0
2767
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

18.02.2009 00:00:00

"Русским за границей нужна духовная опора!"

Тэги: рпц, епископ, миссия


рпц, епископ, миссия Сингапурская община Русской Церкви празднует Крещение Господне.
Фото с сайта www.vladivostok.eparhia.ru

Русская Православная Церковь уделяет все большее внимание миссионерской деятельности за пределами России. Сегодня особенно бурное развитие переживает русская духовная миссия в странах Юго-Восточной Азии. Так, РПЦ собирается приобрести в таиландском городе Патайя участок земли для строительства православного храма. Корреспондент «НГ-религий» попросил ответить на несколько вопросов епископа Сергия (Чашина), викария Владивостокской епархии, который отвечает в РПЦ за это направление.

– Ваше Преосвященство, дальневосточный регион с XIX века осваивался такими известными православными миссионерами, как Иакинф (Бичурин) и Николай (Касаткин). Их трудами проповедь христианства прозвучала в Китае и Японии, были достигнуты значительные успехи русской духовной миссии в этих странах, сформировалась своя национальная паства. Однако, насколько нам известно, миссионерская деятельность РПЦ ведется не только в Китае и Японии. Что вы можете сказать о деятельности Церкви в странах Юго-Восточной Азии?

– Вы правы, в прошлые века уделялось огромное внимание миссионерской деятельности, особенно на Дальнем Востоке. Это и просвещение алеутов митрополитом Иннокентием (Вениаминовым), и труды упомянутых вами Иакинфа (Бичурина) и Николая (Касаткина). Тогда, в XIX веке, действительно были созданы не только русские духовные миссии в этих странах, но и свои национальные Церкви. То есть богослужения совершались на языке коренного населения, также и Библия была переведена на национальные языки. Сегодня мы видим плоды этих усилий на примере Японской Автономной Православной Церкви, которую возглавляет митрополит Токийский и всея Японии Даниил (Нусиро).

По пути Японии шли многие страны Азии. Однако советский период внес свои коррективы. Отрезанная от внешнего мира РПЦ в течение долгого времени не могла посылать своих проповедников в другие государства. Поэтому связь с приходами в Юго-Восточной Азии фактически были прервана. Наверное, не стоит подробно вспоминать историю ХХ века, которая изобилует войнами, революциями и переворотами. Все это мало способствовало укреплению позиций православия в Юго-Восточной Азии.

Наша Владивостокская епархия обладает уникальным географическим положением. Она расположена на территории, граничащей на западе с Китаем, на юго-западе с Северной Кореей, а с востока омываемой Японским морем, через которое уже рукой подать до Страны восходящего солнца. Благодаря этому мы имеем возможность напрямую взаимодействовать со всеми этими странами, что мы успешно и делаем в последние полтора десятилетия. Более того, нынешняя сфера деятельности РПЦ намного шире, чем в прошлом. Теперь наша миссия действует не только в Китае и Японии, но и в Таиланде и Сингапуре. Думаю, в ближайшее время этот список значительно вырастет.

– То есть обращенность Владивостокской епархии к странам Юго-Восточной Азии обусловлена исключительно ее выгодным географическим положением?

– До Москвы нам нужно лететь 9–10 часов, а до провинции Хэйлудьзян (в китайской Маньчжурии. – «НГР»), где тоже есть православный храм, три часа езды на автомобиле. Так и другие страны Юго-Восточной Азии намного ближе к нам, чем европейская часть России. К примеру, если жители центра России едут в командировки или в отпуск в Европу, Турцию, Египет, то дальневосточники по делам бизнеса и на отдых направляются в страны Азии.

Это, а также ряд других факторов, привело к тому, что и Патриарх Алексий II, и Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата обратили особое внимание на положение наших соотечественников, живущих по самым разным причинам в странах Юго-Восточной Азии.

Для нашей епархии все началось с прихода в Пхеньяне. Эта община была закреплена для духовного руководства и пастырского окормления за Владивостокской епархией. Уже более двух лет наши священники посещают регулярно этот приход, совершают миссионерское служение. А к нам, во Владивосток, приезжают на обучение священники из Кореи.

Это наглядный пример того, как русская духовная миссия в современных условиях успешно функционирует в странах Азиатского региона. Видя это, Священный Синод поручил мне в октябре 2007 года духовное руководство православной общиной в Сингапуре.

До того я неоднократно бывал в этой стране. И каждый раз наши соотечественники, оказавшиеся здесь волею судьбы, обращались ко мне с просьбой как-то помочь им организовать их духовную жизнь, создать свой приход.

– Какие специфические особенности накладывают местные культурные традиции и особый менталитет жителей стран Юго-Восточной Азии на проводимую вами работу в этих странах?

– У того же Китая или Японии есть давние экономические и политические связи с Россией. Да что там говорить, в Японии есть уже своя Православная Церковь. И православная культура не вызывает у них такой настороженности, как в тех странах Юго-Восточной Азии, где мы раньше не имели своей миссии. Поэтому приходится действовать крайне осторожно, продумывая каждое свое действие на несколько шагов вперед. Мы работаем, если можно так сказать, не топором, а скальпелем, как нейрохирурги, чтобы не дай Бог не вызвать негативную реакцию местного населения.

– Как выстраивается диалог с коренными жителями тех стран, где ведет свою деятельность русская духовная миссия?

– У жителей Юго-Восточной Азии свои древние уникальные культурные традиции, которые они свято блюдут. Здесь крайне настороженно относятся ко всему новому, а к новой религии и подавно. Поэтому все будет непросто, я знаю об этом.

Сейчас мы только проходим процесс регистрации, однако мы всегда открыты для диалога с властями и с местным населением. Но, думаю, пусть за нас лучше говорят наши дела, чем слова.

– Не вызывает ли расширение русской духовной миссии в Азии вопросов со стороны Константинопольского Патриархата?

– Те спорные ситуации, которые существуют во взаимоотношениях двух Церквей, Русской и Константинопольской, во всем мире, не обошли стороной и нашей общины в Сингапуре. Поэтому со стороны Константинополя возникло некоторое недовольство нашей деятельностью в этой стране.

Стоит сказать, что в Сингапуре уже несколько лет действует приход Константинопольского Патриархата. При этом их местный священник согласен с тем, чтобы здесь был и русский приход. Мы нашли с ним полное взаимопонимание и ведем постоянный диалог. Но Синод Константинопольского Патриархата все же выразил раздражение в связи с появлением нашей общины, хотя с точки зрения канонического права мы ничего не нарушали, о чем уже неоднократно официально заявляли в Московском Патриархате. Так что мои комментарии здесь будут излишни.

– РПЦ открывает православные храмы в тех странах, где живут наши соотечественники. Основной упор делается именно на интересы и духовные потребности русскоязычного населения. Какие перспективы по развитию русской духовной миссии в этом регионе намечены на ближайшее будущее?

– Нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, еще будучи председателем Отдела внешних церковных связей, несколько лет назад посетил многие страны Юго-Восточной Азии: Малайзию, Индонезию, Сингапур и другие. Во время этой поездки он неоднократно встречался с нашими соотечественниками. Каждый раз они просили его создать православные общины, где они могли бы собираться и молиться.

Владыка Кирилл прекрасно понимал, насколько важно не забывать и всячески поддерживать россиян, живущих за пределами своей родной страны. Но, видимо, тогда время еще не пришло. Было неясно, за что браться сначала, а что делать потом. Вы только представьте, что во всей Юго-Восточной Азии проживают почти две трети населения Земли. Там просто невероятная плотность населения, которое вовсе не стремится найти какую-либо иную, не национальную культуру. Поэтому одного желания было мало, нужны были решительные действия со стороны живущих там людей.

Но сегодня эти желания наконец начали материализовываться. Сейчас уже не только высказываются просьбы, но и ведутся активные действия. Вот, к примеру, Таиланд. Здесь уже есть один крепкий приход, который возглавляет замечательный человек – игумен Олег (Черепанин). Я знаю, что сейчас там собираются открыть еще несколько храмов. Растет паства, в том числе и из местного населения.

После того как в Сингапуре открылась Успенская церковь, к нам стали приезжать русские из соседней Малайзии, из Куала-Лумпура. И они также просят открыть у них приходы. Есть острая необходимость в открытии храма во Вьетнаме, где еще со времен Советского Союза обосновались целые русские поселения.

Можно сказать однозначно, что в современных условиях инициировать открытие прихода за границей в той или иной стране могут только сами люди, которые там живут. Их желание, подкрепленное письмом на имя Святейшего Патриарха, является для нас достаточным основанием, чтобы ставить вопрос об учреждении духовной миссии в этих странах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1441
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1645
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1754
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4059

Другие новости