0
2932
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

20.08.2003 00:00:00

Православие становится агрессивным

Тэги: Самодуров, религия, погром, выставка


- Юрий Вадимович, как возникла идея выставки "Осторожно, религия!"?

- Выставки, проводимые Музеем Сахарова, делятся на два типа. Одни из них инициирует сам музей, а другие нам предлагают сделать художники, если мы дадим помещение. С идеей данной выставки к нам обратился художник Арутюн Зулумян. Основная его идея была в том, что опасна именно агрессивная сторона религии и в то же время опасен агрессивный атеизм, агрессивное отношение к самой религии. Эту идею я считаю весьма важной и правильной, потому что в советские времена я видел священников, которые, преодолевая массу трудностей, несли свое служение людям, и за это я их очень уважал. Сейчас же возникает ощущение, что православие становится агрессивным по отношению к другим конфессиям, пытается проталкивать православную идеологию в качестве единственно верной и спасительной.

Маятник качнулся в другую сторону. Появились предпосылки к возникновению такого неприятного явления, как православный тоталитаризм, дискриминация атеистов, верующих других конфессий и религий. Агрессивная проповедь того, что только верующий человек - нравственный человек и только он является носителем духовного и культурного наследия страны, для меня кажется нелепой и претенциозной.

- Вы не ожидали подобной реакции со стороны верующих?

- Нет, мы даже не предполагали подобного развития событий. До этой выставки я большую часть авторов просто не знал. Когда я стал с ними разговаривать, то оказалось, что многие из них, в частности авторы самых критикуемых работ, православные верующие.

Они в четкой образной форме пытались передать свою озабоченность тем, что религия становится для определенных церковных и околоцерковных кругов торговой маркой, брэндом, политическим рычагом. Реакция некоторых представителей Церкви тоже меня совершенно обескуражила. Например, протоиерей Всеволод Чаплин не раз бывал у нас в музее. Он отлично знает, что мы не боремся против религии, поэтому его суровая критика в наш адрес стала для меня полной неожиданностью.

С моей точки зрения, самыми интересными и талантливыми были работы, подвергшиеся самой большой критике. Например, рекламный плакат Косолапова со стилизованным изображением Христа, надписью "This is my blood" и банкой кока-колы. Художник выразил свою неприязнь к деятельности тех, кто любой ценой пытается навязать людям свой товар или идею.

- У вас не возникло мысли пригласить какого-либо эксперта-религиоведа, чтобы тот дал оценку того, насколько экспонаты выставки могут быть оскорбительными для верующих?

- А зачем? Это может оскорбить чувства верующих только в том случае, если они не понимают смысла созданного художником. И даже в этом случае у верующего нет права работы уничтожать. Меня и наш музей, возможно, будут судить за богохульство. Вопрос в том, можно ли в современном светском обществе судить людей за богохульство?

Существенно следующее. Если многие из этих работ повесить в церкви, то я бы сам счел это намеренным оскорблением. Ведь в церкви не подразумевается вольная трактовка символов, значимых для верующих людей, им нельзя придавать иное значение. Но пространство выставочного зала предназначено именно для другой интерпретации разнообразных значимых символов.

Другая, чем в церкви, интерпретация религиозных символов отнюдь не подразумевает надругательство. В искусстве чем значимей символ, тем значимей помещение его в другой контекст. Это другое толкование, а не надругательство. Главный вопрос в этой ситуации: существуют ли в России правовые ограничения на использование религиозных символов для создания художественных образов, выражающих другие смыслы и значения?

Если бы они были, то мы, как законопослушные люди, не стали бы демонстрировать на выставке "Осторожно, религия!" некоторые работы, однако я подобных ограничений не знаю. Да и могут ли они существовать в обществе, где Церковь отделена от государства? Если их ввести, пойдут запреты на использование значимых культурных, национальных и других символов.

- Повторили бы вы еще раз такую выставку после всего, что произошло?

- Мы обсудили случившееся с нашими экспертами и пришли к мнению, что эта тема даже более актуальна, чем мы думали ранее, и настолько важна, что ее необходимо продолжать. И я думаю, что если никаких правовых ограничений на переинтерпретацию религиозной символики не обнаружится, то вполне возможна следующая художественная выставка. В ней хотелось бы выразить протест и тревогу в связи с тем, что определенные силы в Церкви пытаются создать из православия господствующую в России идеологию. Конечно же, выставку нужно будет обеспечить охраной от возможных погромов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
1177
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
1047
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
2064
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
2473

Другие новости