РЕЛИГИОЗНАЯ жизнь в России в печатных СМИ представлена плохо. Это в равной мере очевидно и для православных, и для мусульман. Об остальных и говорить не приходится, поскольку это либо курьезы и экзотика, либо секты и сатанисты. Но так ли уж велика беда, ведь газет в России теперь не читают. Они, за редким исключением, скорее служат инструментом для отчета тех пиар-служб, которые призваны создавать образы корпораций, политиков, партий и т.д.
К группе новобуржуазных газет ("Коммерсант", "Сегодня". "Время МН", "Ведомости") вообще нет претензий, для них события религиозной жизни редко являются достойным информационным поводом. Событие - не хадж сам по себе, а только если под паломниками рухнул мост.
Всякая типология хромает, но вторую группу условно назову "полусоветской". Не потому, что они "красные", а потому, что там культивируются старые советские журналистские жанры: портретные очерки, длинная дежурная публицистика, репортажи "с живинкой" (т.е. ни о чем). Это, например, "Московские новости", "Литературка", "Общая газета", "Культура". Здесь религиозной жизни посвящают иногда даже тематические полосы, так, в "МН" ее долгое время курирует Шевелев, а в "Культуре" - Илья Медовой. Кто адресат этих изданий? Видимо, советские ИТР раннепенсионного возраста, романтики "гласности" и перестройки. Эта аудитория воспринимает Церковь как социальный институт, который призван как бы снаружи вносить моральные ценности в секулярный мир. Причем сама аудитория считает себя третьей стороной, наблюдающей откуда-то за этим увлекательным историческим процессом. Одновременно для этой аудитории свойственна легкая, но устойчивая подозрительность, а не является ли все-таки вера "опиумом для народа". Отсюда и концепция подачи материалов: над ними всегда витает скорбь на тему "эх, и в Церкви все не так!". Поэтому и от этой группы изданий пока не приходится ждать глубоких материалов о роли духовных традиций в современном постиндустриальном мире. Именно пока, потому что газеты перекупаются, концепции меняются, как меняются и target group.
Третья группа газет - разной степени желтизны - является частью всемирного проекта "Последние дни настали!". Здесь печатают исключительно что-то вроде "Священник-убийца" и т.д. Исключение составляет "Московский комсомолец", создавший уникальный поп-жанр псевдорасследования, в котором умышленно и изобретательно объединены фрагменты реальных событий с фантастическими выдумками. "МК" иногда совершает набеги на отдельных членов Священного Синода, всегда клянется в лояльности к Патриарху и никогда не "наезжает" на мусульманских лидеров. Но не из боязни, а потому, видимо, что нет журналиста - знатока темы.
За скобками, на мой взгляд, остаются только два издания - "Русская мысль" и "НГ-религии". Затрудняюсь оценить масштабы аудитории, но там, где речь идет об интеллектуальном проекте в исторической перспективе, важна не количественная оценка аудитории, а скорее смысл проекта, его ресурс.
"Русская мысль" - это как бы "русская христианская газета". Точнее, она занимает нишу такой газеты. "Русская мысль" пишет о политике, экономике, культуре, религии и даже спорте - и в основных разделах - именно с христианских позиций. Ничего удивительного, ведь она и создавалась в 20-е годы знаменитыми философами и публицистами русского религиозного возрождения. Проблема в том, что ее не читает и даже не пролистывает так называемая элита. Поэтому она ни на что не влияет. Не раз приходилось слышать в последнее время от тех, кто вообще читает газеты пачками, что в "РМ" можно читать только статьи Прибыловского по современным общественным движениям. "Русская мысль" публикует массу интересных материалов по современной христианской мысли: и переводы из православных богословов Запада, и по истории РПЦ в ХХ веке. Другое дело, что узкий круг ее авторов подвергается постоянному остракизму в православной печати, на что имеется три причины: безуспешные попытки газеты наладить какой-то православно-католический диалог, превращение в трибуну для правозащитников, отстаивающих права религиозных групп, известных своей агрессивностью и откровенным коммерческим технологизмом. И, наконец, "РМ" - это трибуна одной группы столичных священников и мирян, сегодня загнанных в глухую оборону. Сегодня для "РМ" не лучшие времена. Но бог весть что будет. В 70-80-е гг., когда эмигрантская пресса стала активно проникать в Россию, это была уникальная газета. На ней выросли и те "ревнители православия", которые теперь считают ее "еретической". А если не пренебрегать полностью уроками исторического мышления, то кто знает, что еще будет с этими "ревнителями". Но, как бы там ни было, сегодня "Русскую мысль" не назовешь общероссийской христианской газетой, она лишь занимает эту нишу.
"НГ-религии" - как и вся "Независимая" - это газета о тенденциях. Аналитическая газета, призванная подробно информировать decision-makerов о важнейших тенденциях. Это стопроцентный проект в своей нише. Другое дело, что его ресурс мучительно ограничен малым кругом авторов, поскольку квалифицированно писать о глобальных духовных традициях гораздо сложнее, чем о текущей политике или, например, о художественной жизни двух столиц.