0
7502
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

25.07.2001 00:00:00

Десять веков аль-Азхара

Тэги: альазхар, университет, ислам


Не будет преувеличением утверждать, что поступить в старейший исламский университет аль-Азхар в Каире - мечта многих молодых мусульман во всем мире. Диплом аль-Азхара означает успешную карьеру, обеспеченное будущее и в любом случае - пожизненный почет и уважение окружающих. Престижный характер образования определяется не только вековыми традициями этого известнейшего учебного заведения. В разное время с аль-Азхаром была связана жизнь и деятельность многих выдающихся людей: физика Ибн аль-Хайсама (ХI в.), врача Абд аль-Латифа аль-Багдади (XIII в.), поэта Умара бен аль-Фарида (XIII в.), историка Ибн Халдуна (XIV-XV в.) и др. Многие знаменательные события в жизни Египта разворачивались или начинались в стенах аль-Азхара. Его преподаватели и студенты неоднократно выступали движущей силой египетского национально-освободительного движения и внесли значительный вклад в историю этой ведущей страны арабского Востока.

СИМВОЛ ШИИТСКОГО ГОСПОДСТВА

История самого аль-Азхара начинается во времена Фатимидов - династии арабских халифов-шиитов (909-1171 гг.), возводивших свое происхождение к Фатиме - дочери Пророка Мухаммеда. Первоначально эта династия утвердилась в Ифрикии (современный Тунис) в результате завоевания этой страны берберами, которые боролись под шиитско-исмаилитскими лозунгами установления социальной справедливости.

После завоевания в 969 г. Египта фатимидский военачальник Джохар ас-Сакли отдал распоряжение одновременно с самим городом, ставшим новой столицей Фатимидского халифата-заложить мечеть. Считается, что свое название построенная в 972 г. мечеть получила по эпитету к имени той же Фатимы - аз-Захра, что переводится как Светозарная Фатима (превосходная степень - аль-Азхар).

По замыслу правившего тогда Египтом халифа аль-Муизза (953-975 гг.) мечеть аль-Азхар должна была стать символом шиитского духовного господства и главным идеологическим центром Фатимидского государства исмаилитов. Предполагалось, что мечеть будет использоваться шиитскими духовными лидерами для проповеди и разъяснения своих религиозных сочинений, а также богословских дискуссий в рамках исмаилитской доктрины.

Благодаря щедрым пожертвованиям фатимидских халифов мечеть аль-Азхар процветала. Вскоре там же началось преподавание религиозных дисциплин. Первый, кто проявил внимание к превращению аль-Азхара в учебное заведение, был визирь (министр) бен Кальс. Он ввел регулярные занятия, на которых зачитывались его "министерские" доклады по вопросам мусульманского права в шиитской трактовке.

Со временем группе юристов-богословов аль-Азхара с тем, чтобы они полностью сосредоточились на учебном процессе и науке, были назначены ежемесячные зарплаты и построены рядом с мечетью дома. Ядро преподавательского состава небольшого исламского учебного заведения первоначально составили представители семьи Науман - главных шариатских судей в Каире того времени. Обучение слушателей не ограничивалось только религиозными дисциплинами и филологией. По указанию фатимидских правителей оно стало включать в себя математику, астрономию, естествознание и географию. Для слушателей были введены стипендии.

Шиитское господство окончилось в 1171 г., когда Каир был взят войсками Салах ад-Дина (1138-1193 гг.), который известен в европейской традиции как Саладин. Этот военно-политический деятель, изгнавший в 1187 г. из Палестины крестоносцев, по происхождению был курдом. Его отец Айюб ибн Шади служил военачальником у сирийского султана. Воспользовавшись смертью последнего из Фатимидов, при котором он состоял визирем, Салах ад-Дин захватил власть в Египте, получил титул султана и стал родоначальником династии Айюбидов. В отличие от своих предшественников пришедшие на смену Фатимидам новые правители Египта стояли на позициях радикального суннизма. Прежде всего было приказано ликвидировать все следы шиитской государственности. В рамках новой политики в мечети аль-Азхар была отменена хутба (проповедь), запрещена практика богатых пожертвований, а сами азхариты лишены многих прежних привилегий.

В качестве альтернативы аль-Азхару Салах ад-Дин стал оказывать всемерную помощь многочисленным малым религиозным школам в Каире, в которых обучали богословским наукам первоначально в соответствии с шафиитским мазхабом (один из четырех основных религиозно-правовых толков в суннитском исламе). Устанавливая посещавшим эти школы слушателям повышенные стипендиями и раздавая подарки, новый египетский правитель поощрял их к уходу из аль-Азхара. Фактически в это время аль-Азхар утратил свое былое значение и превратился в рядовую мечеть с ограниченными учебными занятиями в рамках суннитского направления ислама.

АЛЬ-АЗХАР ПРИ МАМЛЮКАХ

Относительное оживление деятельности аль-Азхара наступило при новых правителях Египта - мамлюках (1250-1517 гг.). Не решаясь набирать в армию местное население, султаны Египта использовали специальные отряды мамлюков (рабов-воинов), укомплектованные невольниками из Грузии, Абхазии и других районов Кавказа, а также Кыпчакской орды. Со временем мамлюки превратились в самостоятельную политическую силу. В 1250 г. они свергли последнего из Айюбидов и установили свое господство, которое продолжилось до завоевания Египта турками и включения его в 1517 г. в состав Османской империи.

Во времена мамлюков, особенно в период правления султана аз-Захира Байбарса (1260-1277 гг.), статус аль-Азхара стал повышаться. Новый правитель распорядился о возобновлении чтения хутбы в мечети. Последующие мамлюкские расширение религиозно-учебного комплекса аль-Азхара. В XIV-XV вв. вблизи аль-Азхара было осуществлено строительство новых школ. В дар ученым-богословам и филологам переданы многотомные библиотеки для исследовательской работы и учебных занятий. Финансовое положение аль-Азхара также поправилось. Мечеть и медресе получили крупные вакфные пожертвования. Средства от них были направлены на ремонт строений, а также на улучшение содержания преподавателей и студентов. Работавшим там ученым, а также студентам и их семьям власти делали богатые подарки.

В этот период аль-Азхар стал считаться престижным учебным заведением и главной соборной мечетью Каира и Египта. Основной упор в обучении был сделан на богословские науки и арабскую филологию, а математике, естествознанию и другим светским наукам придавалось второстепенное значение. Вскоре известность этого исламского университета стала затмевать все другие существовавшие в то время религиозные учебные заведения университетского типа - в Багдаде, Андалусии и других частях слабеющего арабского халифата.

ВО ВРЕМЕНА ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

Турецко-османское завоевание Египта на первом этапе парализовало научную и культурную жизнь страны. После вхождения Египта в 1517 г. в состав Османской империи местные вакфы обеднели и зависевшая от них система образования стала приходить в упадок. Турецкие улемы так и не смогли завоевать симпатии египтян. Престиж образования заметно снизился. Многие религиозные школы закрылись. Однако в этих условиях аль-Азхар сохранился как крупный центр юридическо-богословских дисциплин и арабской филологии на Ближнем Востоке. С XVIII в. аль-Азхар начинает фактически играть роль общемусульманского учебного заведения. В этот признанный центр традиционного образования и наук стремились также ученые и студенты исламских стран Среднего Востока и Африки.

Особое место в османском периоде аль-Азхара занимает правитель, значение которого в истории Египта трудно переоценить. Албанский янычар Мухаммед Али, правивший Египтом в первой половине XVIII в., известен в мировой историографии реформ как "египетский Петр I". Правда, в отличие от своего просвещенного российского коллеги, читать он научился в возрасте 45 лет. К власти он пришел, используя улемов Каира во главе с Омаром Макрамом.

Мухаммеду Али удалось прекратить политическую смуту, которая продолжалась почти весь период правления мамлюкских беев, истребив их в 1811 г. Однако он вынужден был капитулировать перед давлением со стороны европейских держав и открыть Египет для иностранной торговли. Экономические реформы, начатые Мухаммедом Али, сопровождались изменениями в области культуры и образования, которые не обошли аль-Азхар. Освободив имущество, передаваемое аль-Азхару в порядке благотворительности, от обложения налогом, новый египетский правитель приблизил к себе улемов.

Проведение реформ в Египте потребовало создания нового корпуса специалистов, имеющих европейское образование. Мухаммед Али направил на стажировку во Францию некоторых преподавателей из аль-Азхара, а его студенты позднее составили костяк первых светских школ в Египте - медицины, языков и управления. Целью реформ Мухаммеда Али в этой сфере стало соединение традиционного религиозного и светского образования. В самом аль-Азхаре была предпринята попытка частичного введения европейских методик обучения, которую призваны были осуществить вернувшиеся из Европы преподаватели-азхариты.

Процесс модернизации различных сфер жизни египетского общества, включая образование, шел неровно. Пришедший на смену Мухаммеду Али новый правитель Аббас-паша (правил в 1849-1854 гг.) под давлением английского и французского капитала вынужден был частично свернуть проведение капиталистических реформ в Египте: он закрыл мануфактуры и светские школы. В свою очередь другой правитель Египта - Исмаил-паша (правил до 1879 г.), который сумел добиться для Египта значительной внутренней автономии в рамках Османской империи, осуществил издание первого закона об аль-Азхаре от 1872 г. Благодаря этому закону в аль-Азхаре был введен квалификационный экзамен на получение диплома "международного образца".

Придание аль-Азхару в соответствии с этим законом университетского статуса изменило режим учебы и жизни студентов в сторону большей свободы. Разрешалось, например, присутствовать на занятиях преподавателей по выбору. Студенты в соответствии со своими желаниями и склонностями могли специализироваться на изучении религии или арабской филологии. Дополнительно преподавались география, история, математика и естествознание. В этот период аль-Азхар выпускал специалистов-филологов, шариатских судей, преподавателей богословия, имамов мечетей и проповедников. Существенно повысилась роль ректора. Слово шейха аль-Азхара считалось окончательным и не подлежало обсуждению. Исключение составляли рекомендации некоторых наиболее авторитетных улемов. Глава аль-Азхара лично распределял материальные блага среди преподавателей и студентов.

"РЕЛИГИЯ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ИСТОЧНИКОМ ПРОБЛЕМ"

Конец XIX века ознаменовался началом небезболезненного процесса модернизации учебных программ, внутреннего распорядка и организационной структуры аль-Азхара. Общественно-политическое развитие Египта выдвигало новые требования к реформе системы образования и выдвигало новых проводников передовых идей. Знаменитый египетский общественный деятель и реформатор ислама, выпускник аль-Азхара, Мухаммед Абдо (1849-1905 гг.) посвятил развитию аль-Азхара последние десять лет своей жизни. Он был среди лучших учеников другого выдающегося религиозного деятеля, внесшего огромный вклад в развитие исламской мысли, - Джемаль ад-Дина аль-Афгани, с которым долгие годы состоял в переписке.

Став в 1899 г. главным муфтием Египта, Мухаммед Абдо руководствовался принципом: традиционные религиозные представления не должны приходить в противоречие с новыми реальностями жизни общества. Его фетвы были направлены на примирение религии с наукой, новейшими достижениями технического и социального прогресса этого периода. Мухаммед Абдо принял бразды правления в аль-Азхаре в драматичное для Египта время. Древняя страна входила в орбиту западной культуры. Элементы вестернизации смущали правоверных, которые не находили в традиционном исламе ответов на многие вопросы меняющейся действительности. Большинство не знало как относиться к стремительно входившим в их повседневную жизнь "новшествам" (радио, банки, страхование и т.п.). Стремясь к сохранению покоя в душах мусульман, Мухаммед Абдо заявлял, что "настоящим мусульманином является тот, кто в вопросах земной жизни и религии руководствуется разумом", призывая правоверных прилагать все свои силы для познания окружающего мира.

Реформы аль-Азхара он начал с почти невероятного: получения согласия хедива (титул правителя Египта) на пересмотр образовательных методик, введение обучения современным наукам, преподавание новых учебных дисциплин. Благодаря его усилиям в 1890 г. был издан закон, по которому создан первый совет по управлению аль-Азхаром. Этот орган состоял из наиболее авторитетных богословов во главе с самим Мухаммедом Абдо. Однако с его кончиной в 1905 г. движение реформ в аль-Азхаре снова замерло.

МЕЖДУ ДВУМЯ РЕВОЛЮЦИЯМИ

Через некоторое время последователи шейха Мухаммеда Абдо продолжили дело своего учителя. В 1911 г. им удалось добиться издания нового закона о статусе аль-Азхара (Закон # 10). Этому предшествовала работа комиссии, состоявшей из сподвижников Абдо - Фатхи Газзаля, Абдель Халика Сарвата и Исмаила Сидки, которая упорядочила методики преподавания и улучшила условия жизни преподавателей и студентов. Учебный процесс был разделен на три ступени с определенным сроком обучения на каждой из них. Добавлены новые учебные дисциплины, соответствующие современным достижениям науки, сформирована группа старших преподавателей, создан наблюдательный комитет по делам аль-Азхара.

Революционные события 1919 и 1921 гг. в Египте, вылившиеся в широкие антианглийские восстания, послужили дополнительным стимулом для правящей элиты продолжить реформу аль-Азхара. Король Египта Фуад I приказал в 1930 г. разработать новый устав этого учебного заведения, в соответствии с которым студентам предоставлялась возможность уделять больше внимания общеобразовательным предметам. Возглавлявший в тот период аль-Азхар шейх Мухаммед аль-Ахмади аз-Завахири сыграл значительную роль в издании нового закона об аль-Азхаре (# 49 от 1930 г.), который определял процесс получения высшего образования в аль-Азхаре в рамках трех факультетов: мусульманского права, основ религии и арабской филологии. Кроме того, предусматривалось создание отделений специализации после получения диплома о высшем образовании на отдельных факультетах.

Возросший в 30-40-е годы во многих странах с частичным (например, Эфиопия, Китай, Индия и др.) или преобладающим мусульманским населением спрос на грамотных учителей богословия и проповедников, в том числе и со знанием иностранных языков, потребовал очередного обновления программ обучения. В период шейха аль-Азхара Мухаммеда Мустафы аль-Мараги начата работа по доведению уровня обучения до мировых (по тому времени) стандартов. Одновременно введено гарантированное распределение выпускников после завершения курса.

Принятый тогда же закон # 26 от 1936 г. регламентировал учебный процесс следующим образом. Поступивший в аль-Азхар абитуриент в течение четырех лет получал начальное образование, которое наряду с изучением арабского языка включало обязательные религиозные дисциплины - таухид (монотеизм), фикх (мусульманская юриспруденция, право), хадис (предание о высказываниях и действиях Пророка), а также чтение Корана нараспев. Кроме того, в программу обучения входили светские предметы: география, черчение, рисование, спорт и гигиена. Слушатель, желавший получить среднее образование, в течение 5 лет более углубленно изучал указанные религиозные и светские дисциплины, но к ним добавлялись арабская грамматика, история, логика, химия, биология, естествознание и некоторые другие.

Для получения диплома о высшем образовании следовало продолжить учебу на одном из трех факультетов. В частности, в процессе 4-летней учебы на факультете мусульманского права вместе с продолжением изучения тех же религиозных дисциплин (таухид, фикх, хадис) студентам преподавались: толкование Корана (тафсир), основы религии (усуль ад-дин), мусульманский свод законов (шариа), сравнительное мазхабоведение (мазхаб - правовой толк). Кроме того, добавлялись история шариатского права, философия и иностранный (английский или французский) язык. Факультет выпускал юристов-богословов и шариатских судей. Еще один год продолжения учебы требовался для получения ученой степени устаза основ религии и юриспруденции.

Ставившие своей целью получить лицензию на проповедническую деятельность или получить ученую степень устаза по монотеизму и философии; либо устаза по кораническим наукам и преданию о жизни Пророка; либо устаза по исламской истории поступали на факультет основ религии (богословский факультет). В этом случае они сверх указанных выше предметов изучали исламскую историю и этику, а также психологию. Обучение на факультете арабского языка предполагало освоение в те же сроки всего комплекса предметов, связанных с арабской филологией и литературой.

МИССИЯ "ИСЛАМСКОГО ПРИЗЫВА"

В период, предшествовавший революции 1952 г., в ходе которой был свергнут король Фарук, аль-Азхар приобретает черты важного инструмента египетской внешней политики. Руководство страны придавало большое значение распространению в мире влияния "египетского" ислама ханифитского толка. В связи с полемичностью вопроса о существовании "национальных толков ислама" можно сослаться на мнение известного суданского ученого и политического деятеля Аун аш-Шариф Касима. Он писал: "Допустимо говорить о суданском исламе, египетском, индонезийском, поскольку распространение этой религии означает ее взаимодействие с местной национальной средой. Проникновение ислама предполагает интеграцию всех позитивных культурных ценностей из прошлого народа, которым религия дает новую жизнь".

В середине ХХ века аль-Азхар становится известен как один из наиболее крупных и престижных исламских университетов религиозного и языкового направления. Благодаря льготным условиям учебы и проживания, а также сравнительно либеральным порядкам этот университет становится притягательным для абитуриентов практически из всех исламских стран. По данным министерства образования Египта, в то время в аль-Азхаре обучались выходцы из Ливии, Туниса, Алжира, Марокко, Сомали, Судана, Палестины, Ливана, Южной Африки, Нигерии, Уганды, Сирии, Ливана, Иорданского Хашимитского Королевства, Ирака, Хиджаза, Королевства Саудовская Аравия, Кувейта, Йемена, о. Ява, Цейлона, Индии, Пакистана, Китая, Японии, СССР (Туркмения, Дагестан, Грузия), Анатолии, Курдистана, Афганистана, Греции, о.Родос, Югославии, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Польши, Португалии, Германии, Пакистана, Филиппин, Мальдивов, Индонезии, Малаи, Сингапура, Суматры и Занзибара. Преподаватели из аль-Азхара работали в начале 50-х годов в Саудовской Аравии, Кувейте, Ливане, Судане, на Филиппинах, Занзибаре, Киренаике, Ираке, кроме того, в исламских культурных центрах в Лондоне и Вашингтоне.

В первую очередь египетское руководство уделяло внимание распространению влияния как в Северном, так и Южном Судане. Большую роль на этом внешнеполитическом направлении играл аль-Азхар. По официальным данным, на июль 1952 г. из общего числа студентов-иностранцев в 3961 человек, командированных для получения богословского образования в университет аль-Азхар, 2336 человек были суданцами (59%). При этом число студентов из Северного Судана достигало 1605 человек, Сеннара (Средний Судан) - 391 человек и Дарфура (Западный Судан) - 340 человек. Кроме того, в Южном Судане аль-Азхар имел свои миссии по обучению и распространению ислама в городах Джуба, Малакал и Асмара, куда было командировано девять египетских преподавателей-теологов. Эти миссии были призваны внести свою лепту в судано-египетские отношения, не только обратив часть южан-язычников в ислам, но и привив им симпатии к Египту и его представителям в Судане.

РЕФОРМА 1961 ГОДА

Расширение международной деятельности аль-Азхара в конце 50-х годов, а также общественно-политические изменения в самом египетском обществе побудили руководство Египта приступить к новой реформе этого учебного заведения. На момент очередного реформирования аль-Азхар превратился в гигантский религиозный и образовательный комплекс. Помимо главной соборной мечети (аль-Джами аль-Азхар) и других религиозно-культовых сооружений, аль-Азхар включал филиалы в других городах страны и представительства (миссии) за рубежом. Университет возглавлял ректор (шейх), он же являлся главным имамом соборной мечети. В правительстве заседал специальный министр по делам аль-Азхара. Общее число студентов во всех учебных подразделениях университета к 1952 г. составило 22 889 человек (в 987 г. их было только 35 человек). В 1968-1969 учебном году в университете и институтах обучалось уже свыше 30 тыс. студентов (из них 18% из других мусульманских стран).

Библиотека, основанная еще в 1897 г., накануне революции в 1952 г. насчитывала 92 тыс. томов, в том числе 23 тыс. редких рукописей. Имея развитую редакционно-издательскую базу, аль-Азхар большими тиражами выпускал религиозную и учебно-методическую литературу. С 1930 г. издавался печатный орган "Маджаллят аль-Азхар" ("Журнал аль-Азхара"), редакцию которого осуществляли наиболее авторитетные улемы. Созданная в 1947 г. медицинская часть превратилась в поликлинику, при которой была открыта больница. Лечение и выдача лекарств осуществлялись бесплатно.

Университетский статус этого заведения стал закреплен законодательно. В 1961 г. издан новый Закон о развитии аль-Азхара, в соответствии с которым были учреждены светские факультеты. Впервые в истории этого исламского заведения студенты получили возможность широкого выбора обучения на одном из девяти факультетов Университета аль-Азхар: основ религии (богословском), мусульманского права (шариата), литературном (арабского языка), административных дел и торговли, политехническом (инженерном), сельскохозяйственном, медицинском, педагогическом и женском факультете. Соответственно был определен статус институтов и специальных религиозных учреждений в провинциальных центрах. При аль-Азхаре создана Академия исламских исследований. Руководящую пирамиду возглавил Высший ученый совет аль-Азхара.

СТУДЕНТЫ ИЗ СТРАН СНГ

Считается, что проучившийся в аль-Азхаре три года выпускник-иностранец может рассчитывать на получение квалифицированной и хорошо оплачиваемой работы в любой из арабских стран в качестве переводчика. Для работы по духовной или научной линии требуется гораздо более длительный срок обучения, однако это не смущает наших соотечественников, решивших получить богословское или филологическое образование в этом престижном учебном заведении.

В 50-60 гг. из Советского Союза на учебу в аль-Азхар слушатели выезжали в единичном порядке. Первые группы студентов из республик бывшего СССР появились в университете на трехмесячных курсах подготовки имамов мечетей в 1990-1991 гг. по личному приглашению шейха аль-Азхара. Позднее к набору слушателей стали подключаться некоторые международные исламские благотворительные организации. В частности, в 1992 г. Международная исламская организация спасения ("Аль-Игаса") отобрала и направила около 40 студентов из республик Средней Азии и Закавказья для обучения на богословском и светских факультетах университета. Одновременно финансовую поддержку для прохождения полного курса группами студентов из республик бывшего Союза стал оказывать ряд благотворительных организаций стран Персидского залива. По некоторым оценкам, на различных факультетах, в аспирантуре, докторантуре и других подразделениях аль-Азхара в год обучается в среднем около 500 студентов - граждан стран СНГ.

В связи с тем что для поступления на любой из факультетов университета необходимо наличие диплома Исламского института при аль-Азхаре или сертификата аль-азхарской средней школы, все вновь прибывающие проходят обучение на курсах арабского языка. Ежегодно по результатам экзаменов с этих курсов осуществляется набор в Исламский институт, срок обучения в котором 7 лет. Однако студенты имеют возможность сдавать экзамены экстерном за два курса. После окончания института желающие могут продолжить учебу на одном из теологических или светских факультетов аль-Азхара.

Условия проживания и размер стипендии студентов - граждан стран СНГ различны и зависят от финансового положения направляющих организаций. Так, лица, прибывшие по приглашению администрации аль-Азхара, размещаются в студенческом городке университета с ежедневным двухразовым питанием и получают ежемесячно в местной валюте сумму, равную примерно 25 долларам США. Студенты, отобранные для обучения в аль-Азхаре некоторыми благотворительными фондами, ежемесячно могут получать стипендию в размере около 60-70 долларов США. Кроме того, обучающимся в университете перед началом каждого учебного года выплачивается небольшая сумма для приобретения одежды и учебных пособий. Прибывающим в аль-Азхар за свой счет компенсируется стоимость билетов.

НОВАЯ РЕФОРМА НА РУКУ ИСЛАМСКИМ ЭКСТРЕМИСТАМ?

В последнее время египетское общество снова обеспокоено судьбой аль-Азхара. Благодаря традиционно высокому качеству богословского образования египтяне привыкли считать аль-Азхар своего рода оплотом умеренных позиций, крепостью на пути религиозных отклонений экстремистского толка. Однако наблюдаемое снижение уровня преподавания позволяет некоторым египетским журналистам, в частности Фахми Хавиди в респектабельной "Аль-Ахрам", прямо заявлять о том, что "культура филологического и религиозно-юридического образования в аль-Азхаре продолжает регрессировать, что приводит к увеличению числа целых поколений профессионально неграмотных выпускников". Другие обозреватели, общественные и политические деятели, напротив, выступают за необходимость оптимизации процесса обучения и приведения его в соответствие с требованиями времени.

Вместе с тем на страницах египетской печати все чаще фигурируют вопросы: почему профессиональный уровень исламских проповедников снизился до такой степени, что они стали неспособны выполнять свои обязанности? Почему умами современной молодежи овладевают экстремистские настроения? Почему программа подготовки в аль-Азхаре не соответствует требованиям времени и почему происходит снижение культуры преподавания ислама, приводящее к недостаточной квалификации выпускников?

Основания для такого рода, пусть даже несколько преувеличенных, озабоченности и опасений, имеются. Еще в конце 1997 г. египетский премьер-министр сделал заявление о необходимости изучения "возможностей сокращения программы (аль-Азхара) без ущерба для образовательного уровня выпускников и приведения ее в соответствие с современными тенденциями развития египетского общества". Соответствующие распоряжения о внесении изменений в учебные планы подразделений аль-Азхара были переданы руководству университета.

Дело в том, что до принятия Закона 1961 г. "О развитии аль-Азхара" преподавание в его учебных заведениях было ограничено филологическим и религиозным курсами. Причем перед тем как приступить к основному курсу, студент сначала проходил подготовительный, состоящий из изучения Корана, основ философии, математики и геометрии. По этому закону к основному университетскому курсу добавились и все предметы, изучаемые в начальных школах, при одновременном сокращении времени обучения с пяти до четырех лет. В результате нагрузки почти удвоились, а время обучения сократилось, что осложнило процесс обучения студентов. Общеобразовательные рамки расширились, а количество специализированных предметов сократилось. При этом преподавание общих дисциплин осталось на уровне школ.

В связи с увеличением жалоб студентов и администрации Университета аль-Азхар на непосильные нагрузки в 1991 г. объем спецпредметов сокращен еще на 20% (составил 50% от объема 1961 г.), а объем общих дисциплин остался прежним. Позднее, в 1996 г., прошло третье сокращение. Программа предметов основного курса была урезана на 5-10%, а подготовительного - на 30%, причем общие дисциплины вновь остались нетронутыми.

Сложившаяся ситуация с нарушением соотношения общих и специальных (профильных) дисциплин дает основание египетским обозревателям предположить, что студент, решивший поступить в аль-Ахзар, лишен возможности получить 80% от прежнего объема специальных знаний в ходе предварительного курса и от 55 до 60% - в ходе основного. По их мнению, уровень подготовки на первой ступени не дает даже элементарного минимума познаний, а на второй - лишь слегка его перекрывает.

Указанные предложения египетского премьер-министра сводились в конечном счете к новому, уже четвертому, сокращению программы спецдисциплин, которое может произойти автоматически с планируемым сокращением времени обучения до трех лет. В этой связи предполагается, что очередное сокращение и без того не лишенной недостатков программы обучения сделает нормой выпуск студентов, знания которых не будут отвечать требованиям развития и изменениям воззрений египетского общества. Такого рода поверхностные знания студентов в конечном счете могут стать благодатной почвой для роста радикального исламизма.

ОПАСНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Результатом сокращения программы обучения в аль-Азхаре стали опасения, что университет стоит на грани утраты всего, что было накоплено за тысячу лет его существования. Ранее существовала возможность с юного возраста приобщить детей к языку, научить их правильно говорить, посвятить в тонкости арабской речи. С этой целью учащимся ежедневно отводилось четыре часа для заучивания наизусть Корана. Эти занятия лежали в основе всей программы. Традиционно существовала целая группа преподавателей - чтецов Корана, большинство из которых работали в мечетях и которые за свою педагогическую деятельность получали денежное довольствие от администрации аль-Азхара.

Ситуация изменилась после 40-процентного сокращения объема материала, подлежащего заучиванию, и времени, отводимого для этого, с 4 до 2 часов в день. В Египет перестали приглашать иностранных профессиональных чтецов Корана. Вместо этого Министерство по делам рабочей силы стало назначать чтецов Корана самостоятельно, причем многие из них зачастую не имеют соответствующих дипломов и подготовки.

На подготовительном курсе программа обучения была сведена к зубрежке отдельно взятых сур вместо последовательного комплексного изучения Корана и его толкований. Теперь вместо того чтобы выучить 30 хадисов, студенты учат три, причем самостоятельно. Из программы удалили некоторые важные разделы, предназначенные для того, чтобы помочь студентам досконально разобраться в прочитанном и научить их применять полученные знания на практике, сообразуясь с проблемами современного мусульманского мира.

К числу сокращенных относятся разделы, освещающие проблемы наследства, наказания за грехи, ограничений и возмездия. В области арабской филологии и языкознания морфология и синтаксис всегда были отдельными науками, причем процесс изучения каждой из них подразделялся на 40 отдельных "ступеней". Теперь же они объединены вместе, а количество "ступеней" сокращено до 20. Наибольший упадок в области языкознания наблюдается по дисциплине "чтение Корана". На основном курсе время на эту дисциплину сведено к двум часам в неделю, тогда как английскому языку, напротив, стали посвящать не 3, как раньше, а 6 часов.

Ранее студенты старших курсов отдельным предметом изучали "Историю исламской цивилизации", теперь же она превратилась в параграф учебника по общей истории. Историю исламской цивилизации объединили с другим предметом, мотивируя это необходимостью сокращения нагрузки на студентов. Однако одновременно был введен новый курс по истории Египта.

В целом в области университетского образования жесткое сокращение всех гуманитарных предметов прошло уже при переводе на 4-летний график занятий. Составители Закона 1961 г. предполагали, что недостатки будут восполнены за счет расширения кругозора студентов, однако этого не произошло, и студенты попросту лишились части важных предметов.

В области правоведения студентам изначально давалось 16 часов в неделю на изучение "мусульманского права" и 18 часов на изучение "основ мусульманского права", всего 34 часа. После сокращения эти дисциплины были объединены, а количество часов уменьшено с 34 до 6 в неделю. Для сравнения: студентам факультета права Каирского университета на изучение основ мусульманского права отводится 4 часа в неделю. Складывается парадоксальная ситуация, когда студенты светского вуза будут знать предмет лучше, чем студенты аль-Азхара.

Следует оговориться, что египетское общество, обеспокоенное судьбой и международным авторитетом аль-Азхара, более десяти веков осуществляющего связь между Египтом и остальным миром, болезненно отреагировало на планы правительства в отношении дальнейшего изменения учебного процесса в аль-Азхаре. Общественность этой страны делает все возможное, чтобы не допустить регресса в культуре преподавания исламских и филологических дисциплин, а следовательно, выхолащиванию истинных ценностей Корана.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1613
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1812
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1922
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4293

Другие новости