0
9126
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

15.09.2020 15:56:00

Духовные скрепы в тисках цензуры

О проблемах экспертизы пособий по основам религиозных культур

Тэги: религиозные культуры, орксэ, школа, учебники, преподавание религии


религиозные культуры, орксэ, школа, учебники, преподавание религии Даже памятник Адаму и Еве мог бы вызвать возмущение у блюстителей нравственности. Фото сайта msmap.ru

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который преподается в четвертом классе средней школы, плавно перекочевал в пятые и шестые классы в виде «Основ духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), а потом и в седьмые и восьмые классы в форме внеклассного чтения «Основ религиозных культур народов России». Пока этот процесс развивается, на разогретом рынке школьных пособий появилось немало изданий сомнительного качества. Бюджеты на их создание, как правило, скудные. Оно и понятно: гонорар авторов составляет лишь несколько процентов с продаж, а прибыль в десятки миллионов получают сами издатели.

В дележе средств между издательствами-монополистами руководящая и направляющая роль Русской православной церкви в этом вопросе уступила место конкуренции профессиональных религиоведов и педагогов. РПЦ, пытающаяся проталкивать пособия, созданные для православных гимназий, в государственные школы, согласно приказу Минпросвещения России об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, вынуждена проходить этап экспертизы. Церковные учебники в целом воспроизводят религиозные легенды, содержат причудливый взгляд на историю и прямую религиозную проповедь. Они изобилуют рассказами о чудесах материализации предметов, невредимости при мучениях подвижников веры и прочими элементами агиографической литературы древних веков христианства. С внутренней цензурой в церковных издательствах все понятно. Да и статья 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», детально регулирующая получение теологического и религиозного образования вместе с изучением основ духовно-нравственной культуры народов России, странным образом сосуществует в правовом поле со статьей 5 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», утверждающей по старинке, что «обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью».

Уже многие священнослужители и сторонники летописной истории выпустили учебники по православному модулю ОРКСЭ, но распространить эту практику на ОДНКНР стало гораздо сложнее. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает в рамках этого курса изучение культурных традиций многонационального народа России, а не только лишь традиций православных христиан.

Федеральное законодательство, ограничивая доминирование преподавания православия в старших классах, вместе с тем создает для контента учебников ряд своих цензурных препон, которые на деле воплощаются в абсурдных формах.

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» запрещает побуждать детей к употреблению табака и алкоголя. С законом издательства связываться не хотят, так как у надзорных органов простое упоминание факта уже считается его пропагандой. Так, издательства просто начисто убирают все упоминания об алкоголе и табаке, включая иллюстративный материал. Вот и попробуйте написать об индейцах, не говоря ни слова о трубке мира, и вставить фотографии шаманов в камлании, не дымящих трубку и не принимающих горячительные напитки. Исключение, как всегда, сделано для Русской православной церкви, только ей разрешено писать о священном вине и размещать фото причащения детей.

Тот же федеральный закон с заботой о детях запрещает оправдывать допустимость насилия к людям и животным. Что же здесь плохого? Вроде бы ничего, за исключением вытекающего запрета включения в иллюстративный материал учебников многих выдающихся произведений живописи, изображающих эпохальные битвы и сражения. Аналогично эзоповым языком приходится описывать жертвоприношения древнееврейского храма и современного Курбан-байрама, не упоминая ритуальный забой скота.

Что касается сферы «ниже пояса», то ее вообще не освещают в пособиях. В том числе нельзя писать о ритуальной нечистоте в контексте менструальных циклов. На моей памяти, чтобы вставить в учебник слово «аборт», даже в негативном контексте, потребовалось вмешательство федерального министра. Если учебники биологии как-то справились с темой размножения людей, то в гуманитарной сфере культура половых отношений осталась под совершеннейшим запретом. Для кураторов школьной цензуры, «специалистов» по УК РФ, Давид руки Микеланджело – обычная порнография. Да что там Давид, памятник Адаму и Еве, стоящий в сквере у метро «Новокузнецкая», – разврат, и ему не место на страницах учебника. Все это приводит, конечно же, к обратному результату. Школьники усваивают в основном лишь то, что сексуальные отношения – это не нечто прекрасное, а просто сфера быстрой и дешевой релаксации, обозначаемая разными вариациями матерного фольклора.

Стоит ли говорить, что запрет пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних в КоАП РФ сводится вообще к запрету упоминания слова «гомосексуализм» в школьных учебниках. Никого не волнует, что едва ли не основная причина буллинга кроется именно здесь. «Пишите о том, какие крепкие браки создают в лютеранстве и англиканстве, а о том, что они также заключают и однополые браки, ни гугу!» Можно сказать, что намеренное умолчание, навязанное цензурой, – это не ложь. Но с такой логикой можно признать, что своим заявлением: «В 1945 году Америка и Великобритания победили нацистов», – Дональд Трамп также не погрешил против истины.

Наконец, из-за превратно трактуемых ограничений федерального закона «О рекламе» в школьных учебниках практически невозможно рассказать о современных гениях искусства, например об исполнителях популярной музыки (включая даже религиозную). Гораздо проще упоминать о тех, кто почил в бозе не ранее чем 70 лет назад и чье наследие уже может использоваться без правовых обременений.

Все это напоминает спектакль на сюжет о подозрительности, страхе и стыдливом молчании, не вызывающий ничего, кроме смеха.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

Иван Родин

Поправками в закон об образовании Госдума протестировала взаимоотношения с правительством

0
4192
Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Иван Родин

0
3135
Студия художественной штопки

Студия художественной штопки

Истории про страховку, записки учителям и вспученный полиэстер

0
6429
Продолжительность обучения детей определяет экономика

Продолжительность обучения детей определяет экономика

Антон Зверев

Надо моделировать ситуации, в которых ребенок имел бы возможность взрослеть

0
10429

Другие новости