0
1273
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

26.01.2000 00:00:00

По правилам нечестной игры

Владислав Томачинский

Об авторе: Владислав Викторович Томачинский - кандидат филологических наук.


БОРОТЬСЯ с призраками и привидениями было излюбленным занятием средневековых "охотников на ведьм". Похожее психологическое явление мы встречаем и сегодня в непреодолимой тяге огромного числа людей к компьютерным играм. Ясное дело, что реальность в этом случае становится скучной, пресной и не заслуживающей ни малейшего внимания.

Подобное пренебрежительное отношение к реальности продемонстрировал обозреватель "НГ-религий" Евгений Стрельчик в своей первополосной статье "Патриарх и Папа озабочены чеченской войной". В ней автор показал великое искусство в битве с фантомами собственного воображения. Подробно описав высказывания Святейшего Патриарха и Римского Папы о чеченской войне, г-н Стрельчик завершил свою статью эффектной концовкой: "Осталось только дождаться, когда Церковь перейдет, невзирая на их вероисповедание, к непосредственной помощи тысячам гражданам России, бегущим от войны".

К сожалению, реальность в данном случае никак не соответствует этому плоду обозревательской фантазии.

За три недели до публикации по благословению Святейшего Патриарха Алексия московский Сретенский монастырь от лица Русской Православной Церкви проводил в течение пяти дней сбор пожертвований для русских солдат, воюющих в Чечне, и беженцев из районов, контролируемых террористами. Пожертвования, которые составили в конечном итоге 15 грузовых машин, принимались от всех желающих и предназначались людям независимо от их вероисповедания. Груз включал в себя высококачественные консервированные продукты, теплую одежду, медикаменты. Он был доставлен в Моздок священниками монастыря на самолете Ил-76 вечером 19 ноября и поступил 92-му полку внутренних войск (часть полка находится на семи контрольно-пропускных пунктах на границе с Чечней, часть воюет в самой Чечне, часть патрулирует освобожденные от террористов участки); сводному отряду милиции, дислоцированному в Наурском районе Чечни; семьям милиционеров, погибших при исполнении служебного долга; в Курской район Ставропольского края, где сосредоточена основная масса русских беженцев из Чечни; в дом-интернат; часть вещей и продуктов поступила в дома престарелых Ставропольского края, также заполненные беженцами.

Этому событию было посвящено несколько сюжетов по телевидению, о нем неоднократно сообщалось по радио "Радонеж", передавалось российскими и зарубежными информационными агентствами, рассказывалось в сети Интернет. Если журналист, занимающийся религиозными проблемами, в том числе деятельностью РПЦ, не слышал об этой акции, он доказывает тем самым свою полную некомпетентность. Если же этот журналист знал о факте передачи благотворительного груза и написал вышеприведенные строки, то остается лишь констатировать его, мягко говоря, тенденциозность и профессиональную непригодность.

Постоянный обозреватель "НГ-религий" Евгений Стрельчик давно известен своим неадекватным восприятием действительности. Так, в одном из номеров "НГР" он договорился до того, что "отмена созыва Поместного Собора в ближайшее время ставит под сомнение легитимность существования религиозной организации РПЦ" (28.07.99). Играючи, без малейших колебаний автор готов зачеркнуть тысячелетнюю историю Русской Православной Церкви. При этом обозреватель не мог не знать весьма серьезных мотивировок замены (а не отмены!) Поместного Собора Архиерейским, неоднократно озвученных Святейшим Патриархом. К этим доводам Предстоятеля РПЦ следовало бы добавить еще один: легко себе представить, во что превратился бы Собор Поместный, на котором могут присутствовать журналисты, подобные г-ну Стрельчику.

Мы не говорим о том, что приложение "НГ-религии", имеющее своим подзаголовком "Вера, политика, общество", ни словом не обмолвилось о трех предшествующих благотворительных грузах, переданных Сретенским монастырем непосредственно жителям Грозного - с риском для жизни, потому что за священниками монастыря охотились чеченские боевики (в ближайшее время будет отправлен еще один, уже собранный груз). Фигура умолчания слишком красноречиво говорит о позиции приложения. Раздача кришнаитами сладостей на пляже вызывает их куда более пристальное внимание и восторженное отношение (см. "НГР" от 25.09.97.), нежели помощь Русской Православной Церкви униженным и оскорбленным.

Когда груз весом в 40 тонн, собранный по благословению Святейшего Патриарха в Сретенском монастыре от 50 тыс. добровольных жертвователей и переданный от лица Русской Православной Церкви российским солдатам и беженцам, не только не замечается, но и объявляется несуществующим, а его "отсутствие" публично ставится Церкви в упрек, приходится говорить о странном дефекте зрения упомянутого обозревателя. Пребывать в плену собственных фантазий и видений позволительно кому угодно, только не журналисту. И это вопрос не только нравственный, но и юридический. Статья 51 Закона о средствах массовой информации запрещает журналисту "сокрытие или фальсификацию общественно-значимых сведений".

Хотелось бы призвать авторов и редакторов приложения, которое всячески пытается подчеркнуть свою беспристрастность, к минимальной объективности. А также к элементарному соблюдению законов.

* * *

Статья Владислава Томачинского, которую мы, соблюдая принцип беспристрастности и максимальной объективности, решили опубликовать, требует некоторых пояснений. В ней одновременно есть и очевидная правда, и грубая фальсификация.

"НГР" на самом деле не отразили в полной мере акцию Сретенского монастыря по доставке грузов в зону боевых действий. Но противоречит ли высказанная Евгением Стрельчиком претензия к Московской Патриархии за недостаточную гуманитарную помощь бегущим от ужасов войны людям изложенным г-ном Томачинским фактам? Нисколько! Все дело в точке зрения.

С точки зрения г-на Томачинского, поставка продовольствия сражающимся с террористами милиционерам является гуманитарной акцией. На самом деле она является тем, чего не следует стыдиться и что следует называть своим именем, - поставками монастырем продовольствия и одежды воюющей с террористами армии. Сретенский монастырь кормит и одевает милиционеров - и слава Богу! Те жалкие крохи, которые перепали "русским беженцам" и "чеченским детям" здесь ни при чем. В эти дни в Ингушетии скопилось уже 170 тыс. человек, которым пытался помочь МЧС и его руководитель Сергей Шойгу. Очевидно, с точки зрения г-на Томачинского, эти люди (не только мусульмане, но и русские, бежавшие из бомбившегося Грозного) не являются беженцами и не достойны помощи монахов.

Да и может ли один монастырь, даже такой влиятельный, как Сретенский, говорить от имени всей Церкви? Монастырь есть всего лишь монастырь, даже если он и находится в центре Москвы, финансируется мощными банками и его руководство связано самыми тесными узами с силовыми структурами.

Теперь о фальсификации. Господин Томачинский, доносящий читателям "НГР" о наших связях с кришнаитами, очевидно, является нашим давним, но не слишком внимательным читателем. Он хорошо помнит, в каком именно номере за 1997 г. была опубликована заметочка в несколько строк, но упорно не замечает большого первополосного материала о том, как на Пасху 1998 г. митрополит Ставропольский Гедеон и муфтий Чечни Ахмад Кадыров доставили при поддержке тогда еще нужного Москве президента Чечни Аслана Масхадова в Грозный колонну КамАЗов с настоящей гуманитарной помощью. Она была роздана не милиционерам, а голодным русским жителям чеченской столицы.

Но особенно поражает пассаж г-на Томачинского, бывшего редактора студенческой газеты "Татьянин день", а теперь работающего в информационных структурах Сретенского монастыря журналиста, о том, какие именно журналисты должны и могут быть допускаемы на официальные мероприятия Русской Православной Церкви. Конечно, г-н Томачинский и его духовные наставники мечтают о том, чтобы там были только они и их прошедшие все идеологические проверки "товарищи". Но негоже студентам, даже бывшим, заниматься публичными доносами. И извращать при этом суть и историю проблемы.

Святейший Патриарх 5 марта 1999 г. публично заявил, что Архиерейский Собор состоится в декабре 1999 г., а Поместный - в юбилейном 2000 году. Потом, после летнего заседания Синода, он, уехав в Сыктывкар, причиной отмены Поместного Собора назвал нехватку денег на его проведение.

Может быть, претендующие на эксклюзивное право говорить от имени Церкви информационные структуры Сретенского монастыря будут говорить и за Патриарха? Это несколько преждевременно - Предстоятель РПЦ сам способен отвечать за свои слова.

Легко представить, во что бы превратился Поместный Собор и во что превратится Русская Православная Церковь, если от их имени будут говорить только журналисты, полагающие, что они являются "рупором православия", "голосом Церкви" и т.д.

Нам не хочется призывать никого и ни к чему. Хватит призывов. И хватит информационных войн. Может быть, пришло время перейти к конкретному сотрудничеству, тем более что прекрасному филологу Владиславу Томачинскому, неоднократно публиковавшемуся в "НГ-религиях", мы всегда рады.

Максим ШЕВЧЕНКО


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1449
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1652
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1764
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4071

Другие новости