На фото монастырь Святой Троицы в Хевроне. Фото сайта wikipedia.org
Россия лишилась части собственности на Святой земле. Высший суд справедливости Палестинской национальной автономии отменил решение главы ПНА Махмуда Аббаса о передаче Русской православной церкви земли в районе монастыря Святой Троицы в Хевроне. Об этом сообщило палестинское агентство Maan.
Бывший первый секретарь посольства России в Израиле, действительный член Императорского палестинского православного общества (ИППО) Михаил Якушев в разговоре с «НГР» сообщил, что речь идет не обо всем участке так называемой Мускубии. Этот надел был приобретен в 1868 году начальником Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным) из-за того, что там был обнаружен знаменитый Мамврийский дуб, под которым, по библейскому преданию, пророк Авраам встретил явившихся к нему трех ангелов. Позже вокруг святыни был построен монастырь Святой Троицы. В начале 1920-х годов, после того как связь с Россией прервалась, участок со всеми постройками, в том числе и РДМ, перешел в ведение Зарубежной церкви. И лишь в 1997 году при содействии тогдашнего главы ПНА Ясира Арафата был возвращен в собственность Московского патриархата. «Эта земля остается в нашей собственности и никакой суд не может ее отнять. Участок, о котором сейчас идет речь, когда-то был арендован у палестинской стороны Зарубежной церковью. После визита патриарха Кирилла на Святую землю в 2012 году и переговоров Махмуда Аббаса с президентом России Владимиром Путиным в 2016 году лидер ПНА решил передать эту землю Русской православной церкви в знак дружбы и уважения», – заверил Михаил Якушев.
Русская духовная миссия по поводу судебного решения ПНА хранит молчание. Однако близкий к ней источник пояснил «НГР», что речь идет лишь об отказе представителей палестинской юстиции перерегистрировать на РДМ как юридическое лицо весь участок русской Мускубии, вместе с дубом и монастырем. Многими земельными участками в Святой земле владеют так называемые вакфы – религиозные управляющие организации. Участок, оформленный как вакф, считается достоянием Бога, а его владелец является лишь пользователем, поскольку такую землю нельзя ни продать, ни завещать. На участок РДМ в Хевроне еще с 2016 года претендовал исламский вакф «Тамим аль-Дари». В апреле 2016 года тогдашний премьер-министр ПНА Рами Хамдалла выступил за то, чтобы передать Мускубию в пользование РПЦ в обмен на финансовую компенсацию собственникам земли. Последние от денежной суммы отказались и подали в Верховный суд иск против Махмуда Аббаса с требованием отменить его решение об экспроприации на том основании, что земля Мускубия является землей вакфа. Более того, передавая участок РПЦ, ПНА так и не предоставила необходимые документы на владение. Судя по всему, не занялись этим вовремя и в России.
Впрочем, это не единственная судебная юрисдикция, которая сейчас занимается вопросами русской недвижимости на Святой земле. 6 июня председатель ИППО Сергей Степашин сообщил, что вопрос о передаче России Александровского подворья в Иерусалиме будет разрешен в течение месяца.
Впервые сообщение о том, что Александровское подворье может быть возвращено в собственность России, обнародовано израильской прессой еще в конце декабря 2019 года (подробнее в «НГР» от 05.02.20). Тогда неожиданно быструю передачу исторического комплекса, построенного на средства Российской империи в конце XIX века, за возвращение которого ИППО билось несколько лет, связали с помилованием российской стороной израильтянки Наамы Иссахар. Однако в апреле с.г. Окружной суд страны наложил временный запрет на передачу РФ прав на подворье. Выяснилось, что на здание также претендует мюнхенское представительство Палестинского общества, которое отделилось от российского ИППО в 1918 году. Глава организации под названием Russian Orthodox Society Holy Land Николай Воронцов-Гофман пояснил «НГР», что все последние десятилетия именно они оплачивали необходимые расходы по содержанию и ремонтным работам в комплексе и потому не намерены так просто отказываться от подворья.
В разговоре с Интерфаксом Степашин заявил, что Воронцов-Гофман был не единственный, кто в судебном порядке пытался оспорить право собственности на русскую недвижимость. «На нас подали в суд, оказывается, еще три ИППО-«новодела», немецкое, израильское и американское, но суд не принял их», – подчеркнул Степашин. Сейчас, по его словам, вопросом перерегистрации прав на комплекс занимается Министерство юстиции Израиля.
комментарии(0)