0
1622
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

21.04.2004 00:00:00

Вьетнамские власти вновь преследуют христиан

Владимир Ветюков

Об авторе: Владимир Александрович Ветюков - историк, магистр востоковедения.

Тэги: Вьетнам, протестантизм, власти


На днях в средствах массовой информации появились сообщения о разгоне властями Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) мирной демонстрации протестантов, жителей Центрального нагорья, приуроченной к празднику Пасхи. Также сообщается о прошедших за последние месяцы арестах, избиениях и других актах насилия со стороны вьетнамской полиции и армии по отношению к мирным представителям народа джарай.

Сообщения о религиозных преследованиях христиан Центрального нагорья во Вьетнаме поступают на протяжении последних трех лет. В феврале 2001 года протестанты вышли на демонстрацию, ставшую крупнейшим массовым выступлением национальных меньшинств Вьетнама со времени воссоединения страны в 1975 году. Тогда вьетнамские власти были очень встревожены происходящим. К месту происшествия были стянуты большие отряды солдат и полицейских.

После разгона демонстрации некоторых ее участников арестовали, а в заключении к ним применялось физическое насилие. Противостояние длится до сих пор. Власти действуют репрессивными методами, протестанты - исходя из христианских и гандистских понятий о ненасилии. (См. официальный сайт протестантского движения Центрального нагорья http://www.montagnard-foundation.org.)

Казалось бы, религиозная политика коммунистических властей СРВ за последнее десятилетие стала мягче. Однако в новейшей истории Вьетнама религия и политика сталкивались уже неоднократно, приводя к трагическим событиям (см. "НГР" # 21 от 3.12.2003 г.). В частности, это относится и к проблеме национальных меньшинств. Центральное нагорье вошло в сферу вьетнамского влияния достаточно поздно. В Средние века оно находилось во владениях Королевства Чампа, с переменным успехом воевавшего с Вьетнамом. В конце XV столетия начался планомерный захват вьетнамцами чампских земель, приведший в результате к падению этого индуизированного государства. Завоевание мало коснулось горцев, которые обитали в труднопроходимых джунглях. Отношения нацменьшинства с вьетнамскими феодальными правителями можно характеризовать как вассальные. Серьезное проникновение в горы вьетнамских поселенцев началось уже после французского завоевания.

В XX столетии в традиционных районах обитания горцев появляются населенные пункты, в которых пришлое вьетнамское население составляло большинство. Судя по всему, первые конфликты коренного населения и пришельцев имели место уже в это время. Тем не менее горячей точкой Центральное нагорье стало в конце 1960-х - начале 1970-х гг., во время американской интервенции во Вьетнам. Борясь с засевшими в джунглях партизанами Вьет Конга, американские военные решили опереться на нацменьшинства, используя их неприязнь к вьетнамцам.

С этой целью в горах начали действовать протестантские миссионеры. Их проповедь была довольно успешной. Протестантизм значительно потеснил традиционные архаичные верования горцев, которые получили четкую религиозную идею. Она стала оппозиционной идеологии Хо Ши Мина, являющейся credo вьетнамцев-коммунистов. Кроме того, через миссионеров американцы внедряли среди горцев идеи национальной независимости и создания собственного государства.

Все это сопровождалось значительной материальной помощью. В джунглях строились комфортабельные дома, хорошие дороги. В центре горских поселений даже устанавливались памятники местным героям, сражавшимся когда-то против вьетнамцев. В тылу у вьетконговцев появлялись горские партизанские отряды, наносившие значительный урон коммунистам. Они были объединены в организацию под французской аббревиатурой FULRO (Объединенный фронт борьбы угнетенных народов).

После ухода из Вьетнама американских войск горцы оказались один на один с коммунистами. Против деревень, ставших убежищем для сепаратистов, армия СРВ провела ряд карательных операций. Сопротивление отдельных отрядов FULRO продолжалось до начала 1990-х годов, когда, в связи с переменами в СРВ, движение окончательно заглохло, лишившись американских субсидий. Тем не менее напряженность между вьетнамскими властями и коренными жителями Центрального нагорья остается. Причин здесь несколько. С одной стороны, вьетнамские власти продолжают политику национализации земель, испокон веков принадлежащих национальному меньшинству. Кроме того, правительственные чиновники видят угрозу в массовых богослужениях христиан, считая, что такие собрания служат политическим, а не религиозным целям. С другой стороны, горцы продолжают держаться идеи национальной и религиозной независимости. Они отказываются вступать в находящееся под покровительством властей Объединение протестантов Вьетнама.

Надо подчеркнуть, что в февральских волнениях 2001 года власти обвинили бывших деятелей FULRO, которых возглавляет некий Кок Ксор, получающий американскую помощь. Он и его сподвижники выступают за создание на Центральном нагорье независимого государства Дегар. У них даже существует собственный сайт, на котором размещена подробная информация о преследованиях. Причем подчеркивается именно религиозный характер репрессий. В частности, прошло сообщение о том, что вьетнамская полиция требует от активистов движения "отречения от Христа".

В действительности проблема выходит далеко за рамки религиозной проблематики. Причины конфликта кроются в противоречиях, неизбежно возникающих в ситуации, когда политически активный этнос (в данном случае вьетнамцы), расширяя среду своего обитания, занимает земли, заселенные чуждыми ему по языку и культуре народами, стоящими на более низкой ступени развития. Если в ситуацию вмешивается третья сила (в данном случае это иностранное влияние из США), пытающаяся религиозной проповедью сплотить нацменьшинство в противовес пришельцам, то возникает серьезный локальный конфликт.

Нельзя также сбрасывать со счетов и вьетнамский национализм. Солдаты и офицеры армии и полиции Вьетнама, несущие службу в джунглях Центрального нагорья, зачастую относятся к местным жителям с чувством собственного превосходства. Они считают себя носителями культуры (китайской цивилизации, стоящей, по их мнению, на порядок выше "варваров"). Кроме того, коммунистическая пропаганда, проводящаяся среди бойцов, рисует отталкивающий образ протестанта, являющегося носителем враждебной религиозной идеологии, защищающего интересы международной буржуазии и не желающего добровольно войти в дружную социалистическую семью народов Вьетнама. Скорее всего именно такое предвзятое отношение и приводит к жестокому обращению солдат и офицеров с местными жителями.

Таким образом, проблема религиозных преследований на Центральном вьетнамском нагорье имеет целый ряд причин. Каждая сторона приводит обоснованные доводы в защиту своих действий. Во что выльется этот конфликт, покажет время. Пока же остается только надеяться, что и вьетнамские власти, и национальные меньшинства проявят сдержанность и толерантность. В силу исторических причин они живут в составе единого государства, а потому большие и малые народы должны уважительно относиться к обычаям и вероисповеданию друг друга.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1496
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1704
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1811
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4141

Другие новости