Фото свящ. Игорь Палкин\patriarchia.ru
Верующие подводят итоги так называемой братской встречи представителей и глав поместных православных церквей, которая прошла 26 февраля в столице Иордании Аммане. В совещании участвовали 6 церквей из 15 ныне существующих: инициатор мероприятия Иерусалимский патриарх Феофил III, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Сербский патриарх Ириней, глава Церкви Чешских земель и Словакии митрополит Ростислав (Гонт), а также делегации Румынской и Польской церквей, возглавляемые митрополитом Тырговиштским Нифоном (Михэйце) и архиепископом Люблинским и Холмским Авелем (Поплавским) соответственно. Заседание проходило в закрытом от СМИ режиме, а итоговый документ, названный «Диалог и единство», содержит очень умеренные формулировки. Это дало повод некоторым экспертам полагать, что Москва в очередной раз «проиграла» Константинопольскому (Вселенскому) патриарху Варфоломею в борьбе против Православной церкви Украины (ПЦУ).
Как рассказал по итогам переговоров глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев), во время саммита вопрос о признании или непризнании ПЦУ не поднимался. А ведь именно создание этой структуры в конце 2018 года главой Константинопольской церкви и породило кризис в мировом православии. Вместо этого акцент был перенесен на проблему правил и порядка предоставления автокефалии той или иной церкви. Этот вопрос планировалось подробно разобрать еще в 2016 году в рамках Критского собора, однако тогда Константинополь отказался выносить его на повестку дня. Во многом такое решение стало причиной того, что РПЦ отказалась участвовать в Соборе и не признала ни один принятый на Крите документ.
В Аммане, размышляя на тему автокефалии, представители мирового православия сошлись лишь на том, что «вопросы всеправославного значения, в том числе дарование автокефалии тем или иным церквам, должны решаться в духе всеправославного диалога и единства и на основе всеправославного консенсуса». Столь же абстрактно в итоговом коммюнике прозвучала и формулировка, касающаяся украинского раскола: «Относительно сегодняшней церковной ситуации в Украине участники также признали, что для исцеления и примирения необходим всеправославный диалог». Помимо прочего иерархи выразили озабоченность ситуацией, складывающейся с Сербской церковью в Северной Македонии и Черногории. «Делегации решили, что они должны собраться как братья, предпочтительно до конца этого года, чтобы укрепить дружеские связи молитвой и диалогом. Участники надеются, что его святейшество Вселенский патриарх Варфоломей с его известным старшинством чести присоединится к этому диалогу вместе со своими собратьями-предстоятелями», – говорится в тексте.
«Положили начало серьезному общеправославному разговору о кризисе в православном мире, причиненном действиями Константинопольского патриарха Варфоломея», – заметил в своем блоге заместитель главы ОВЦС протоиерей Николай Балашов. Правда, не до конца доволен итогом оказался глава Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) митрополит Онуфрий (Березовский). «Что мы хотели видеть в коммюнике Амманской встречи, не увидели. Я бы хотел, чтобы решения об Украине прозвучали более определенно», – заявил он 29 февраля в столице Черногории Подгорице, куда прибыл сразу после Иордании.
Исследовав разные версии итогового документа, представленные на трех языках – русском, английском и греческом, протодиакон Андрей Кураев пришел к выводу, что РПЦ лишь делает вид, что все прошло так, как она хотела, а на самом деле была вынуждена даже «подкорректировать» некоторые формулировки: «В чем различие (между тремя вариантами. – «НГР»)? В пропуске одного слова: οριστικοποιηθούν (подлежит доработке). А это радикально смещает акценты. Реальный текст различает принятие решения и его рецепцию. Ну да, не всегда общезначимые решения принимаются на всенародном собрании. Порой они принимаются одной властной инстанцией, а потом (может, через весьма долгое «потом») уже следует рецепция (или отторжение) его народом или неким сообществом. То есть коммюнике не отрицает права Вселенского патриарха принимать решения «всеправославного значения». Оно лишь говорит, что в конце концов они должны пройти рецепцию всеми церквами».
РИА Новости со ссылкой на собственный источник опубликовало информацию о том, что патриарх Варфоломей «намерен провести общеправославную встречу по образцу амманской и пригласить на нее всех предстоятелей православных церквей, в том числе патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также главу ПЦУ митрополита Епифания Думенко». Мол, глава Константинопольской церкви намерен вынести порицание тем церквам, которые поехали в Амман. О том, что саммит в Аммане будет иметь «нехорошие последствия», Варфоломей дважды предупреждал патриарха Феофила (подробнее в «НГ» от 24.02.20 и 26.02.20). Однако вскоре ТАСС, опираясь на заявления пресс-службы Константинопольского патриархата, опровергло новость о готовности Варфоломея провести очередной синаксис (встречу предстоятелей). На сайте Константинопольской церкви никакой информации об этом и вовсе нет.
РПЦ, в свою очередь, заявляет, что гнева Фанара (район Стамбула, где расположена резиденция Вселенского патриарха) не боится. «Контакт по вопросам, обсуждавшимся на амманской встрече, имеется со многими церквами, в том числе с теми, которые не приняли в ней участие. Консультации с ними будут продолжены в двустороннем формате, но можно надеяться, что на следующих этапах обсуждения, инициированного в Аммане, и они к нему присоединятся. Чтобы найти выход из создавшейся ситуации, одной встречи недостаточно. По этой причине участники амманского совещания договорились о продолжении консультаций, на которые будут приглашаться предстоятели и представители всех общепризнанных поместных церквей», – сказал журналистам митрополит Иларион (Алфеев).
комментарии(0)