0
1640
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

23.02.2000 00:00:00

В зеркале статистики

Татьяна Щорс

Об авторе: Татьяна Щорс - социолог.

Тэги: конгресс, православие, пресса


СЕГОДНЯ, пожалуй, ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что наши мысли, чувства и разум во многом формируются информацией, которую мы черпаем из печатных изданий, теле- и радиовещания. Средства массовой информации сегодня проникли практически во все сферы общественной жизни, не исключая и такой важной ее части, как религиозные убеждения человека и религиозное сознание. В нашей стране этот процесс начался не так давно, но масштабы его за время немногим превышающее десятилетие весьма значительны. Информация, продуцируемая религиозными конфессиями, сегодня прочно вплелась в сетку информационного потока, охватывающего наше общество. Она уже не может ограничиваться лишь проблемами религиозной жизни, все чаще и чаще проникая в сферу социально-политическую.

Безусловно, наши взгляды на религию, выбор вероисповедания и отношение к вере формируются не только и не исключительно под влиянием СМИ, но средства массовых коммуникаций играют в этом процессе важную роль. И это моментально отражается на общественной жизни. Возьмем несколько простых примеров.

Подавляющее количество материалов религиозной направленности в СМИ касается проблем православия. В качестве иллюстрации приведем результаты исследования, проведенного на одном из телевизионных каналов. Сразу оговоримся, что аудитория, охватываемая этим каналом, небольшая и весьма специфическая по сравнению с теми аудиториями, к которым обращаются центральные СМИ. Проведенное исследование касалось одной из передач канала, транслировавшейся еженедельно и посвященной исключительно вопросам религии. За время исследования (около 4 месяцев) примерно 2/3 (около 67%) передач были посвящены проблемам православия. Оставшаяся часть касалась вопросов мусульманства и католичества (около 20 и 13%) соответственно. Это при том, что регион трансляции программы характеризовался весьма разнообразным спектром религиозных убеждений: примерно треть всех верующих исповедовали протестантскую религию, а немногим более половины составляли объединения православных деноминаций.

Конечно, данное исследование нельзя назвать всеобъемлющим, и экстраполировать полученные данные на большие территории было бы по меньшей мере ошибокой. Но даже поверхностное наблюдение за теми материалами, которые появляются сегодня в центральных средствах массовой информации, охватывающих большие территории, а значит, имеющих больший коэффициент воздействия, показывает, что выявленная тенденция, скорее всего, найдет свое проявление и в более широком контексте.

В социальном смысле последствия данного явления нельзя оценить однозначно. Среди религиозных идей, конкурирующих за эфирное или печатное пространство, православие в итоге оказывается в более выигрышном положении. А значит, в масштабах общероссийских можно говорить о воссоздании и поддержании традиционно сложившегося статус-кво. Центральное ядро в религиозной жизни нашего общества не размывается и функционирует стабильно, обеспечивая идеологическое единство и некую стабильность нашего общества.

С другой стороны, нарушается важнейший принцип - принцип свободного выбора вероисповедания, в частности, в отношении достаточно большой группы населения, которое условно можно было бы назвать "колеблющимся", то есть теми, кто еще не определился в том, что касается религиозного мировоззрения и руководствуется в своем выборе сведениями из средств массовой информации. Кстати, такое поведение в отношении выбора религиозной позиции характеризуется известной степенью рациональности, и таких людей в последнее время появилось достаточно много, в том числе и под влиянием СМИ. То есть СМИ в определенной степени усиливают тот процесс, о котором говорили еще философы и мыслители XIX века, а именно процесс рационализации веры.

Но существует и другой механизм распространения идеи, применимый к идеям религиозным, - мода. Последнее десятилетие ХХ века для России характеризовалось стремительным ростом религиозного вектора общественного сознания. Стало модным говорить о религии, посещать церковные службы, креститься самим и крестить детей, венчаться в церкви и т.д. Собственно, и увеличение количества религиозных материалов в СМИ произошло во многом на волне этого религиозно "бума". Но нельзя не заметить и обратного влияния. Следствием проникновения религии в СМИ, которые сами по себе являются атрибутом массовой культуры и направлены на ее тиражирование, стало то, что религия постепенно начинает проникать в культуру массовую и становится ее неотъемлемым элементом. Небольшой, но весьма характерный пример. В передаче, о которой шла речь выше, некоторое время отводится вопросам, которые слушатели могут задать по телефону гостям и ведущим в студии в режиме прямого эфира. Как показали результаты анализа содержания этих вопросов, более половины из них (примерно 65%) касались практических, обрядовых вопросов религии. Люди интересовались, как же правильно должны совершаться обряды, как креститься, как правильно вести себя в церкви и т.п. И лишь 35% звонивших на передачу интересовались глубинными, содержательными вопросами веры, спрашивая гостей передачи о толковании тех или иных моментов в Священном Писании и т.п.

В этой связи, безусловно, очень важны те программы, которые существуют у нас, в частности и на Центральном телевидении, а именно программы просветительские. И здесь очень важно понимать ту ответственность, которую сегодня несут средства массовой информации. Поскольку основная группа приобщенных к вере или интересующихся религией в качестве одного из важнейших источников информации опираются именно на СМИ и достаточно легко усваивают те взгляды и мнения, которые там присутствуют. Интересно, что, как показывают результаты исследований, СМИ, и особенно пресса, продолжают пользоваться достаточно высокой степенью доверия.

Грань, проходящая между пропагандой и просто информированием, слишком тонка и практически неосязаема для того, чтобы оценить те или иные СМИ с этой точки зрения. СМИ даже в случае максимально осторожного отношения к этой проблеме просто не могут не конструировать нашу религиозную реальность и наше отношение к вере. Информационное пространство в средствах массовой информации не бесконечно. Напротив, оно слишком узко, чтобы в нем были в равной степени представлены разные точки зрения и разные религиозные позиции. Значит, конкуренция неизбежна. И кто-то в этой конкуренции будет более успешен, а кто-то - менее. И в нашем религиозном сознании, как в зеркале, отразится конфигурация мнений, тиражируемых СМИ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
861
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
880
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1134
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
926

Другие новости