Франция могла стать объектом террористических атак из-за лояльного отношения к карикатурам на пророка Мухаммеда, которые публиковал еженедельник Сharlie Hebdo, считает глава думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР). «Мы неоднократно говорили: давайте выбирать. На одной чаше весов у нас теракты и смерти невинных граждан, а на другой чаше весов – желание проявить свободу творчества и свободу слова. Франция и редакция этой газетенки выбирают одну, известно какую, чашу весов. Мы видим, что они второй раз уже наступают на одни и те же грабли, и это только начало», – сказал Нилов Интерфаксу. «Кощунственная карикатура Сharlie Hebdo – теракт, и опять бесчеловечная карикатура Сharlie Hebdo – и опять теракт. Что это – закономерность, технология, случайность или неслучайность?» – задает депутат вопрос, который, по всей видимости, ему самому кажется риторическим.
Председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий Талгат Таджуддин также ставит в один ряд теракты и рисунки карикатуристов. «Трагедия в Париже и в ряде других государств убедительно свидетельствует о том, что у экстремистов всех мастей нет ничего святого, и они без зазрения совести используют в качестве прикрытия своих злодейских деяний псевдоисламскую ширму... Цели и заказчики этих терактов и подлых карикатур на пророка Мухаммада (с.а.с.) одни и те же. Это совершенно ясно для подавляющего большинства народов мира» – такие слова нашел верховный муфтий для своего соболезнования президенту и народу Франции.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл видит причину парижской трагедии в том, что «сегодня мир сталкивается… с одержимостью, с… беснованием, которое мы называем терроризмом». «Обезбоживание нашего мира, разрушение святынь и идеалов, одержимость темными духами – все это части одной страшной цепи», – считает глава РПЦ. «Почему все это происходит? И у Церкви есть только один ответ: посмотрите вглубь своих сердец, вновь раскайтесь и обратитесь к Богу. Пусть наша вселенская молитва на разных языках, разным способом и даже через разные религиозные традиции будет обращена к Богу-Творцу, чтобы Он преклонил милость Свою пред родом человеческим и изъял нас из страшного плена одержимости», – заявил патриарх.
В различных заявлениях российских духовных и общественных деятелей, а особенно в комментариях читателей к различным публикациям по следам парижских терактов заметна двойственность, которая отразилась и в реакции на январский расстрел злополучного журнала Сharlie Hebdo. Звучат дежурные фразы об угрозе терроризма и сочувствия его жертвам, но сопровождается это сочувствие упреками «безбожной» западной цивилизации. Это понятно: российский истеблишмент выставляет себя охранителем консервативных ценностей, но вынужден сопереживать тем, кто платит кровью за свободу от категорического императива обскурантизма.