0
8618
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

30.06.2020 16:11:00

Пощечина наследникам Византии

Почему православный мир равнодушен к судьбе Святой Софии

Тэги: турция, стамбул, христианство, храм святой софии, айясофия, православие, мечеть, ислам, константинополь, греция, сша, россия, митрополит иларион, мустафа кемаль ататюрк, исламизация, реджеп тайип эрдоган, султан мехмед ii


турция, стамбул, христианство, храм святой софии, айя-софия, православие, мечеть, ислам, константинополь, греция, сша, россия, митрополит иларион, мустафа кемаль ататюрк, исламизация, реджеп тайип эрдоган, султан мехмед ii Реджеп Тайип Эрдоган отождествляет себя не с основателем Турецкой республики Кемалем Ататюрком, а с османским султаном Мехмедом II Завоевателем. Фото с сайта президента Турции

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган планирует 15 июля совершить в Святой Софии первый почти за 100 лет намаз. На 2 июля намечено заседание Госсовета Турции, в ходе которого ожидается отмена решения кабинета министров 1934 года о превращении этого памятника истории и культуры в музей. Для некогда одного из самых больших христианских храмов уже закуплены ковры в стиле эпохи султана Мехмеда II, который в 1453 году завоевал Константинополь и превратил собор в мечеть, пристроив к нему четыре минарета. 29 мая, как и в прошлые годы, в Святой Софии прочитали суру Корана Аль-Фатх («Победа») в память о завоевании Византии.

Вселенский (Константинопольский) патриарх Варфоломей 30 июня решительно осудил эти планы. «В 2016 году мы отправили письмо тогдашнему руководителю по делам религий и выразили нашу обеспокоенность по поводу изменения статуса собора Святой Софии, - сказал глава Константинопольской церкви, которая считается духовной наследницей византийской империи. - Этот храм не должен быть причиной конфликта двух народов. Он принадлежит не только тому государству, которое владеет памятником, но и всему человечеству. Турецкий народ обязан подчеркнуть универсальную ценность этого памятника». «Святая София как музей служит местом и символом встречи культур, солидарности и взаимопонимания между христианством и исламом. Превращение собора в мечеть настроит миллионы христиан по всему миру против ислама», - пригрозил патриарх. Накануне главу Константинопольской церкви в его стамбульской резиденции посетил посол США в Турции Дэвид Сеттерфилд. Вероятно, американцы обещали Варфоломею дипломатическую поддержку, и тем самым приободрили духовного лидера, который опасается напрямую выступать против турецких властей, от которых он зависит.

Ну а что же остальной мир? Против изменения статуса бывшего византийского собора первой выступила Греция. Афины и Анкара обменялись резкими заявлениями по этому поводу. МИД Греции назвал недопустимым чтение Корана в стенах музея, напомнив, что бывший собор – памятник всемирного наследия ЮНЕСКО. «Это вопрос суверенитета. Греки вмешиваются, как если бы Константинополь и Святая София находились на их собственной территории. Афины не могут отдавать нам приказы, и мы не сделаем ничего, что не сможем объяснить», – парировал министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Греков поддержали армянский Константинопольский патриарх Саак II Машалян и посол США по вопросам международной религиозной свободы Сэм Браунбэк. В то же время католические епископы Турции пообещали не препятствовать планам правительства. «Мы – церковь, лишенная юридического статуса, и потому не можем давать никаких советов по поводу внутренних дел этой страны. Хотя мы и хотели бы, чтобы Святая София продолжала оставаться музеем, но вмешиваться или даже официально высказывать мнение относительно решения, которое касается исключительно Турецкой Республики, мы не можем», – отметили в Конференции католических епископов страны.

Прокомментировали планы турок и в РПЦ. Председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Иларион (Алфеев) заявил: «Любые попытки изменить нынешний статус храма Святой Софии... приведут к нарушению тех хрупких межконфессиональных и межрелигиозных балансов, которые сложились к настоящему времени». «Конечно, это очень плохое решение, и это пощечина всему православию и всему христианству. Православные христиане Турции уже со времени падения Константинополя, увы, не имели и не имеют никаких прав на эту святыню, но и для нас угроза отмены декрета Ататюрка и превращение Святой Софии в мечеть очень чувствительна, ведь с этим уникальным памятником тесно связана история крещения Руси. Этим и обусловлена реакция со стороны Русской церкви, вполне официально выраженная в словах митрополита Илариона. И мы знаем, что многими православными христианами в разных странах мира его слова восприняты с сочувствием и благодарностью», – пояснили «НГР» в ОВЦС. Тем не менее пока по этому вопросу не последовало особого синодального заявления - в отличие от ситуации в Черногории, где развивается конфликт властей с Сербской церковью. В ОВЦС отсутствие жесткой позиции по Святой Софии не связываютс разрывом евхаристического общения с Константинопольским патриархатом из-за Православной церкви Украины (ПЦУ).

Глава интеллектуального клуба «Катехон» Аркадий Малер в разговоре с «НГР» подчеркнул: «Обретение Россией миссии Третьего Рима как раз должно способствовать активной международной позиции Русской церкви по защите всех православных храмов и реликвий во всем мире, а не замыканию на своих узконациональных интересах и забвению других православных церквей и народов. Можно быть уверенным в том, что если Святая София в Константинополе вдруг будет обращена в мечеть, то со стороны нашей церкви последуют более жесткие заявления и замалчивать этот исторический эксцесс никто не будет. Тот факт, что это событие произойдет именно сейчас, при правлении патриарха Варфоломея, конечно, будет очевидным наказанием, попущенным Богом за канонические преступления, но никакого злорадства по этому поводу православные люди испытывать не могут, потому что любой православный храм – это общеправославная святыня, а тем более такой, как София Константинопольская».

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что для РПЦ сейчас гораздо важнее сохранить хорошие отношения с Эрдоганом. «Как символ христианства Святая София интересовала Россию давно, – сказал политолог «НГР». – Когда в Первую мировую войну Россия претендовала на контроль над заливами Босфор и Дарданеллы, стоял вопрос о том, чтобы вернуть Святой Софии статус христианского храма. Сейчас эта тема ушла в историю. Если бы у РПЦ были хорошие отношения с патриархом Варфоломеем, то она скорее мягко бы вступилась за собор, а поскольку случилось то, что случилось, то сейчас у РПЦ другая проблема: кто будет окормлять русских, отдыхающих в Турции. И РПЦ здесь заинтересована не в поддержке Константинопольского патриархата и статусе собора, а в том, чтобы те русские туристы, для которых важен не только комфортный отдых, но и религиозная составляющая, могли спокойно совершать церковные обряды. Поэтому Московский патриархат не будет раздражать Эрдогана».

Президент Турции не раз заявлял о том, что не собирается отнимать Святую Софию у туристов. «Собор туристы смогут посещать, если он станет мечетью. Как это происходит с Голубой мечетью на площади Султанахмет», – заверил турецкий лидер в начале июня. Правда, непонятно, что будет с фресками и мозаиками, которые частично сохранились в соборе с византийских времен, а многие из них извлечены на свет трудами реставраторов. Если они будут закрашены, как того велят мусульманские законы, то памятник потеряет свою туристическую привлекательность. Ведь многие посещают Святую Софию именно для того, чтобы полюбоваться на свидетельства ее византийского прошлого. Во многом благодаря следам христианской культуры входной билет в музей стоит 100 турецких лир (13 евро), тогда как посетить Голубую мечеть каждый желающий может бесплатно, но в специально отведенные для этого часы, когда там не совершаются богослужения. Да и мечетей в городе предостаточно. В Стамбуле действуют порядка 3 тыс. молельных домов, а в районе, где расположена Святая София, как минимум семь исторических: Фатих, Аксарай, Лалели, Байязит, Султанахмет, Новая и Сулеймание. В марте 2019 года в азиатской части города была открыта самая большая мечеть в Турции – Чамлыджа, в которой одновременно могут совершать молитву более 60 тыс. человек.

«Святая София нужна Эрдогану только в качестве ревизии политики Ататюрка, – считает Макаркин. – Но поскольку президент не может полностью дискредитировать культ Ататюрка в стране, то он такими способами пытается его разрушить. Так как альтернативой основателю республики выступают два взаимосвязанных фактора: султанат и халифат, то Эрдоган стремится апеллировать именно к ним. И в своих речах он обращается не к Ататюрку, а к периоду правления султана Мехмеда II, который завоевал Константинополь и превратил Святую Софию в мечеть. Эрдоган стремится показать себя не только продолжателем его традиций, но и неформальным преемником». «В современной Турции эта тенденция принимает все более активный характер», – заключил эксперт.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вашингтону сейчас не до "разрядки" с Гаваной

Вашингтону сейчас не до "разрядки" с Гаваной

Ирина Акимушкина

Почему восстановление дипломатических связей Кубы и США не привело к изменениям в двусторонних отношениях

0
2445
Трамп блокирует повышение зарплат конгрессменам и госслужащим

Трамп блокирует повышение зарплат конгрессменам и госслужащим

Данила Моисеев

СМИ предупреждают избранного президента о вреде очередного шатдауна

0
2818
Уязвимость "яростных мулл"

Уязвимость "яростных мулл"

Лариса Шашок

Власть в Афганистане сталкивается как с внутренними разногласиями, так и с внешними угрозами

0
3116
Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

0
1167

Другие новости