0
2236
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

01.09.2004 00:00:00

Хождение за три моря

Дмитрий Хафизов

Об авторе: Дмитрий Иосифович Хафизов - историк и журналист, член специальной комиссии Министерства культуры РФ по экспертизе Казанской иконы, хранившейся в Ватикане.

Тэги: казанская, икона, божья матерь, история


Первый раз эта икона в окладе, украшенном драгоценными камнями, появляется среди произведений искусства, выставленных большевиками для продажи в 1920 г. Продажа этой иконы не была случайной и не служила сбору денег на нужды большевистской революции, как часто впоследствии писали об этом эмигрантские газеты.

"Вон из революционной России!"

В первые годы советской власти за границу были вывезены многие бесценные памятники искусства и старины. Это была целенаправленная политика коммунистического правительства: "Все, что не нужно народу, - вон из революционной России!" Сюда же следует отнести и интересующую нас Казанскую икону, похищенную у Церкви и верующих.

В 1920 г. икону хотел приобрести лондонский ювелир Норман Вайс. В Россию он приехал то ли по поручению южноафриканского миллионера Джоэля, то ли самостоятельно, взяв кредит на миллион фунтов для скупки и последующей перепродажи русского антиквариата. Но покупка иконы не состоялась. За образ запрашивали баснословную цену, и у Вайса не хватило денег.

Где была икона следующие годы, точно неизвестно. Есть данные, что в 1928 г. она была вывезена неким поляком в Англию. Здесь из-за своего темного лика икона получила название "Черной Казанской Леди". Образ побывал в руках многих коммерсантов, и его путь проследить нелегко. Не исключено, что икона была вывезена из Советского Союза нелегально.

Так как спрос на иконы был чрезвычайно неустойчивым, то владельцы Казанского образа часто менялись, их было как минимум трое. Они ничего не понимали в иконописании и рассматривали икону, а тем более ее оклад, как удачное капиталовложение. Вокруг иконы шла настоящая спекуляция. Наконец, новым владельцем образа становится Норман Вайс, который, приобретя икону, сразу выставляет ее на продажу. Однако продать образ оказалась нелегко, и несколько лет он не находил покупателя. Это было связано с внушительной суммой, которую Вайс просил за образ. Товар (а для него, безусловно, икона была лишь средством наживы) был весьма специфический, а продавать его по цене одних драгоценных камней "опытный бизнесмен" считал неразумным. Он терпеливо ждал своего покупателя - богатого чудака или фанатичного коллекционера.

В 1950 г. икону купил Фредерик Альберт Митчелл-Хеджес, талантливый писатель, неутомимый путешественник, искатель приключений. Самым серьезным его пристрастием было коллекционирование произведений искусства. Уникальным украшением его коллекции стала Казанская икона Божией Матери.

Благодаря усилиям Митчелл-Хеджеса об образе узнали крупнейшие специалисты Великобритании, в первую очередь Сирил Бант, который в течение 48 лет был экспертом по византийскому искусству музея Альберта и Виктории в Лондоне. Cразу же после приобретения иконы Митчелл-Хеджес обратился к этому эксперту, с которым был знаком лично.

Когда икона появилась в Англии, некоторые специалисты усомнились в ее подлинности. Выяснением этого занялся Сирил Бант, предпринявший первую официальную экспертизу Казанского образа.

В 1949 г. в книге "Русское искусство от скифов до Советов" Бант так охарактеризовал образ: "Икона Казанской Божией Матери. Старинное изображение, покрытое золотом и позолотой, самоцветами, изумрудами, бриллиантами, восточными рубинами и т.д. Икона была написана в XVII в., инкрустация драгоценными камнями и работа по металлу были выполнены еще позднее".

В 1956 г. во втором издании своей книги Бант переменил мнение: "Эксперты сходятся во мнении, что икона принадлежит кисти выдающегося иконописца XVI в. и что она представляет собой великолепный образец греко-русского стиля того периода┘ Исключительно богатое убранство иконы уже само по себе является доказательством того, что икона пользовалась исключительным почитанием, и указывает на то, что она должна была принадлежать одной из главных церквей в России... Я убежден, что мы имеем дело с почитаемой православным народом чудотворной иконой из Казанского собора в Москве".

Американские приключения иконы

В начале 1950-х гг. Митчелл-Хеджес через советское посольство предложил купить свою икону большевистской России, но, по-видимому, потребовал столь крупную сумму, что сделка не состоялась. Неизвестно, в какой форме был получен отказ, но после этого владелец Казанского образа заболел манией преследования. До конца жизни, боясь попыток советских спецслужб изъять или уничтожить святыню, он всегда спал с ружьем под подушкой.

В 1954 г. Митчелл-Хеджес пытался продать свою Казанскую икону Русской Православной Церкви в Америке. Он отправил письмо с предложением покупки видному иерарху, архиепископу Сан-Францисскому Иоанну (Шаховскому). Митчелл-Хеджес назначил довольно небольшую цену в 92 тыс. фунтов стерлингов. Желая выяснить происхождение этого образа, архиепископ Иоанн написал в Англию профессору Николаю Ефремовичу Андрееву, одному из самых крупных специалистов по древнему иконописному искусству, с просьбой исследовать икону на месте. С разрешения владельца Андреевым было проведено тщательное исследование Казанского образа. При этом, как вспоминал сам эксперт, "владелец постоянно твердил о том, что икона тысячелетней давности, из Казанского собора в Ленинграде, а камни оклада - из складов драгоценностей царя Соломона". По словам Андреева, Митчелл-Хеджес предлагал ему "500 фунтов за подтверждение, что икона настоящая, явленная, из Санкт-Петербурга. Что, естественно, было с негодованием отвергнуто".

В результате экспертизы Андреев пришел к следующему выводу: "Образ Казанской Божией Матери, появившийся в Англии, во многом совпадает с сохранившимися описаниями иконы, исчезнувшей из Казани, но размеры ее все-таки несколько иные┘ Если же это не есть Казанская явленная икона, то она, несомненно, представляет из себя превосходнейшую копию с поражающей силой в ликах и в красках, до сих пор не описанную и почти одновременную с Казанской иконой, и является хорошо датированным памятником, тесно связанным с событиями истории Московской Руси". С выводами Андреева позднее полностью согласился Сирил Бант.

В 1959 г. Митчелл-Хеджес умер. Одним из последних желаний его было, чтобы Казанская икона стала доступна Русской Православной Церкви, но при этом не попала бы в руки коммунистов.

Наследницей коллекции Митчелл-Хеджеса стала его приемная дочь Анна, которая решила продать икону Русской Православной Церкви в Америке. Икона считалась бесценной, поэтому Анна предложила Церкви купить ее только за стоимость драгоценных камней оклада (500 тыс. долл.).

В 1961 г. представители Митчелл-Хеджеса вновь обратились к архиепископу Иоанну с предложением приобрести икону, но у архиерея не было на это средств.

В марте 1962 г. икона прибыла в Америку для исследования и продажи. Из-за своей огромной ценности она была сразу же помещена в подземный сейф Банка Калифорнии. Тогда при архиепископе Иоанне образовался Фонд Казанской Божией Матери, целью которого был выкуп иконы и строительство храма для ее хранения в Сан-Франциско.

В конце мая 1963 г. икона выставлялась в Нью-Йорке, в Покровском соборе, куда для поклонения святыне стекалось множество верующих. Это обстоятельство побудило церковные власти провезти Казанский образ по Северной Америке. Было решено, что Джон Хеннесси, представитель владелицы иконы, объедет на автомобиле те епархии и приходы в США и Канаде, которые пожелают принять икону. Планировалось во время поездки собирать деньги для выкупа святыни. Несколько месяцев икону возили под надежнейшей охраной и в сопровождении эскорта духовенства.

Верующие хотели, чтобы чтимый образ остался в Америке, но собранных денег не хватало, тем более что большая часть суммы была похищена.

Во время пребывания образа в США было проведено еще несколько экспертиз. Основным заключением является мнение членов международного Института охраны, проверки и реставрации произведений живописи: "Икона не могла быть написана позже 1450 г. Икона является подлинником, в целом не перезаписанным в позднее время".

В 1964 г. в Нью-Йорке открылась Всемирная ярмарка. Руководство Фонда Казанской Божией Матери увидело в этом новую возможность для сбора необходимых средств на выкуп святыни. Для иконы был построен особый павильон в виде русской православной часовни из знаменитого форта Росс. Работу по сооружению этого павильона взял на себя все тот же Хеннесси, которого архиепископ Иоанн уполномочил быть своим представителем на Всемирной ярмарке. Организаторы рассчитывали, что расходы на сооружение часовни и ее содержание возместятся широкой продажей бумажных копий Казанской иконы. Но эти расчеты не оправдались.

Положение небольшого православного павильона, существовавшего на ограниченные добровольные пожертвования и доход от продажи копий иконы, оказалось очень тяжелым. Но на помощь пришел Свято-Богородичный Успенский монастырь, продавший один из своих домов и предоставивший большую часть вырученной суммы русской епархии Сан-Франциско. Благодаря этому были покрыты все долги по павильону.

Православную святыню выкупают католики

В 1965 г. скоропостижно скончался Джон Хеннесси. Это был достойный человек, всей душой преданный делу передачи иконы Церкви. "Он был очень увлечен этой благородной задачей, и это было очень ценно", - так отзывался о Хеннесси архиепископ Иоанн (Шаховской).

По многим причинам деньги на выкуп образа собрать так и не удалось. Положение было сложным, и владыка Иоанн написал письмо Анне Митчелл-Хеджес. Он признался, что так и не собрал сумму, необходимую для выкупа святыни. Единственное, что он мог предложить, - отдать икону в дар Русской Церкви в Америке. Со своей стороны, Церковь была готова предложить посильную материальную компенсацию. Окончательного ответа от Митчелл-Хеджес так и не последовало.

С этого момента судьба Казанского образа покрыта туманом неизвестности, сотканным из хитроумных интриг, строгой секретности и благородного порыва.

В начале 1970 г. было решено продать икону частным лицам, выставив ее на аукцион. Архиепископ Иоанн, очень сдержанно относившийся к Католической Церкви, опасался, что на аукционе Ватикан перекупит православную святыню. Иерарху представлялась следующая мрачная перспектива: "Эта икона в лучшем случае была бы у римо-католиков, в худшем - в курительной комнате какого-нибудь техасского миллионера".

Вряд ли архиепископ Иоанн знал, что Джон Хеннесси, которому он так безгранично доверял, был активным членом католической общественной организации "Голубая армия Фатимской Божией Матери" (Blue Army of Our Lady of Fatima). Именно членство в "Голубой армии" может объяснить ряд поступков Хеннесси, которые крайне удивляли и раздражали его православных коллег.

В сопровождении Хеннесси Казанская икона часто посещала католические и униатские храмы. Совершались совместные православные и католические богослужения в честь Богородицы. Например, 12 апреля 1964 г. в зале при католической церкви Св. Вонифатия православными и католическими церковными хорами были исполнены песнопения во славу Богородицы.

Более того, удалось обнаружить проект долгосрочной программы, разработанной Хеннесси, дающий ответ на вопрос, как давно и откуда у Ватикана появились сегодняшние планы относительно Казанской иконы. Проект Хеннесси должен был помочь привести к примирению двух основных ветвей христианства - Западной и Восточной Церквей (православия и католичества. - "НГР"). Но этим планам не суждено было сбыться.

Православная святыня вернулась в Россию. Римские каникулы окончились.<br>Фото Reuters

О предстоящем аукционе узнал Карл Пацельт, ректор Католического центра Фатимской Божией Матери в Сан-Франциско. Пацельт решил не допустить "ухода" святыни в частные руки, что привело бы к потере святого образа для верующих, поэтому он обратился во "Всемирный апостолат Фатимы" (другое название "Голубая армия" - "Blue Army"). Началась новая кампания по сбору средств, позволившая выкупить икону за три миллиона долларов.

Вспоминая об этой сделке, архиепископ Иоанн впоследствии писал: "Оставался единственный выход, на который я и пошел: я согласился на предложение международной католической организации "Голубая армия", посвященной Фатимскому явлению, что вся Католическая Церковь, купив эту икону, оставит до срока ее у себя, поместив в храме Фатимы, ее там охраняя, как святыню, до того времени, когда явится реальная возможность передать ее Русской Церкви, которой она и принадлежит┘ Будучи архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским, я говорил по телефону с начальником организации "Blue Army", имевшей желание купить икону. Он от их имени заверил меня, что католики будут считать заграничное пребывание у них святой иконы временным. Она есть духовное имущество Русской Православной Церкви, страдавших за веру русских людей".

Фатима-Ватикан-Москва

В 1970 г. икона была передана в португальский город Фатиму, где в 1917 г. Божия Матерь якобы явилась трем детям. Икона была торжественно помещена в специальной византийской часовне. Впрочем, в течение нескольких лет икона хранилась в бронированном сейфе банка, так как часовня не могла обеспечить защиту, необходимую святыне. В дни холодной войны многие члены "Голубой армии" боялись, что коммунисты могут похитить Казанский образ. Икону приносили в фатимский собор только в дни больших праздников. Первое время в часовне не было даже священника.

Но вскоре бывший советский офицер военно-воздушных сил Павел Близнецов, некоторое время до этого бежавший из Советского Союза, был посвящен в сан католического священника и был назначен настоятелем византийской часовни в Фатиме. Позже его сменили другие католические священники восточного обряда.

26 февраля 1993 г. Теодор Мак Кэррик, архиепископ американского города Ньюарка, в письме в Ватикан к кардиналу Эдварду Кассиди с восторгом докладывал, что трудная миссия, возложенная на него, полностью выполнена, и он срочно высылает документацию о передаче Святому Престолу прав собственности на чудотворную Казанскую икону. В подтверждение этого он выслал несколько документов: дарственную Святому Престолу на Казанскую икону от Всемирного апостолата Фатимы; решение Исполнительного комитета Всемирного апостолата Фатимы о передаче прав собственности на икону Ватикану, а также свое письмо, подтверждающее право собственности Святого Престола на Казанскую икону и официально уведомляющее о возможности перемещения иконы из Фатимы в Ватикан, и документ, подтверждающий его полномочия.

Документы датированы 26 февраля 1993 г. и были строго секретны. Архиепископ Мак Кэррик в письме к кардиналу Кассиди настоятельно рекомендовал: "В свете того, что это дело такой большой важности, я осмеливаюсь Вам порекомендовать, чтобы передача иконы произошла почти немедленно". 28 февраля все документы уже были в Ватикане.

1 марта 1993 г. Антонио Перейра вызвали к местному епископу, который показал ему присланные по факсу документы о передаче иконы. В этот же день Перейра передал икону папскому нунцию (послу) в Португалии в присутствии некоторых официальных лиц. Вскоре святыню увезли из Фатимы в Лиссабон, а затем она была переправлена в Ватикан, где заняла место в личных покоях Иоанна Павла II. Сам Папа Римский потребовал, чтобы Казанскую икону привезли в Рим, потому что он хочет лично отвезти ее в Россию.

Долгожданное для Святого Престола событие, терпеливо готовившееся долгие годы, свершилось! Но вот парадокс: это была блистательная победа ватиканской дипломатии и одновременно - величайший ее крах. Крах, похоронивший надежды администрации Ватикана на сближение с Московской Патриархией и на скорое примирение двух Церквей-сестер через возвращение святой иконы в Россию.

Папа Римский всегда заявлял, что Казанская икона принадлежит России и Русской Православной Церкви, именно поэтому она должна быть возвращена на родину. Это долгожданное событие состоялось 28 августа на праздник Успения Божией Матери, но икону в Россию привез не сам Иоанн Павел II, так мечтающий посетить нашу страну, а делегация из Ватикана, передавшая Казанскую икону Патриарху Алексию II в кремлевском Успенском соборе. Хочется поздравить всех православных с вновь обретенной святыней!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1574
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1774
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1884
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4251

Другие новости