0
1238
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

16.10.2002 00:00:00

Бои местного значения

Тэги: рпц, воронеж, скандал, кризис, духовенство


Телесюжет о скандале в Воронежской епархии, прошедший 4 октября в выпуске вечерних новостей по каналу ТВС, впечатляет своей дикостью. Несмотря на то что суть конфликта из телесюжета понять было трудно, общая картина проиcшедшего отдавала фанатизмом и мракобесием раннего Cредневековья. Толпа православных священников в рясах и крестах толкала в шею и нещадно лупила молодого худощавого человека... А он отбивался и кричал: "Побойтесь суда Божьего!"

Кажется, духовенство было недовольно тем, что он пытался снимать происходящее на видеокамеру. Здесь же стояли верующие, которые держали плакаты с призывами к церковным властям навести порядок в Воронежской епархии, а жена священника, та, кого в церкви называют "матушкой" или "попадьей", с возмущением в голосе говорила о том, что справедливости в этом мире нет, а ее супруга, то есть "батюшку", церковники обижают и притесняют...

Если бы не отвратительная сцена избиения юноши, который оказался сыном священника, то можно было бы все это списать на внутрицерковные склоки, мол, "опять попы что-то не поделили". Но когда здоровенные мужики в рясах вырывают у старух самодельные плакаты в защиту опального священника и бьют "поповича", все это выглядит просто безобразно.

Тем не менее все вышесказанное не более чем эмоции, но хочется спросить, почему этот телесюжет из Воронежа стал первым в вечернем выпуске новостей по ТВС? Что же это за горячая новость, которая важнее всех остальных событий российской и международной жизни? Что, собственно, произошло? И вообще - много ли мы знаем о реальной церковной жизни, ведь в последнее время нам все время преподносят только глянцевую, полную благости картинку, а не правду о том, как и чем живет православный народ и духовенство. Кто пишет сейчас о корыстолюбии и пьянстве среди священников, о деспотизме и самодурстве архиереев? Ничего этого нет, все прикрыто "политкорректностью", которая не дает нам увидеть проблему глазами, например, Лескова, который даже в XIX веке, в эпоху духовной цензуры, не боялся писать правду.

Сегодня бесправие нашего духовенства, особенно сельского, не меньше, чем 70, 100 или 200 лет назад. Ничего в укладе его жизни особенно не изменилось: все та же полная зависимость от светских и духовных властей, все те же заботы о хлебе насущном, о том, чтобы выучить своих многочисленных детей. В общем, как говорится, не позавидуешь. Надо и приход себе побогаче сыскать, и расположением благочинного заручиться, и архиерея не прогневить, а то ведь и места своего запросто можно лишиться... И что тогда делать? Раньше хоть советская власть могла призвать церковное начальство к порядку, а нынче архиереи сами кого хочешь в оборот возьмут. Жаловаться просто некому.

При этом стоит обратить внимание на то, что за последние 12 лет религиозной свободы у нас появилось такое число альтернативных православных юрисдикций и самозваных Церквей, что это наводит на мысль о самой простой причине большинства церковных расколов: либо деньги не поделили, либо с начальством своим поругались. Очень часто в этих конфликтах используются обоюдные обвинения в отступлении от православия, в нарушении канонов Церкви. В общем, православные клеймят друг друга и анафематствуют, но суть все та же - человеческие страсти и деньги. Особенно сейчас, когда в храм пришло множество людей, прежде совсем от Церкви далеких.

В недавнем интервью "НГ-религиям" митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий сказал об этом следующее: "...растет число новых приходов, приходится вынужденно закрывать глаза на низкий духовный и интеллектуальный уровень духовенства... Тем не менее ко мне приходят прихожане, плачут, просят: "Дайте батюшку, нам лишь бы служба была..." Приходится идти на этот компромисс, а потом смотришь: а батюшка-то и не подготовлен! Оказывается, что он Церковь и свое служение в ней воспринимал как место работы. Сегодня найти работу сложно, вот и случается, что кое-кто идет в Церковь, чтобы устроить свою жизнь... или самоутвердиться". Как говорится, "не ради Иисуса, а ради хлеба куса".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1081
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1049
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1306
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1065

Другие новости