Мэтью Фестинг (слева) и кардинал Рэймонд Бёрк оказались соратниками в конфликте с Римом и немецкой группировкой внутри ордена. Фото с сайта www.orderofmalta.org.uk
Великий магистр Мальтийского ордена Мэтью Фестинг после аудиенции у папы Римского Франциска подал в отставку. Случай беспрецедентный: магистрами становятся пожизненно. Так завершился конфликт ордена с Ватиканом, внезапно разгоревшийся в декабре минувшего года и вызвавший у многих недоумение.
В этой истории четыре главных действующих лица. Сам Фестинг, британец, любитель охоты на лис, ставший верховным магистром в 2008 году. Кардинал Рэймонд Бёрк, подчеркнутый консерватор, снятый папой Франциском с должности главы Верховного трибунала апостольской сигнатуры и назначенный в 2014 году патроном Мальтийского ордена. Альбрехт фон Бёзелагер, сын участника покушения на Гитлера барона Филиппа фон Бёзелагера, великий канцлер ордена. И, конечно, сам папа Франциск, чьи отношения с орденом, как оказалось, далеко не безоблачны.
Бёзелагера избрали великим канцлером, то есть министром иностранных и внутренних дел ордена, в 2014 году. Фестинг был выбором недоволен. Бёзелагер в отличие от Фестинга является так называемым рыцарем второго класса, не приносившим монашеских обетов. Его считают одним из лидеров влиятельной немецкой группировки, которая якобы хочет превратить орден в светскую некоммерческую организацию вроде «Врачей без границ», отстранив рыцарей первого класса от реальной власти.
В лице кардинала Бёрка магистр Фестинг нашел соратника. Им удалось узнать, что благотворительное крыло ордена в бытность Бёзелагера его руководителем сотрудничало с организациями, распространявшими презервативы среди секс-рабынь в Мьянме, Кении и Южном Судане. Бёрк в ноябре 2016 года отправился с докладом к папе Римскому. После этого Бёзелагеру сообщили о его отставке – со ссылкой на распоряжение понтифика.
Тут и начался скандал. Бёзелагер решил не сдаваться без боя и публично усомнился в том, что Франциск отдавал подобные распоряжения. Медийный шум донесся до Ватикана. Папа распорядился оставить Бёзелагера в должности, а госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин создал специальную комиссию из пяти человек для расследования обстоятельств увольнения канцлера. Выяснилось, что в письме, которое папа передал с Бёрком, был призыв решить проблему в духе диалога и без отстранений от должности. Другими словами, если верить Ватикану, то кардинал Бёрк исказил слова понтифика.
Кардиналом-патроном Мальтийского ордена и без того в Ватикане недовольны. Бёрк стал одним из авторов письма четырех иерархов, призвавших Франциска разъяснить свою позицию относительно разведенных пар и абортов, изложенную в апостольском увещевании «Amoris laetitia». Иерархи даже пригрозили (дело неслыханное!) публично скорректировать папскую позицию, если ответ им не понравится. В Римской курии эти заявления расценили как вызов. Теперь же Бёрк, в каждом интервью заявляющий, что он не враг папе, подлил масла в огонь.
Магистр Фестинг не проявил смирения. Он публично раскритиковал создание специальной комиссии и заявил, что Ватикан вмешивается в дела суверенного ордена. Более того, Фестинг начал собственное расследование в отношении членов комиссии. В прессе появилась информация, что трое из них – близкие знакомые Бёзелагера, вовлеченные в темные финансовые дела. Называлась сумма 118 млн долл.
Известный ватиканист Джон Аллен не без иронии написал, что Ватикан всегда защищал свой суверенитет, в том числе и в судебных делах, а Римская курия сама обрушивалась на тех, кто сотрудничал с организациями, распространявшими презервативы (например, на некоторых сотрудников Caritas). Теперь же суверенитет приходится защищать от Ватикана, а лица, подозреваемые в деятельности, противоречащей католической доктрине, оказываются под протекцией Святого престола.
Бёзелагер, его защитники и глава специальной комиссии архиепископ Сильвано Томази поспешили указать магистру Фестингу, что орден является католическим и обязан Риму послушанием. 62-я статья Устава ордена предписывает «повиновение святому отцу», то есть папе.
В январе комиссия установила, что Бёзелагер ни в чем не виноват. Он, как утверждается, ничего не знал о распространении презервативов. Как только до него дошли такие сведения, Бёзелагер поспешил разорвать отношения с «ненадежными» организациями. Немецкий канцлер сохранил за собой должность, а Мэтью Фестинг со своей расстался. Временно – до выборов – функции великого магистра исполняет великий командор Людвиг Хоффманн фон Румерштайн. К тому же Ватикан должен назначить специального делегата, который временно будет помогать в управлении орденом. Это, по сути, означает введение внешнего управления.
Ватикан в ситуации с Мальтийским орденом действовал резко и жестко. Почему? Папу и его окружение, конечно, могло в очередной раз возмутить поведение кардинала Бёрка. По мнению некоторых обозревателей, его не лишают сана только потому, что не хотят превращать в «мученика за консерватизм».
Журналист Остен Айверей предложил другую версию событий. Он пишет, что некоторые члены Мальтийского ордена были вовлечены в безуспешный заговор в 2008 году, целью которого было выдавить архиепископа Хорхе Марио Бергольо (нынешнего папу) из Буэнос-Айреса и заменить его иерархом правых взглядов Оскаром Сарлингой. Он, как и его покровитель архиепископ Ла-Платы Эктор Агуэр, были в свое время капелланами мальтийских рыцарей.
Участниками заговора, существование которого в интервью аргентинскому журналисту Мариано Ведии подтвердил сам Сарлинга, якобы также были папский нунций в Аргентине Адриано Бернардини, а также близкий к бывшему госсекретарю Святого престола кардиналу Анджело Содано бывший аргентинский посол Эстебан Каселли и его сын Антонио Мануэль Каселли, рыцарь Мальтийского ордена и его посол в Аргентине. Целью было упростить отношения между правительством Нестора Киршнера и Ватиканом, которым мешал левак Бергольо.
Неудобного архиепископа хотели перевести в Ватикан, сделать главой одной из куриальных структур. Антонио Мануэль Каселли, как рассказывают журналисты, даже прислал будущему папе билет первого класса в Рим. Бергольо вернул его порванным на кусочки.
Заговор не удался. Ему помешали, с одной стороны, леваки в окружении жены Киршнера Кристины, а с другой – папа Бенедикт XVI, выстроивший с Бергольо хорошие отношения. Однако осадок у нынешнего понтифика, вероятно, остался, и от мальтийских рыцарей он ждет любого подвоха.