0
10045
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

17.05.2022 17:04:00

Благочестивые мусульмане и христолюбивое воинство

О новой духовно-патриотической роли отечественного ислама

Тэги: рпц, патриарх кирилл, православие, ислам, мусульмане, россия, украина, чечня, рамзан кадыров, спецоперация рф, патриотизм, политика


рпц, патриарх кирилл, православие, ислам, мусульмане, россия, украина, чечня, рамзан кадыров, спецоперация рф, патриотизм, политика Официальный Грозный явил миру удивительное сочетание брутальной исламской эстетики с патриотическим пророссийским пафосом. Фото Reuters

В проповеди патриарха Кирилла от 6 мая прозвучала небольшая, но весьма любопытная реплика, своеобразное отступление от основной темы. Эти несколько слов могут сказать многое о меняющейся конфессиональной ситуации в патриотическом сегменте истеблишмента. Замечание патриарха не то чтобы прошло незамеченным, но и особого внимания ему не уделили. Напрасно.

«Сегодня время особой консолидации всего нашего народа, – заявил глава РПЦ. – Мы должны быть все вместе, мы должны сознавать, что проходим через тяжелый, опасный и в каком-то смысле судьбоносный период нашей истории. И будем обращать молитву к святому Георгию Победоносцу, ко всем святым, в земле Русской просиявшим, чтобы сохранилась наша страна свободной, не зависимой в полном смысле этого слова от всяких мировых центров власти, потому что только так и может существовать великая православная страна, с большим количеством также благочестивого исламского населения, доказавшего жизнью своей и жертвами своими верность России».

В последние месяцы почти все публичные речи главы РПЦ посвящены обоснованию связи религиозного учения Русской церкви и патриотической доктрины Российского государства, проводящего специальную военную операцию в Украине. Патриарха много упрекают за диссонанс его слов и происходящего в реальной жизни. Сложно не замечать, что по обе стороны фронта находятся православные верующие, причем многие из них принадлежат к Московскому патриархату, а глава РПЦ продолжает говорить, что России противостоят какие-то неведомые «иноплеменные» силы. Поэтому из раза в раз патриарх апеллирует к христианским обоснованиям патриотизма, повторяет, что воины-христиане в Украине противостоят западным либеральным ценностям, хотя украинские нацбаты трудно назвать поборниками политкорректности.

С другой стороны, военные действия в Украине разделили не только христиан (пусть и номинальных, по происхождению), но и мусульман, и протестантов, и иудеев. Наиболее заметным в информационном поле стало участие главы Чечни Рамзана Кадырова в освещении боевых событий в Украине. Чеченский лидер в ежедневном режиме публикует в Telegram ролики о боях, насыщенные мотивирующей исламской стилистикой. Бойцам из Грозного на полях сражений противостоят подчас тоже чеченцы, боевики так называемого батальона им. Шейха Мансура. Кадыров называет их «чеченоговорящими шайтанами».

В каком-то смысле символично, что в тот же день, когда патриарх Кирилл упомянул «благочестивых мусульман», Рамзан Кадыров опубликовал рассказ о богослужении и проповеди, которую произнес глава департамента по связям с религиозными и общественными организациями администрации главы и правительства Чечни имам Аслан Абдулаев. «Он рассказал о важности единства мусульман перед общей угрозой, – пишет чеченский лидер. – По словам имама, одним из ярчайших событий, свидетельствующих о высокой пользе сплоченности, является поход на Табук, состоявшийся в девятом году по хиджре. Узнав о том, что мусульмане начинают представлять собой силу, император Византии Ираклий собрал многотысячное войско, чтобы напасть на Медину. В ответ на это Посланник Аллаха мобилизовал максимальное количество верующих для отражения атаки византийцев. Увидев единство мусульман и их готовность отстаивать свою землю, византийцы спешно отступили. Таким образом, Всевышний Аллах вселил страх в сердца неприятеля, а мусульмане одержали победу без боя». Чеченский лидер проводит параллели между событиями классической исламской истории и сегодняшним днем. «Мы попросили Всевышнего Аллаха даровать победу нашим воинам, сражающимся на Украине против последователей человеконенавистнических и антирелигиозных идеологий», – завершил свой рассказ Кадыров.

Среди награжденных орденами и медалями российских участников спецоперации в Украине много с мусульманскими именами и фамилиями: выходцы из Дагестана и Чечни, представители татарского народа, проживающие в разных регионах России. Не случайно в одном из своих первых выступлений после начала спецоперации президент РФ Владимир Путин отметил сплоченность народов страны независимо от вероисповедания и национальности.

Нет сомнений, что конфликт в Украине не межрелигиозный. Основным мотивом противостояния служат политические противоречия и национальные интересы, лишь опосредованно связанные с той или иной традицией веры. Если это и противостояние цивилизаций, то не в том смысле, который видел Сэмюэль Хантингтон. Об этом красноречиво говорит использование темы православия в конфликте. РПЦ называет сторонников самостийного украинского православия раскольниками, а украинская сторона обвиняет патриарха Кирилла в «антихристианстве». Однако это всего лишь жонглирование словами.

Поэтому реплика о благочестивых христианах воспринимается как дань уважения мусульманским участникам спецоперации. Тем удивительнее было то, что уже в своем следующем выступлении, 8 мая, накануне Дня Победы, патриарх назвал Российскую армию «христолюбивым воинством». Глава РПЦ рассказывал о войнах, которые Россия вела на Балканах за освобождение сербов и болгар. «Вот почему мы воинство наше называем христолюбивым – потому что какой силой, кроме как внутренней духовной силой, можно объяснить великий подвиг наших воинов в тех двух войнах!» – утверждал патриарх. Подобные исторические реминисценции звучат двусмысленно в контексте того, что нынешняя Болгария выступила на стороне Запада против России, в то время как тогдашний противник, Турция, ныне сохраняет полезный для России нейтралитет.

Мусульманское сообщество России способствует государственной пользе еще и тем, что представительствует в отношениях с исламским миром. В одном из своих Telegram-постов Кадыров подчеркивал, что мусульманские страны не присоединились к санкциям против России. Он упомянул Саудовскую Аравию, от которой многое зависит в отношении нефтяного эмбарго, которым грозится Запад. Примерно такая же ситуация и с Турцией. «Не могу не отметить, что и сегодня, несмотря на тяжелейшие события для всех нас на территории Украины, позиция турецкого президента очень ясна, понятна. Радует, что то взаимопонимание и сотрудничество, которое продемонстрировали главы наших стран при открытии Московской Соборной мечети, продолжается и по сей день, между президентами сохраняется дружеское и доверительное отношение», – заявил председатель Духовного управления мусульман РФ муфтий Равиль Гайнутдин во время одного из мероприятий священного месяца Рамадан. Он имел в виду отношения президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана.

Патриарха Кирилла на Западе обвиняют в том, что он якобы «благословил» спецоперацию, вместо того чтобы способствовать прекращению военных действий. Вместе с тем позиция многих мусульманских деятелей России куда более решительная, чем у духовного лидера православных верующих постсоветского пространства. Муфтий Чечни Салах Межиев вообще объявил военные действия в Украине джихадом. Религиозный деятель считает, что «вместе с НАТО в Россию придет вся грязь и все то, что по религии недопустимо». «Поэтому те, кто там воюет, воюют ради Корана, ради Аллаха, ради того, чтобы эта грязь не распространилась у нас», – заявил Межиев. Центральное духовное управление мусульман под руководством верховного муфтия Талгата Таджуддина тоже «объявило» Украине джихад.

Если оставить в стороне богословские тонкости относительно правомочности и справедливости подобных решений духовных лиц, то в сухом остатке получился вывод о возрастающей роли мусульманского сообщества в создавшихся внешнеполитических условиях фактического противостояния России и Запада. Тонкая система сдержек и противовесов, напомним, действует уже несколько десятилетий в рамках синкретичной и государственнической концепции «духовных скреп». Пока новый баланс никак не оформлен формально, но своеобразное признание его состоявшимся можно расслышать в словах о «благочестивых мусульманах», прозвучавших в храме Христа Спасителя в контексте христианского сакрального календаря.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Екатерина Трифонова

Единая государственная политика в сфере миграции не просматривается

0
2240
ВСУ ищут шанс создать плацдармы на Херсонщине и в Крыму

ВСУ ищут шанс создать плацдармы на Херсонщине и в Крыму

Владимир Мухин

Европейские страны НАТО берут на себя координацию военной помощи Украине

0
2926
В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

Наталья Приходко

Украина рассчитывает заработать на нероссийском топливе

0
2242
Уязвимость "яростных мулл"

Уязвимость "яростных мулл"

Лариса Шашок

Власть в Афганистане сталкивается как с внутренними разногласиями, так и с внешними угрозами

0
2053

Другие новости