Кафедральный лютеранский собор в Хельсинки построен по велению русских императоров. Фото Андрея Мельникова |
Сто лет назад Финляндия обрела статус независимого государства, в котором почти все население исповедовало лютеранство, небольшая часть – православие и другие религии. Какой же предстает религиозная ситуация здесь спустя век?
Согласно данным официальной статистики, большинство населения, 72% – прихожане Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, 1,1% населения относят себя к Православной церкви Финляндии, 1,6% – к другим конфессиям и религиям, таким как католицизм, баптизм, адвентизм, буддизм, иудаизм, ислам и т.д. 25,3% не принадлежат ни к одной из религиозных общин.
Ряд особенностей можно наблюдать в отношениях государства и Церкви. Довольно часто можно встретить утверждение, что в этой стране имеются две государственные Церкви – Евангелическо-лютеранская и Православная. Однако Финляндия не имеет государственной Церкви или религии в точном смысле этого слова, хотя обе эти религиозные конгрегации действительно обладают особым статусом, что может быть объяснено их привилегированным положением во времена существования Великого княжества Финляндского, а лютеранства – и ранее. Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии была отделена от Церкви Швеции при присоединении Финляндии к России в 1809 году. Православная церковь Финляндии стала отдельной организацией только в 1918 году, получив автономию после того, как в 1917 году сама Финляндия обрела независимость от Российского государства, до этого на данную территорию распространялась юрисдикция одной из епархий Российской церкви. Начиная с 1923 года Православная церковь подчиняется напрямую Константинопольскому патриархату. Хотя в 1980 году было принято обращение к патриарху Константинопольскому с просьбой об автокефалии, но ответа Церковь не получила.
Еще в ранней Конституции независимой Финляндии в 1919 году были обозначены нейтралитет государства в отношении существующих религий и свобода совести, в то же время Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии и Православной церкви Финляндии в отличие от других религиозных общин предоставили особый статус в публичном праве.
В современной Конституции Финляндии (от 1999 года) ни одна из Церквей или религий не обозначена как государственная. В статье 76 указывается лишь то, что предписания об организации Евангелическо-лютеранской церкви и управлении ею содержатся в Законе о Церкви (парламентском Акте о Церкви). Церковным актом является так называемая «Конституция» Лютеранской церкви, только Генеральная ассамблея Церкви может предложить поправки к Церковному акту, а президент и парламент могут лишь одобрить или не одобрить предложения, представленные Ассамблеей. В Финляндии действует отдельный парламентский акт о Православной церкви, а 1 января 2007 года вступил в силу Закон о Православной церкви. Однако обе Церкви являются самоуправляемыми. Закон о свободе религии 2003 года регулирует правовые рамки деятельности других религиозных общин. Таким образом, вполне справедливо, что, согласно октябрьскому докладу с.г. исследовательского центра Pew, Финляндия относится к странам, имеющим привилегированную религию – христианство.
Еще одной особенностью статуса Евангелическо-лютеранской и Православной церквей в Финляндии является наличие у них права собирать налоги со своих членов. Эти отчисления взимаются властями вместе с государственными и муниципальными налогами. Юридические лица, кроме религиозных общин, обязаны участвовать в финансировании одной из двух Церквей через подоходный налог, часть которого будет направлена этим Церквам. Для организаций, владельцы и сотрудники которых принадлежат к другим религиозным общинам, нет никакой возможности освободиться от уплаты налога. Приходы сами определяют размер церковного налога, взимаемого со своих членов, обычно он колеблется в размере 1–2% доходов, также государство оказывает финансовую поддержку обеим Церквам. Так, государство выплачивает Евангелическо-лютеранской церкви средства для поддержания кладбищ и исторических зданий. Остальные религиозные организации должны сами финансировать свою деятельность.
Обе Церкви имеют право на официальную регистрацию брака. Хотя начиная с 1 марта с.г. в Финляндии легализованы однополые браки, Церкви их не венчают. В ноябре 2014 года архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии Кари Мякинен одобрительно высказался о проекте закона об однополых браках, что взбудоражило финскую общественность, однако данное заявление не привело к легализации венчания однополых пар, и одобрение Синода на данный момент еще не получено. Отдельные пасторы, совершавшие венчание однополых пар, получили официальные выговоры по решению епархиального суда.
В школьной системе Финляндии, согласно законодательству об образовании, обеспечивается преподавание уроков религии, обычно это основы лютеранского вероисповедания. Впрочем, каждый имеет право на получение религиозного воспитания в соответствии со своей религиозной принадлежностью, поэтому родители могут выбрать для ребенка либо основы другой религии, общины которой зарегистрированы в Финляндии, либо занятия по этике.
Несмотря на это, если обратиться к официальной статистике Финляндии, количество верующих падает с каждым годом, в основном за счет сокращения численности членов Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии. Многие покидают Церковь, воспользоваться этим правом можно онлайн, уведомление также отправляют по электронной почте. Основной причиной, по сообщению портала Yle, является церковный налог, второй причиной называется неверие. В марте 2016 года портал Yle провел «религия-баттл», задав вопрос «Верите ли вы в Бога?». 57% респондентов ответили «нет». В 2012 году опрос, проведенный Исследовательским центром Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, показал, что лишь четверть финнов верят в христианского Бога, что расходится с официальным количеством зарегистрированных членов Евангелическо-лютеранской и Православной церквей. При этом среди 15–29-летних респондентов к верующим себя отнесли только 15%. В опросе, проведенном компанией Taloustutkimus по заказу информагентства Lannen Media в этом году, лишь 6% финнов выбрали веру как одну из самых важных ценностей в жизни. Для самих Церквей расхождение между количеством верующих и членами конгрегаций не новость.
Для многих финнов Церковь представляется частью культурного наследия Финляндии, большинство населения положительно относится к христианским традициям, участвует в христианских праздниках. Это резко отличает ситуацию от того времени, когда финны сопротивлялись русским войскам, а партизанскую войну в Суоми возглавляли пасторы, о чем свидетельствовал в своих воспоминаниях писатель Фаддей Булгарин.
Вместе с тем в Финляндии растет число мусульман. Хотя еще в XIX веке в Финляндии появилась татарская община, основной рост исламского сообщества пришелся после 1990-х годов в результате иммиграции из Азии и Африки. За 2015–2016 годы в Финляндию прибыли свыше 38 тыс. беженцев. В 2015 году портал Yle сообщал, что ислам стал второй по численности религией в стране, когда число мусульман превысило 70 тыс. человек, что трудно опровергнуть или подтвердить. Сегодня, по разным данным, в стране насчитывается около 50–60 тыс. мусульман, но общее количество оценить сложно, так как не все присоединяются к зарегистрированным мусульманским общинам, действуют и незарегистрированные группы.
Таким образом, особенностью религиозной ситуации в Финляндии является наличие двух привилегированных Церквей, чья деятельность определяется особыми законами. При этом из года в год растет количество как людей, отказывающихся от регистрации в какой-либо религиозной общине, так и неверующих, однако остающихся внутри Церквей.