0
12041
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

04.02.2020 16:16:00

Сибирские шаманы и жрецы вуду вернут человечество в доисторические времена

Зачем бурятская языческая организация заключила договор с африканскими анимистами

Тэги: баир цырендоржиев, бурятия, африка, тенгрианство, шаманизм, вуду, сотрудничество


баир цырендоржиев, бурятия, африка, тенгрианство, шаманизм, вуду, сотрудничество Шаман Баир Цырендоржиев (второй справа) оформил на бумаге «священный союз» с африканскими жрецами. Фото со страницы религиозной организации шаманов «Тэнгэри» в «ВКонтакте»

Шаманы из бурятской организации «Тэнгэри» совершили официальный визит в Западную Африку – в государства Гана, Бенин и Того. Делегация «Тэнгэри» во главе с верховным шаманом Заарин Боо (Баиром Цырендоржиевым) совершила двухнедельное «вуду-паломничество».

Оно началось в столице Ганы Аккре, с посещения мемориала в честь первого президента страны Кваме Нкрумы. В соседнем Того паломников ждут мемориалы в память африканцев, вывезенных в рабство на остров Гаити, где чернокожие рабы распространили потом анимистический культ вуду. В Бенине туристы посещают город Уида – бывшую Ажуду, столицу африканского средневекового государства Сахе. В XVIII веке Агаджа, правитель соседнего государства Дагомея, захватил Сахе и превратил Ажуду в большой рынок рабов, которых люди Агаджи продавали португальцам. Значительная часть невольников потом оказалась в нынешней Бразилии, где, как и на Гаити, рабы распространили африканские языческие верования. Известный по советским учебникам истории топоним Невольничий Берег – принятое в тогдашней Европе название Ажуды. В начале – середине XIX века Португалия обладала монополией на торговлю рабами в нынешнем Бенине. Она удерживала ее вплоть до конца XIX века, когда император Бразилии Педру II (внук португальского короля) отменил рабство и запретил работорговлю в стране.

В Уиде о временах работорговли напоминает мемориал «Дорога рабов» – путь от бывшего невольничьего рынка к монументу «Ворота невозврата», стоящему на месте причала, откуда уходили корабли с невольниками. Почтив память жертв работорговли, поклонники вуду посещают в Уиде Храм питонов – святилище, где живет 41 питон, священное животное у вудуистов. Число 41 в этой религии – сакральное. 24 года назад правительство Бенина утвердило в качестве государственной религии страны культ вуду. Кульминация – коллективный обряд вуду на пляже у «Ворот невозврата», с песнями и танцами, а также церемония благословения на грядущий год у верховного жреца. Находясь в Западной Африке, шаманы из «Тэнгэри» получили вудуистское благословение и совершили все положенные паломникам обряды. В Бенине лидер бурятских шаманов удостоился аудиенции принцессы Сеси, наследницы королей Дагомеи.

В Того «Тэнгэри» заключила договор о сотрудничестве с местной организацией Союз традиционных культов вуду. Договор с бурятами, составленный на французском языке, подписал президент союза – верховный жрец вуду Мессан Амедегнато.

«Со стороны кажется, что тенгрианство и вудуизм – диаметрально противоположные религии, менталитет бурят-тенгрианцев и африканский менталитет также отличаются, – сказал «НГР» Баир Цырендоржиев. – Чтобы хотя бы приблизительно понять, что такое вуду, надо побывать в Африке, пообщаться с вудуистами, соприкоснуться с их обрядами. Суждение, что бурят якобы никогда не поймет негра, также ложно. Религии коренных народов Африки схожи с религиями коренных народов Сибири. Отличаются между собой новые религии – христианство, ислам, буддизм. Древние религии – тенгрианство, африканский шаманизм, вуду и так далее – практически одинаковы. Во всех древних религиях есть бог Неба, богиня Земли – общая Мать всех живых существ, обширный мир богов и духов подземного мира. У каждого народа есть присущие только ему духи, боги. И пантеоны разных народов едины в том, что макромир и микромир – одно целое, все живое в мире должно жить в гармонии, и этой гармонией управляют боги. Поэтому тенгрианцы из Бурятии, когда были в гостях у последователей вуду в Африке, ощущали себя как дома у наших дорогих братьев. Языковой барьер не стал нам помехой в общении друг с другом».

«Заключенный в Того договор – это международное подтверждение взаимоуважения и взаимопонимания между тенгрианцами Бурятии и африканскими последователями вуду, – продолжил Цырендоржиев. – Обеим сторонам важно сохранить свои религии как традиционную прарелигию, которая когда-то существовала на Земле. Глобализация позволяет понять, как человечество жило во времена, которые принято называть доисторическими. Идет обратный процесс от той точки исторического развития, когда человечество разделилось по религиям, цвету кожи, образу и качеству жизни. Мы возвращаемся к точке общечеловеческого единства и первоначальной гармонии. Современный человек возвращается к традиционному пониманию божественного происхождения природы и, следовательно, того, что природу создали боги, боги и природа едины, а человек – часть этого единства. Идея глобальности мира, которая существовала 5–10 тысяч лет назад, должна вернуться и оздоровить человеческую цивилизацию».

Международное сотрудничество язычников разных стран – обычное явление, сказал «НГР» исследователь неоязычества Евгений Нечкасов. «Договор между «Тэнгэри» и африканскими вудуистами может не иметь ценности как международный договор в привычном смысле, – поясняет эксперт. – Это декларация о намерениях. Здесь куда важнее аспект обмена опытом. Тенгрианство и вуду близки друг другу не по форме, а по сути. И те и другие колдуют, занимаются знахарством, прорицательством, переходом в другие магические миры. У них схож инструментарий: бубны, песнопения, танцы, впадение в транс, заговор амулетов. В общем, они найдут о чем поговорить и чему научиться друг у друга. Им будут способствовать интернет и общее развитие процессов глобализации в мире. У тенгрианцев и вудуистов прослеживается тенденция к тому, чтобы сделать свои религии аналогом современного универсального монотеизма. Остальные языческие религии строго этноцентричны, а тенгрианство и вудуизм – религии для всех, там есть верховный бог. В данном случае цель обеих сторон – совместная проповедь по всему миру или вовлечение в свою орбиту близких по мировоззрению людей. Замечено, что базовые ценности тенгрианства – гармония с природой, центризм семейного очага, возрождение народных традиций и промыслов – близки и многим русским родноверам».

Иную точку зрения высказал «НГР» историк Николай Абаев, почетный доктор буддийской философии в Университете буддизма при Иволгинском дацане (Бурятия). «Тенгрианство – это религия Вечного Неба, света и мира. Вуду – культ поклонения духам тьмы, сопряженный с кровавыми обрядами. На Гаити в 1958–1986 годах, в период диктатуры семейства Дювалье, свирепствовали тонтонмакуты – тайная полиция режима. Тонтонмакуты практиковали вудуизм. Всех, кто подозревался в оппозиции к диктатуре, они сжигали живьем, распиливали пополам, и есть свидетельства, что тонтонмакуты были людоедами. Представление о вуду как религии гармонии между всеми живыми существами на Земле сформировалось под влиянием западной масскультуры».

По словам Абаева, не имеет отношения к бурятским традиционным верованиям и организация «Тэнгэри»: «Их обряды сродни тому, как в феврале прошлого года некий Артур Цыбиков сжигал близ Ангарска верблюдов. Такого рода «тенгрианство» – наслоение на бурятские верования обрядов, которые пришли к нам в древности от тунгусов, предков эвенков, и от которых современные эвенки давно отказались. Обыватель, особенно если он турист из Европейской России, в шаманизме ищет зрелищности. Обывателю надо, чтобы одетый в звериные шкуры шаман, на чье лицо страшно смотреть, трясся у костра, колотил, как безумный, в бубен. «Баир Цырендоржиев и его последователи представляют только себя самих, – уверен эксперт. – Их договоры о сотрудничестве с вудуистами из Африки – самопиар с целью показать свою эксклюзивность в России. Этот договор юридически ничтожен. Не думаю, что современные жрецы вуду из Африки, Бразилии или Гаити имеют хоть какой-то политический вес в своих странах».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Лукашенко и султан нашли много общего

Лукашенко и султан нашли много общего

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии надеется, что Оман станет центром торговой экспансии Минска

0
2530
Способны ли миротворцы из Африки остановить конфликт России и Украины

Способны ли миротворцы из Африки остановить конфликт России и Украины

Иван Лилеев

Для выхода из неординарной ситуации нужны неординарные подходы

0
7937
Морской щит для Индии обеспечивает Россия

Морской щит для Индии обеспечивает Россия

Юрий Паниев

Дели намерен не только покупать, но и продавать вооружения

0
2436
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
3719

Другие новости