласить автокефалию Православной церкви Украины.
комментарии(0)