0
1046
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

17.05.2000 00:00:00

Фактор внешней политики

Филипп Уолтерс

Об авторе: Филипп Уолтерс - собственный корреспондент Кестонской службы новостей.


Как сообщает Кестонская служба новостей (КНС), в первом годовом отчете новой Комиссии Соединенных Штатов по Международной Религиозной Свободе, опубликованном 1 мая, особое внимание уделено трем странам - Китаю, России и Судану.

Комиссия, состоящая из 11 человек, была сформирована в 1998 году. Она показала, что изучение уважения свободы совести в странах играют постоянную и значительную роль в формировании и действии внешней политики США.

Ситуация в Китае, по мнению Комиссии, "резко ухудшилась": правительство КНР попыталось "расправиться" со многими религиозными группами - римо-католиками, мусульманами-уйгурами, духовным движением "Фалун-гун" и другими.

Российское правительство, в отличие от Судана и Китая, говорится в отчете, не замечено в систематическом нарушении свободы совести. Но Комиссия не случайно остановила свой взгляд на России, так как, по ее мнению, "эта страна находится на перепутье в отношении к религиозной свободе и имеет сильное влияние на всей территории бывшего Советского Союза, а также потому, что Соединенные Штаты имеют возможность пропагандировать там свободу совести".

В отчете сосредоточено внимание на критике закона о религиозных объединениях 1997 года, который "создает иерархию религиозных организаций и явно ограничивает деятельность малых, новых и иностранных религиозных общин".

"Особенно тревожно", говорится в отчете, что избранный президент Владимир Путин издал в марте указ, продлевающий срок перерегистрации религиозных организаций, как того требует новый закон, но теперь установлено, что группы, незарегистрированные до 1 января 2001 года, "должны" быть ликвидированы (в прежней редакции стояло слово "могут").

В январе 2000 года Путин подписал директиву, в которой перечислялись меры, необходимые для защиты национальной безопасности России. Отчет указывает на то, что эта директива предусматривает политику поддержки государством духовного и морального уровня населения, а также противостояние вредному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров. В то же время треть российских регионов приняла свои собственные законы о религии, содержащие больше ограничений и большую дискриминацию, чем федеральный закон 1997 года. В отчете называются три самых распространенных причины, усиливающие действие любого репрессивного закона в России: предубеждение против этнических и религиозных меньшинств, националистическое негодование против "иностранного влияния" и вера в то, что "традиционным" религиям должны быть предоставлены специальные привилегии.

В отчете содержатся рекомендации правительству США.

В отношении Китая главная рекомендация - предложение конгрессу Соединенных Штатов установить с Китаем "постоянные нормальные деловые отношения" только после того, как китайские власти предпримут реальные шаги, в том числе и на высшем уровне, в сторону уважения свободы совести, продолжат диалог с правительством США по вопросам религиозной свободы, упростят процедуру общения с религиозными деятелями, в том числе и с теми, кто страдает от дискриминации, предоставят о них более широкую информацию, а также освободят всех узников совести.

В отношении России рекомендации содержат продолжение мониторинга ситуации с религиозной свободой, в том числе для групп, подвергшихся дискриминации. Комиссия предложила президенту США связаться с Владимиром Путиным и удостовериться, что незарегистрированные до января 2001 года религиозные организации не будут ликвидированы. Правительство США должно также предпринять активные действия к пропаганде религиозной толерантности в России, говорится в отчете. Такие действия должны быть направлены на поддержку соответствующих неправительственных организаций в России, журналистов и исследователей, а также на спонсирование выставок и конференций по соответствующей проблематике.

Учитывая специфику войны в Чечне, отчет особо выделяет те стороны конфликта, которые влияют на религиозную свободу. Отчет призывает проявить бдительность по отношению к любым попыткам российских властей использовать нетерпимость к мусульманам в качестве механизма общественной поддержки разжигания войны в Чечне или, наоборот, использовать военные действия в Чечне как подтверждение нарушений свободы совести мусульман в России.

Комиссия планирует и в дальнейшем концентрировать свое внимание на Судане, Китае и России. В отчете говорится, что будущее свободы совести в России очень трудно предугадать, так как новый президент еще не прояснил свою политику в этой сфере, как, впрочем, и во многих других.

Текст дается в сокращении и собственной редакции "НГР".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
274
Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
264
До ста пяти поэтом быть почетно

До ста пяти поэтом быть почетно

Сплошное первое апреля и другие стихи и миниатюры

0
191
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
42

Другие новости