Националисты заблокировали вход в Киево-Печерскую лавру. Фото из социальных сетей
В Украине разворачивается новый виток конфликта между теми, кто хочет ускоренными темпами создать независимую православную Церковь с национальным характером, и теми, кто видит православие последним инструментом влияния на украинский народ. Основные очаги этого конфликта – Запорожье, Киев и Одесса. Казалось бы, не связанные друг с другом события, происходившие в разных частях страны, но они воспринимаются как метастазы единой проблемы, начало которой видится в попытках Московского патриархата играть посредническую роль в политических противоречиях России и Украины.
Служба безопасности Украины 11 января с.г. провела обыск в общественной организации «Союз православный «Радомир». На сайте ведомства сообщается, что оперативники обнаружили здесь огнестрельное и холодное оружие, а также агитационные антиукраинские материалы. В тот же день Генеральная прокуратура Украины объявила о расследовании в отношении «Радомира», а также отдельных представителей Запорожской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), подозреваемых в насильственных акциях, направленных на разжигание религиозной вражды. Военнослужащие Национальной гвардии Украины взяли под охрану на Хортице историко-культурный комплекс «Запорожская сечь» с церковью, относящейся к Киевскому патриархату. Полицейские и нацгвардейцы ведут усиленное дежурство и у других местных храмов.
Действия силовиков стали результатом конфликта, который развивается в Запорожье с первых дней 2018 года, когда священник УПЦ МП отказался отпевать трагически погибшего ребенка, мотивируя это тем, что мальчик был крещен в лоне «раскольнического» Киевского патриархата. За своего священника вступился митрополит Запорожский Лука (Коваленко), после чего в адрес УПЦ МП посыпались упреки и даже угрозы. Активисты начали флешмоб: приносили к храму, в котором отказались отпевать ребенка, мягкие игрушки. 7 января некоторых из активистов избили, предположительно насилие совершили члены «Радомира».
В свою очередь, украинские националисты, разгоряченные скандалом в Запорожье, совершили ряд агрессивных действий в отношении «московских» храмов в разных городах страны. В ночь на 10 января был ограблен и осквернен Свято-Покровский храм г. Черноморска Одесской области, в ночь на 12 января – храм в честь иконы Божией Матери Казанской при Национальном научном центре радиационной медицины Национальной академии медицинских наук Украины в Киеве.
9 января украинские радикалы обклеили одесские храмы УПЦ МП наклейками с антироссийскими воззваниями. Соборы УПЦ МП есть не что иное, как «офисы ФСБ, маскирующиеся под храмы», сообщается в наклейках. Ранее радикально настроенные молодые люди из украинской общественной организации «Лига сходу» сорвали рождественское богослужение в Троицком кафедральном соборе в г. Днепр, после чего выложили соответствующее видео в Интернет.
Продолжилась и акция «Принеси игрушку». На ограду одного из соборов в Тернопольской области члены запрещенного в России «Правого сектора» 14 января повесили гирлянду «окровавленных» мягких игрушек. Вслед за этим последовала потасовка националистов со служителями собора.
Наиболее яркий характер приобрело противостояние у стен Киево-Печерской лавры. Активисты радикальной группировки «С14», ответвления «Правого сектора», 8 января блокировали монастырь, растянув транспарант с надписью: «ФСБ, вон из лавры!» Националисты утверждали, что в обители прячутся «титушки», то есть «промосковские» активисты вроде тех, в отношении кого Генпрокуратура позже начала расследование. При просмотре видеосъемки происходящего слышно, что пикетчики наиболее часто упоминают организацию «Верное казачество», которая настроена резко враждебно по отношению к нынешней киевской власти. Националисты утверждают, что эта организация проводила в 2014 году «Русский марш» от стен лавры и ее активисты по-прежнему скрываются в монастыре. К пикетчикам вышел наместник лавры митрополит Павел (Лебедь) и вступил с ними в дискуссию.
В пылу спора митрополит заявил, что Крым никогда «не был украинским», что вызвало негодование националистов
На следующий день директор Департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Андрей Юраш в интервью западноукраинскому информационному агентству ZIK сказал, что «если со стороны церковных деятелей звучат политические заявления и эти заявления имеют сепаратистский характер, то очевидно, что они должны быть изучены специальными правоохранительными органами, Службой безопасности на предмет того, насколько они согласуются с нынешней ситуацией и насколько вредят Украинскому государству». «Надо отслеживать, иметь это все в виду, и если есть состав преступления, государственной измены в высказываниях и проповедовании каких-либо сепаратистских, антиукраинских взглядов, то каждый священнослужитель, являющийся гражданином Украины, несет такую же ответственность, как и любой другой гражданин нашего государства, – считает чиновник. – И если эти действия будут квалифицированы правоохранительными органами как призывы к сепаратизму, к нарушению государственной целостности, эти лица должны быть привлечены к ответственности».
Как уже было сказано, поводом для обострения ситуации стал инцидент с отказом отпевать погибшего ребенка в Запорожье. Разумеется, гибель ребенка произошла случайно, но реакция на неосмотрительное поведение запорожского священника во время погребения оказалась настолько резкой и масштабной, что заставляет задуматься о том, что случайной трагедией просто решили воспользоваться. Подспудной причиной вспышки взаимной агрессии могли стать политические инициативы Московского патриархата и их успех, связанный с поддержкой политических властей Украины, России и самопровозглашенных республик.
Киевский митрополит, глава УПЦ МП Онуфрий (Березовский) сообщил 4 января с.г. о планах обмена 10 пленных с каждой стороны конфликта на востоке Украины в дополнение к предыдущей договоренности, которая реализовалась в конце 2017 года при посредничестве УПЦ МП. Тогда было обменено несколько сотен человек в результате встречи патриарха Московского и всея Руси Кирилла с лидерами ДНР и ЛНР в московском Даниловом монастыре 25 декабря 2017 года. Объявляя о договоренности, глава РПЦ необычайно миролюбиво высказался в адрес украинцев. «Этот конфликт никому не нужен, он ослабляет всех его участников, – сказал он. – Но самое главное – этот конфликт приносит в жертву многих и многих людей, и для того, чтобы это прекратилось, должны быть усилия с обеих сторон». Патриарх подчеркнул необходимость «скорейшего мирного решения проблемы, связанной с возникновением военного конфликта на востоке Украины». Патриарх также отметил, что для РПЦ предстоящее освобождение пленных – «очень важный вопрос». «И там и там наша паства. И там и там наши люди. Кто еще так скорбит, как скорбит Русская церковь в отношении всего того, что происходит, когда брат поднимает руку на брата!» – сказал глава РПЦ. При этом не звучали обвинения и жалобы в адрес киевских властей, как нередко бывало ранее. «Когда в межгосударственных отношениях случается напряжение, проявляется особая роль Церкви», – заявил уже в первых числах нового года председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, утверждая, что УПЦ МП остается единственной миротворческой силой в Украине.
Вероятно, в ответ на подобные утверждения украинские националисты постарались доказать, что церковный вопрос остается одним из самых конфликтогенных, и тут очень кстати оказалась нетерпимость запорожских священнослужителей.
комментарии(1)
0
Doctor Strange 12:41 17.01.2018
Вот я на 250% уверен, что ненавистные хохлобиндеравцы пытками заставили запорожских священников отказаться совершить обряд, а Павла (Лебедя) сказать "крымнаш" (ну, рррааасссссейсткий то есть)!