0
9871
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

14.05.2019 18:20:00

«Перенесение Соборной мечети из центра Якутска было бы хорошим делом»

Активист традиционной религии рассказывает «НГР» о правилах жизни самой северной республики России

Тэги: якутия, тенгрианство, язычество, ислам, крайний cевер, традиции, интервью


якутия, тенгрианство, язычество, ислам, крайний cевер, традиции, интервью Тумэн Эрылик Кырыарба совершает тенгрианский обряд в тайге. Фото со страницы Тумэна Эрылика Кырыарба в Facebook

В Якутии регулярно проводит профилактические рейды по «злачным местам» общественная организация «Уус тумсуу». Кроме обязанностей полиции нравов «Уус тумсуу» приобщает якутов к Айыы – якутской версии культа Тенгри, распространенного в древности у большинства тюркских народов Азии. В переводе на русский язык, «Уус тумсуу» означает «Союз трех» – богов, людей и подземного мира. О том, какую роль в самосознании современного якута играет Айыы, с обозревателем «НГР» Артуром ПРИЙМАКОМ беседовал член «Уус тумсуу», якутский общественный деятель ТУМЭН ЭРЫЛИК КЫРЫАРБА, по паспорту – Максим Егоров.

– Тумэн-додор, чем является для якутов Айыы? Есть мнение, что Айыы – возрождение давно забытой религии, если вообще не религиозный новодел…

– Тенгрианство нельзя создать из ничего. Оно и не возрождается. Оно было, есть и продолжает жить в форме нашей веры – Аар Айыы итээлэ. На русский язык это можно перевести как «вера во всевышних создателей мира». Тенгрианство никуда не делось за многие тысячи лет, оно живет в каждом якуте-саха. Исследователи воспринимают Айыы как религию, которой следуют только в Якутии, но это тоже не так. Если мы посмотрим на тюркский мир с высоты птичьего полета, то увидим, что Айыы – северная ветвь тенгрианства, которому следовали в древности все тюркские народы. От традиционного тенгрианства Айыы отличается тем, что высшие божества имеют имена. Верховного бога зовут Урунг Аар Тойон, или Урунг Танъара. Он живет на девятом, свысшем небе, остальные небесные боги – на нижних небесах. На земле также живут множество духов и богов, например бог охоты Байанай, бог войны Илбис Хаан. Солнце, небо, земля у нас также имеют огромное значение. В быту якуты говорят: отец – небо,  земля – матушка. Летом у нас отмечают Ысыах – праздник встречи летнего солнца и поклонения светлым божествам. Живя в суровых условиях Севера, люди сильнее зависят от природы. А элементы язычества в Айыы – для того, чтобы человеку было проще жить в согласии с природой. Очень часто тенгрианство называют шаманизмом, что в корне неверно. Шаманизм не религия.

– Получают ли тенгрианские организации поддержку от руководства Якутии или из-за рубежа – например от международных тюркских организаций?

– Наша вера не поддерживается специально кем-то сверху, она изучается и прививается с малых лет. Наши отцы, матери, деды, бабушки с детства объясняют законы и постулаты нашей веры. В школах республики есть дисциплина «Родная культура», где изучают сакральное строение мира у народа саха. В Якутске и в каждом крупном населенном пункте есть Дом Арчыы – это как у православных церковь или у мусульман – мечеть. Дом Арчыы финансируется из бюджета республики, но баснословных денег туда не вкладывают. Финансирование Дома Арчыы – часть общереспубликанской программы по поддержке культур всех народов Якутии. Работая в Доме Арчыы, много денег не заработаешь. Совершение ритуалов в Доме Арчыы – это не работа, а призвание. Что касается поддержки Айыы от международных тюркских организаций, то лично я об этом не слышал. Конечно, читаю в социальных сетях, что, например, в Казахстане молодежь возвращается к тенгрианству. Мы могли бы сотрудничать с казахами, обмениваться опытом. Но только и всего. Думаю, Айыы начнет получать большую финансовую поддержку, если какой-нибудь олигарх тюркского происхождения примет тенгрианство. То, что живет внутри человека, от денег не зависит. Если какой-нибудь олигарх будет вкладываться в тенгрианство, я же не буду сильнее любить свою религию.

– Как повлияли антииммигрантские выступления в республике на обращение якутов к вере своих предков?

– Антииммигрантские выступления на процесс обращения в Айыы не повлияли никак. Эти выступления сплотили народ – и это хорошо, ведь народ должен быть един. На прошедшем 18 марта во дворце спорта митинге против нелегальной миграции, где выступал глава Якутии Айсен Николаев, неоперившейся молодежи не было. Студентов туда вообще не пускали. Были мужчины в возрасте от 25 лет и старше, с которыми нужно считаться. До сих пор не хватает доступного информирования о вере народа саха: это как раз от недостатка финансирования. Собраться на митинге – это одно, а принять веру и следовать ей – совсем другое дело. Ведь и до митингов против нелегальной иммиграции все больше и больше якутской молодежи хотело лучше изучить религию своих предков.

– Как последователи Айыы относятся к идее переноса Соборной мечети Якутска из центра города в другое место? Эта идея высказана в петиции, появившейся вскоре после истории с изнасилованием жительницы Якутска мигрантами из Киргизии.

– В мэрии Якутска отвергают любую возможность переноса мечети. Но если народ будет за перенесение мечети, властям придется принять меры. Перенесение Соборной мечети из центра Якутска было бы хорошим делом и для мусульман Якутска. Они бы могли отгородиться от городского шума, чище и спокойнее соблюдать свою религию. В том, чтобы молиться вдали от городской суеты, ничего плохого нет. Как раз наоборот: для горожан плохо, когда во время намаза в центре города блокируется движение на улицах. Раз народ саха уважает мнение и традиции проживающих в Якутии мусульман, то и мусульмане должны уважать нас.

По поводу петиции в Интернете. Она появилась еще и потому, что ислам у большинства россиян ассоциируется с плохими явлениями. Такую «рекламу» исламу сделали террористы из «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России. – «НГР»), а до них – чеченские боевики. Часто вижу в Интернете, как какие-то мусульманские активисты своими словами и действиями подогревают отношение к исламу как к религии экстремистов и террористов. К счастью, реальная жизнь Интернетом не ограничивается. Терроризм – это не религия, а ислам – это многогранная религия с множеством полезных толкований на разные случаи жизни. Мои знакомые мусульмане – добрые и мудрые люди. А то, что смотрящие телевизионные ток-шоу люди часто принимают за ислам, происходит от того, что некоторые люди неправильно понимают и трактуют веру в Аллаха.

– Якутский музыкальный инструмент хомус, больше известный как варган, – привлекающий туристов культурный бренд Якутии. Является ли подобным брендом религия Айыы?

– В Якутске есть единственный в мире Музей хомуса. Хомусчи, мастер игры на хомусе, в древности был еще и шаманом. Быт и культура саха, эвенов, эвенков и других народов республики пользуются огромной популярностью у туристов. Ыысах сегодня – самый известный в мире якутский праздник. Кто бы мог подумать об этом раньше? Я очень рад за свой народ, за его достижения в области возрождения древних традиций. Народ будет жить лишь до тех пор, пока хранит свои корни и язык. Ты не можешь считаться саха, если не чтишь традиции своих предков и не говоришь на языке саха. Исполняемый на Ыысах ритуальный мужской хоровод Осуохай, героический эпос «Олонхо», якутская лошадь, якутский нож, одежда, украшения из серебра, наша пища, наша вера Айыы – все это делает Якутию в глазах туристов не похожей ни на что сказочной страной, где слились воедино эпические герои и современная жизнь. Приехав к нам, туристы говорят: Якутия не Россия, тут все по-другому, другие нравы и ценности, другая культура и отношение человека к природе. Ведь все, что имеет народ саха, даровано Айыы или сделано человеком от чистого сердца, не куплено за деньги.

Но бесконечно это продолжаться не может. От нас увозят на «материк» тонны драгоценных металлов, руды и другого сырья. С учетом того, что Якутия – самая большая республика России и число ее жителей растет, помощь от местной промышленности для нашего национального уклада просто минимальная. Экономика Якутии базируется на модели 90-х годов: брать у нас сырье почти за бесплатно, а продавать его за рубеж за баснословные деньги. Стоило бы инвестировать доходы от экспорта природных богатств в возрождение религий и традиций народов Севера, их промыслов, села и сельского хозяйства. Представьте, какой уникальный капитал приобретет Россия от этого! Надеюсь, у нас еще все впереди. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Уязвимость "яростных мулл"

Уязвимость "яростных мулл"

Лариса Шашок

Власть в Афганистане сталкивается как с внутренними разногласиями, так и с внешними угрозами

0
1815
Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Наталья Савицкая

Школьная оценка по поведению всегда вызывала много критики

0
2114
Ценности православия под защитой шариата

Ценности православия под защитой шариата

Милена Фаустова

В Объединенных Арабских Эмиратах обсудили духовные запросы мирового большинства

0
1848
Алавиты в стране победившей суннитской революции

Алавиты в стране победившей суннитской революции

Михаил Стрелец

Чем грозят гонения на еще недавно правившую Сирией религиозную общину

0
3606

Другие новости