0
1263
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

04.06.2003 00:00:00

Константинопольский Патриарх полемизирует с Папой Римским

Тэги: Патриарх, Варфоломей, рпц, ватикан


В мае нынешнего года в российских средствах массовой информации промелькнуло упоминание о том, что Вселенский Патриарх Константинопольский Варфоломей I поддержал позицию Патриарха Алексия II в его взаимоотношениях с Католической Церковью. Источником этих сведений послужило интервью, данное Варфоломеем I итальянской газете "Фольо Куотидиано", опубликованное под заголовком "Патриарх Константинопольский полемизирует с Папой Римским".

Вселенский Патриарх, "первый среди равных" патриархов православного мира, объяснил итальянским журналистам в чем, по его мнению, состоят трудности взаимоотношений Московского Патриархата и Ватикана: "Из того, что мы знаем, следует, что Римская Церковь активизировала свое присутствие в местах, находящихся в юрисдикции Московского Патриарха, и это было интерпретировано РПЦ как недружественный акт, то есть как акт прозелитизма во вред Православной Церкви".

Правда, за время, прошедшее с момента создания в России четырех епархий, объединенных в митрополию в католических структурах в России, никакого "взлета популярности", роста числа приходов и прихожан не наблюдалось, и, чем, собственно, они навредили МП, не очень ясно.

"Если учесть, - продолжает Вселенский Патриарх, - что Русская Православная Церковь находится в состоянии реорганизации после семидесяти лет коммунистических гонений, жалобы Московского Патриархата на проникновение в его сферу деятельности Римской Церкви оправдывают холодность их связей. Потому что речь идет о действиях, которые служат не удовлетворению потребностей католиков, но скорее созданию структур, использующих на благо Католической Церкви временные трудности Русской Церкви".

На вопрос о том, есть ли надежда на восстановление единства между Православной и Римско-Католической Церквами, Вселенский Патриарх ответил, что оно возможно "только с возвращением к общей вере до схизмы (Великого раскола между Восточной и Западной Церквами в 1054 г. - Прим. ред.) и Католической Церковью должны быть отменены все реформы: примат и безошибочность Папы, "филиокве" (латинское добавление в Символ веры об исхождении Святого Духа "от Отца и Сына", в то время как согласно православному учению Святой Дух исходит только от Отца. - Прим. ред.), затем уния┘ Препятствием к сближению и примирению двух Церквей является авторитарная и централизованная структура Римской Церкви, не принимающая никаких внутренних изменений экклезиологического (церковного) и догматического порядка, формировавшегося в течение столетий, потому что любое изменение этого порядка было бы признанием собственных ошибок".

Надо заметить, что подход, при котором только одна сторона должна признавать себя виноватой и что-то изменять - причем в существенных для себя вопросах, - а вторая сторона тогда, так и быть, согласится с ней примириться, делает надежды на воссоздание единства совершенно призрачными.

И все же, по мнению Варфоломея I, существует надежда на восстановление единства. Ее дает позиция простых верующих, которые искренне хотят объединения и молятся за него, как сам Господь Иисус Христос молился, "да будут все едины".

Вселенский Патриарх касается и проблемы взаимоотношений между Московским и Константинопольским Патриархатами. На вопрос, не кажется ли ему, что Алексий II добивается позиции превосходства в православном мире, Варфоломей I решительно отвечает: "Нет, потому что он знает и уважает канонический порядок православного мира". К тому же понятие превосходства в православии, по мнению Вселенского Патриарха, не содержит в себе ничего того, что подразумевается под приматом Папы в католицизме: "Согласно двадцать восьмому правилу IV Вселенского Собора (451 г.) Вселенский Константинопольский Патриарх имеет, с одной стороны, первенство чести среди равных православных Церквей и - с другой - первенство служения, которое проявляется в праве выражать окончательное мнение по определенному вопросу. Ни в коем случае речь не идет об административном первенстве, хотя в некоторых обстоятельствах, когда какая-то Церковь лишается своих иерархов, Вселенский Патриарх должен заняться назначением, выборами тех, кто отсутствует в Церкви".

Варфоломей I напоминает, что "в прямой юрисдикции Вселенского Константинопольского Патриарха находятся несколько миллионов православных верующих во всем мире. Например, те, кто составляет греко-православные митрополии Америки, Австралии, Крита, Европы за пределами России, на Дальнем Востоке, в Канаде, в Южной Америке и в епархиях в Турции. Затем к ней принадлежат православные украинской диаспоры, большая часть русских православных в Европе, карпатороссы в США и другие".

Надо заметить, что подобная позиция входит в очевидное противоречие с заявленной Московским Патриархатом политикой объединения всех православных русских под своим омофором. Похоже, что, прежде чем говорить о межконфессиональном единстве, стоило бы достичь единства внутреннего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
154
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
246
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
211
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
247

Другие новости