0
1569
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

19.12.2007 00:00:00

Дискуссия без результата

Тэги: выжанов, православие, католицизм


– Отец Игорь, переговоры в Равенне показали, что проблема преодоления тысячелетнего раскола лежит не только в плоскости отношений между католичеством и православием, но и противоречий между Православными Церквами. Неужели получается, что православным с католиками договориться легче, чем между собой?

– Хочу сразу высказать свое очень личное мнение относительно самого феномена богословских диалогов между Церквами. В качестве участника многих богословских диалогов, как двусторонних (например, между Русской Православной Церковью и отдельными протестантскими деноминациями), так и многосторонних (между всеми Православными Церквами, с одной стороны, и католиками – с другой), я считаю, что подобные встречи, к сожалению, порой могут только углубить имеющиеся межконфессиональные противоречия.

Когда стороны только садятся за стол переговоров и начинают диалог, они как бы констатируют, что некогда, много веков тому назад между нашими Церквами произошло разделение, потому что наши предки, наверное, что-то тогда недодумали, что-то недопоняли. А уж сейчас, в век глобализации, мы точно придем к согласию, с легкостью преодолеем все препятствия.

На деле же выясняется, что наши предшественники, оказывается, правильно понимали друг друга. И люди, ведущие диалог сегодня, как будто садятся в невидимую машину времени и начинают повторять ту же аргументацию и те же претензии друг к другу, что звучали пятьсот или тысячу лет назад. Это интересно, познавательно, но насколько результативно?

Другой путь богословского диалога – это признать наличие противоречий, но сознательно закрыть на них глаза и говорить только о том, в чем мы сходимся. Но насколько это честно и долговечно?

Честно скажу: у меня нет пока ответа на эти вопросы. Я говорю только то, что вижу. Тем не менее считаю, что сам факт ведения богословского диалога между Церквами еще не свидетельствует о каком-то серьезном продвижении в их отношениях, о богословских или догматических изменениях. Диалог есть диалог. Жизнь показывает, что он может идти сам по себе и фактически не приводить при этом ни к какому ощутимому, видимому результату.

Нужно четко понимать, что межхристианский диалог – это не переговоры в привычном для нас понимании, как, например, между государствами. В нашем случае отношения между сторонами вряд ли можно улучшить просто с помощью серии взаимных соглашений. Необходимо понимать, что богословский диалог – это во многом научная дискуссия, а в спорах далеко не всегда рождается истина. Богословы собираются вместе и просто обозначают точки совпадения и расхождения. Не стоит возлагать преувеличенные надежды на подобные встречи. Поэтому в данном конкретном случае речь не идет о том, кому с кем легче договориться. Что вообще может означать понятие «договориться» в отношениях между Церквами? Кроме того, реалии, поля диалога межправославного и православно-католического различны, и я не стал бы их смешивать и тем более ставить в какую-то зависимость друг от друга.

– Возможно ли легитимное достижение договоренностей между Восточной и Западной Церквами без участия Московского Патриархата?

– А что считать легитимным? Повторюсь, все эти договоренности – это не договоры между государствами, а живой диалог. Значение документов, подписываемых в ходе диалога, не нужно переоценивать. Они не имеют юридической силы и не изменяют вероучения Церквей. Получается, что авторитет этих документов основывается на самом факте их общего принятия. Но если какая-то из участвующих сторон – причем далеко не самая маленькая – документ активно не признает, то авторитета у него становится значительно меньше.

В конце концов давайте мы, православные, спросим католиков – хотят ли они вести диалог с Православными Церквами без участия Московского Патриархата? Мне кажется, что многие в Католической Церкви сейчас задают себе вопрос, что будет стоить этот диалог и принятые на нем документы – при всей их внешней «легитимности», – если самая большая Поместная Православная Церковь во всем этом не участвует?

– Может быть, для более успешного православно-католического диалога сначала провести переговоры между Поместными Православными Церквами? В частности, поставить окончательную точку в вопросе статуса Эстонской Апостольской Церкви?

– Вопрос о статусе Эстонской Церкви возник еще в 1990-е годы и был, казалось бы, решен. Тогда Москва и Константинополь договорились по этому вопросу. А в Равенне Константинополь неожиданно, в одностороннем порядке ввел так называемую Эстонскую Апостольскую Православную Церковь в качестве нового участника диалога.

Вопрос не в том, что происходит в самой Эстонии. Зачем эту старую проблему начинают использовать для каких-то целей? Но когда мы ознакомились с окончательным текстом равеннского документа, то уловка легко объяснилась. Тот параграф, о котором в прошлом году шла речь в Белграде и против принятия которого выступала Русская Православная Церковь, в Равенне в наше отсутствие был принят. В этом параграфе, по поводу вопроса о Соборах, которые проводились в Западной и Восточной Церквах уже после разделения 1054 года, проводится мысль о существовании двух равнозначных центров: у католиков – Рим, а у православных – Константинополь. Хотя общеизвестно, что для православных Константинополь означает далеко не то, что Рим для католиков.

Не знаю, осознавали ли это авторы вышеупомянутой уловки по устранению Московского Патриархата из диалога в Равенне, но наличие этого злосчастного параграфа дает нам еще один аргумент к непризнанию документа: не признаем не только из-за нашего вынужденного отсутствия на диалоге, но главное – потому что нас не устраивает содержание.

– Насколько разногласия между Москвой и Константинополем могут затормозить переговоры с католиками?

– Работа богословской Смешанной комиссии - это только одна из сторон взаимоотношений между католичеством и православием. Комиссия занимается очень важным диалогом – богословским, причем на многосторонней основе. Но она, естественно, не затрагивает вопросы двусторонних отношений Поместных Православных Церквей с Римско-Католической Церковью. Здесь каждая из Церквей сама решает, как их выстраивать. И в этом смысле перед Московским Патриархатом как крупнейшей среди Православных Церквей открывается большое поле для деятельности. Со стороны Рима мы видим взаимный интерес к развитию наших контактов.

Что касается деятельности Смешанной комиссии по богословскому диалогу, думаю, что все стороны понимают необходимость устранения досадных препятствий на пути полноценного осуществления ее столь нужной и интересной работы. Чем раньше это случится, тем лучше это будет для всех.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1201
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1147
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1398
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1145

Другие новости