В храме Воскресения Христова за закрытыми дверями будут служить отдельные священники из разных общин. Фото Reuters
Храм Гроба Господня в Иерусалиме пришлось закрыть для верующих. Такое решение было принято 26 марта после встречи духовенства базилики с властями страны, которые из-за стремительного распространения количества инфицированных COVID-19 пошли на ужесточение карантинных мер. Церковь Воскресения Христова в Иерусалиме, одна из главных христианских святынь мира, до последнего оставалась чуть ли не единственной открытой для посещения.
Пока принято решение запереть двери храма на неделю, рассказал представитель ассамблеи католических ординариев Святой земли Вади Абу Нассар, «хотя никто не знает, как долго будет длиться этот кризис». В свою очередь, представители православного Иерусалимского патриархата пояснили, что в храме обычный порядок богослужений изменен не будет, однако ограничено количество присутствующих на литургии, «чтобы избежать последствий COVID-19». «Мы хотим заверить, что внутри базилики молитвы трех общин будут продолжаться и даже усиливаться, чтобы просить Небесного Отца прекратить пандемию, даровать выздоровление больным, защиту медицинскому персоналу, мудрость пастырям и вечное спасение тем, кто погиб», – говорится в сообщении, опубликованном на сайте Иерусалимского патриархата.
Еще 20 марта главы трех основных общин храма подписали документ, в котором утверждали, что святыня, несмотря на стремительное распространение COVID-19 по стране, закрываться не станет. «Три главные общины, ответственные за паломничество в святыни, а именно: Греко-православный патриархат Иерусалима, Кустодия Святой земли францисканцев и Патриархат армян в Иерусалиме издали заявление, в котором объявлено верным христианам, что храм Воскресения, в котором находятся Ужасная Голгофа и Пресвятой Гроб, останется открытым для богослужений, согласно существующему паломническому статусу-кво, и что каждый может прийти с молитвой при условии исполнения инструкций местных властей по защитите своего здоровья», – говорилось в публикации, размещенной на официальном сайте Иерусалимского патриархата. Но обстоятельства меняются едва ли не ежедневно.
В связи с этим верующие озаботились вопросом о схождении Благодатного огня, который традиционно появляется в Кувуклии храма накануне православной Пасхи, которая в этом году будет отмечаться 19 апреля. Власти Израиля разрешили провести церемонию, о чем стало известно 31 марта. Однако одновременно присутствовать в соборе разрешили не более 10 представителям разных общин. Обыкновенно появление «святого пламени» происходит при большом стечении народа, среди которого как местные православные и даже католические верующие, так и паломники из разных государств мира. Торжество проходит при обязательном участии арабской молодежи. Юноши бьют в барабаны и выкрикивают молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, в ожидании «чудесного света», как называют огонь греки. Присутствие арабов-христиан стало негласной традицией, и считается, что если их не пустить в храм, то пламя не сойдет. Устные предания повествуют, что в годы британского мандата в Иерусалиме английский военный губернатор города Рональд Сторрс однажды попытался запретить «дикарские» пляски православных арабов. Тогда патриарх Иерусалимский молился о схождении огня два часа, но пламя так и не появилось. И только после того, как первоиерарх распорядился пустить арабов в храм, чудо якобы свершилось.
Согласно легендам, если однажды Благодатный огонь не сойдет, то наступит конец света. За всю историю храма Гроба Господня было еще два случая, когда мир был как никогда близок к Апокалипсису. Первый латинский патриарх Арнульф в конце XI века приказал удалить «еретиков» из принадлежавших им пределов в храме Гроба Господня, а сменивший его на престоле патриарх Даймберт в 1101 году вовсе попытался изгнать из базилики всех местных христиан и допускать туда лишь латинян. В тот год в Великую субботу огонь не сходил до тех пор, пока в Кувуклию не были приглашены патриархи восточных христиан. А в 1578 году священнослужители из Армении добились права от паши Османской империи, под чьим протекторатом была тогдашняя Палестина, стать первыми, кто увидит Благодатный огонь, запретив входить в церковь иерусалимскому первоиерарху. Патриарх Софроний IV вместе с другими священниками был вынужден молиться у дверей базилики. Армянские священнослужители чуда так и не увидели, огонь в Кувуклии не сошел, а ударил в одну из колонн во дворе храма, неподалеку от места, где находился глава Иерусалимской церкви. Следы его «схождения» показывают и сегодня: колонна с трещиной до сих пор сохранилась. Вот такой легендарный ореол окружает тему Святого огня.
В этот раз остается вопрос о том, как именно будут и будут ли вообще распространять пламя за пределы собора. В частности, привезут ли его в Россию. По устоявшейся с 2003 года традиции российская делегация доставляет пламя из Иерусалима в Москву, а затем по разным епархиям РПЦ. С зажжения свечей от него начинается пасхальное богослужение в московском храме Христа Спасителя.
Ответственные за принесение Благодатного огня в пределы России пока рассматривают вариант вылететь в Израиль спецбортом и, не выходя из самолета, дождаться, когда представители Иерусалимской церкви подвезут светильник к авиалайнеру. Впрочем, в Московском патриархате готовы и к тому, что в этом году Пасха пройдет без Благодатного огня. «Русская церковь на протяжении тысячи лет совершала пасхальные богослужения без Благодатного огня, и они от этого не были менее торжественными, радостными или благодатными», – заверил глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).
Нынешняя «изоляция» храма Гроба Господня от паломников – не первая. Например, свою деятельность базилика прекращала в феврале 2018 года. Тогда решение было принято в знак протеста против изменений в налоговом законодательстве Израиля, которые позволяли государству изымать у церкви участки земли.
комментарии(0)