0
1548
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

06.10.2004 00:00:00

Минин и Пожарский вместо Маркса и Энгельса

Тэги: МСР, минин, пожарский, праздик, нация, единство


В Москве 22 сентября состоялось заседание Межрелигиозного совета России (МСР), в котором приняли участие представители традиционных религиозных объединений: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Кирилл (Гундяев), председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, главный раввин России Адольф Шаевич (КЕРООР), главный раввин России Берл Лазар (ФЕОР) и представитель Традиционной буддийской сангхи Санжей-лама.

Заседание МСР было посвящено событиям в Беслане и обсуждению проблем, связанных с развитием межрелигиозного диалога. Осудив международный терроризм, религиозные деятели выступили с неожиданным заявлением. Они предложили правительству исключить День примирения и согласия (7 ноября) из перечня государственных праздников, заменив его Днем национального единства (4 ноября). Новый праздник будет напоминать россиянам об освобождении Москвы от польско-литовских интервентов ополчением Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина 4 ноября 1612 года. Как сообщает информационное агентство "Благовест-инфо", митрополит Кирилл заявил, что предложение МСР тесно связано с осуждением терроризма, поскольку новый праздник будет способствовать объединению граждан "поверх национальных и политических границ".

В специальном заявлении МСР, направленном в адрес президента, премьер-министра и председателей обеих палат парламента, разъясняется: "Необъявленная террористическая война против нашего народа, по замыслу ее вдохновителей, должна породить хаос, неверие в Россию и ее будущее... Мы должны победить в этой войне и мы победим, если будем едины". Но, по мнению религиозных деятелей, "гражданское единение, к которому мы стремимся и которое нам так необходимо, было на долгие годы разрушено в день трагического разделения России 7 ноября 1917 года... Этот день положил начало Гражданской войне, в которой брат обращал оружие на брата, сын - на отца. Этот день так и не стал, да и не мог стать днем согласия и примирения... Приверженцы коммунистической идеологии по-прежнему отмечают в этот день годовщину октябрьских событий 1917 года. Люди иных взглядов, в том числе верующие, воспринимают эту дату отчужденно. А молодежь не понимает смысла назначенного на этот день праздника".

Религиозные деятели заявляют, что, хотя российская история богата другими датами, более достойными воспоминания и празднования, "сегодня нет ни одного государственного праздника, посвященного знаменательным датам огромного исторического периода истории России до 1917 года". Проявив завидное знание истории, члены МСР вспомнили, что именно "события 4 ноября 1612 года" дают нам "неоценимый пример единого сплава духовного, патриотического и ратного свершения". Поэтому, уверены они, "празднование 4 ноября в память преодоления Смутного времени, проникнутое идеями согласия и устремленности к единству, действительно способно и в наше время сплотить весь народ".

Спору нет, далеко не все считают день 7 ноября красным днем календаря. Возможно, его не нужно праздновать, но чем его заменить? Решение праздновать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов никак нельзя назвать удачным. Несмотря на то что некоторые религиозные деятели полагают, что это предложение не может стать поводом для конфронтации, есть серьезные сомнения в том, что новый праздник сможет сплотить весь народ.

Предложенный День национального единства будет носить ярко выраженный религиозный характер, ведь, как всем известно, 4 ноября (22 октября по старому стилю) Русская Церковь отмечает почитаемый православным народом праздник Казанской иконы Божией Матери. Однако Россия страна не только многих народов, но и многих вер. По данным последней переписи населения, в ней проживают 72 тысячи поляков и 45 тысяч литовцев. Что будут праздновать они в этот день?

Государство обязано уважать и учитывать пожелания не только православных, но и верующих других конфессий, не говоря уже о неверующих. Вряд ли создание нового государственного праздника "на основе" праздника религиозного поможет достижению национального единства, если только не понимать это "единство" в духе великодержавной формулы графа Уварова "православие, самодержавие, народность".

Кроме того, новый праздник будет носить подчеркнуто национальный характер. К изгнанию польско-литовских интервентов из Москвы причастен только русский народ, поэтому только он сможет праздновать 4 ноября 1612 года как День национального единства. Но что отмечать в этот день татарам, башкирам или калмыкам, не говоря уже о поляках и литовцах?

Но почему надо обязательно что-то отмечать именно в ноябре? Не лучше ли праздновать День национального единства в день Бородинской битвы? Ведь 7 сентября (26 августа по старому стилю) на Бородинском поле плечом к плечу сражались с воинством Наполеона почти все народы России.

Нельзя не заметить и историческую ошибку, связанную с датой 4 ноября. В этот день ополченцы Минина и Пожарского взяли штурмом только Китай-город, а окончательное освобождение Москвы - изгнание поляков из Кремля - произошло 9 ноября (27 октября), спустя пять дней.

Кроме того, возводя день 4 ноября в ранг государственного праздника религиозные деятели как бы предлагают узаконить то, что А.С. Пушкин деликатно определил, как "спор славян между собою, домашний старый спор", то есть многовековую неприязнь русских и поляков. Ни для кого не секрет, что в исторической перспективе у двух народов немало претензий друг к другу. Причем за этими претензиями отчетливо проступают не только противостояние двух стран и двух культур, но и конфликт между католицизмом и православием. Таким образом, становится очевидным некий антикатолический характер нового праздника.

Возможно, предложение Межрелигиозного совета связано с тем, что в нем не представлены католики. Но не исключено, что в будущем членом МСР станет глава российских католиков архиепископ Тадеуш Кондрусевич или его приемник. В его присутствии будет как-то неловко отмечать 4 ноября как всенародный праздник с антикатолическим уклоном. Ведь никому не приходит в голову приглашать муфтия Равиля Гайнутдина на юбилей взятия Иваном Грозным Казани!

Впрочем, несмотря ни на какие "но", инициативу религиозных деятелей уже поддержали депутаты Государственной Думы: секретарь генсовета "Единой России" Валерий Богомолов, заместитель руководителя фракции "Родина" Александр Бабаков и вице-спикер Думы, лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Предлагая внести в государственные святцы День национального единства, парламентарии собираются исключить из них День Конституции (12 декабря). Кажется, в нашей стране национальное единство важнее Основного закона. А также российско-польских отношений, которые могут осложнить неожиданное предложение МСР. Это становится особенно актуально в свете недавнего визита в Россию президента Польши Квасьневского, накануне которого некоторые эксперты высказали мнение, что Польша может отказаться от закупок российской нефти. Причина - расстрел польских офицеров в Катыни и прочие старые и новые российско-польские обиды. Стоит ли в такой сложный политический момент объявлять национальным праздником день изгнания поляков из Москвы? Впрочем, как сказал Козьма Прутков, "при виде исправной амуниции презренны все конституции"!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1476
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1683
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1787
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4104

Другие новости