0
13128
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

15.08.2023 16:16:00

Почему зарубежные ламы опекают бурятских буддистов

Глобальный Восток поддерживает связи с РФ через духовных наставников

Тэги: линг ринпоче, далайлама, буддизм, тибет, бурятия, индия, дипломатия, восток


линг ринпоче, далай-лама, буддизм, тибет, бурятия, индия, дипломатия, восток Фото с сайта lingrinpoche.info

В «НГ» от 10.08.23 была опубликована статья настоятеля буддийского храма из Элисты Йонтен-гелюнга (Сергея Киришова) о визите в Россию Линга Ринпоче VII (Кьябдже Йонгзина), сподвижника Далай-ламы XIV. «Линия перерождений Линга Ринпоче хорошо известна в школе Гелуг, так как уже три из его предыдущих инкарнаций становились наставниками Далай-лам (5-го, 11-го и 13-го)», – по просьбе «НГР» описал место этого ламы в духовной тибетской иерархии буддолог Андрей Терентьев.

Йонтен-гелюнг сообщил, что Линг Ринпоче, проживающий в Индии, приехал в Россию, потому что страны Востока заинтересованы в сотрудничестве с РФ. «Мировое буддийское сообщество разделяет и поддерживает те духовно-нравственные ценности, за которые борется сегодня Российская Федерация», – утверждает Киришов. При этом он считает, что «буддизм в России продолжает развиваться и выходит на такой уровень, который привлекает внимание мирового буддийского сообщества». «Иначе наставники такого уровня не посещали бы нашу страну», – уверяет монах.

Автор статьи в «НГ» – служитель из Калмыкии, но Линг Ринпоче так и не посетил эту республику, а побывал в Бурятии, Забайкальском крае и Москве. Гость прибыл по приглашению хамбо-ламы Дамбы Аюшеева, который возглавляет общину в Бурятии, но руководимая Аюшеевым Традиционная буддийская сангха России (ТБСР) претендует на лидирующую роль во всем буддийском сообществе России. Для этого есть исторические основания: именно институт хамбо-лам был официально признан еще во времена Екатерины II. Однако у калмыцкой буддийской организации в постсоветское время образовались особенно доверительные отношения с Далай-ламой, а тибетская традиция – основополагающая для буддийских народов России. Но за последний год в региональной общине произошли изменения: ее предыдущий шаджин-лама, то есть верховный лама, покинул страну, а ему на замену пришел геше Тензин Чойдак (Мутул Овьянов).

Однако опрошенные «НГ-религиями» эксперты не считают, что изменения в руководстве буддийской общины Калмыкии и соотношение духовных авторитетов лам на общероссийском уровне повлияли на маршрут Линга Ринпоче. «Почему Калмыкию не включили в визит, я не знаю, но не думаю, что это связано с отъездом предыдущего шаджин-ламы», – заявил «НГР» Андрей Терентьев. По его мнению, лидеры нынешнего калмыцкого духовенства с уважением относятся к оставившему свой пост верховному ламе, «а не противопоставляют себя ему». Эксперт рассказал, что в апреле встречался с Лингом Ринпоче на Глобальном буддийском саммите в Дели. «Он тогда говорил, что собирается посетить РФ летом по приглашению бурятского хамбо-ламы, но, насколько я понял, речь шла об обычном пастырском визите. Изредка тибетских лам и ранее приглашали в Бурятию», – пояснил Терентьев.

«На мой взгляд, Калмыкия оказалась вне маршрута Линга Ринпоче по нескольким причинам, – предположил в разговоре с «НГР» политолог Андрей Серенко. – Во-первых, приглашением и организацией его визита в РФ занимался хамбо-лама Бурятии. Соответственно маршрут строился с учетом бурятского интереса: прежде всего посещение Бурятии, а также Москвы – для придания дополнительного политического веса визиту буддийского иерарха. Думаю, Линг Ринпоче поехал в те города и регионы России, куда его повезли организаторы визита. Во-вторых, невключение Калмыкии в программу визита наверняка было связано с очевидными логистическими трудностями. Уже полтора года, с начала СВО, закрыт аэропорт Элисты. Добраться в столицу Калмыкии из Москвы сегодня можно лишь окольными путями – через Волгоград, Астрахань или Кавминводы. А это дополнительные время и организационные сложности. В-третьих, в те дни, когда состоялся визит Линг Ринпоче в РФ, шаджин-лама Калмыкии геше Тензин Чойдак отсутствовал в Элисте и вообще в России.

Он находился в Монголии по приглашению хамбо-ламы этой страны. Другими словами, в буддийском «доме» Калмыкии на момент визита Линга Ринпоче в РФ отсутствовал хозяин, принимать дорого гостя из Индии формально было некому».

«О каком-либо негативном отношении к Калмыкии и калмыцким буддистам со стороны Линга Ринпоче речь не идет, – выразил уверенность Серенко. – Главный администратор центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Йонтен-гелюнг был приглашен на встречу с Лингом Ринпоче в Москву. К сожалению, он не смог туда вылететь по местным, вполне важным причинам, однако официальное приглашение на встречу от высокого иерарха из Индии Йонтен-гелюнг получил».

Точно не стоит связывать отсутствие посещения Элисты в программе с недавней сменой шаджин-ламы Степной республики, считает Серенко. «Никаких претензий, ни явных, ни скрытых, к Элисте в связи с этими переменами у Линга Ринпоче и самого Далай-ламы нет. Новый шаджин-лама Калмыкии поддерживает вполне позитивные религиозные и личные отношения со своим предшественником, который в основном находится в Монголии. По моей информации, в ходе недавнего визита в Улан-Батор геше Тензин Чойдак встречался с ним», – добавил политолог.

По мнению экспертов, не мешают связям народов РФ с духовными лидерами буддизма и попытки Запада изолировать Россию. «Я не слышал, чтобы кто-то на Западе осуждал его за этот визит. Не слышал, что и каких-либо других лам за это осуждают. Думаю, буддисты Тибета и Индии понимают, что наша страна нуждается в духовной помощи», – сказал Терентьев.

«Думаю, очень важную роль в организации визита Линга Ринпоче в Россию сыграли индийские внешнеполитические структуры, – в свою очередь, сказал Серенко. – Скорее всего без согласия Нью-Дели он вообще был бы невозможен. В этом смысле можно говорить о заинтересованности индийской стороны в укреплении внешних связей российской буддистской сангхи, прежде всего ее бурятской части, в недопущении ее изоляции во время мощного внешнего санкционного давления». «В период СВО военнослужащие-буддисты из Бурятии подверглись особенно сильному психологическому прессингу со стороны западных СМИ. В этой ситуации визит в Бурятию Линга Ринпоче, «человека из команды Далай-ламы», можно рассматривать как демонстрацию общей буддийской солидарности с бурятскими буддистами, что, несомненно, имеет крайне важное значение и для рядовых верующих республики, военнослужащих в том числе, и лично для хамбо-ламы Бурятии, активно поддерживающего СВО», – отметил Серенко.

Ориентация на Восток подразумевает связи не только с Индией, но и с другим важнейшим партнером России – Китаем. А у КНР свои отношения и с Индией, и с буддийской традицией, и с Далай-ламой. Как известно, духовный лидер тибетцев давно не имеет возможности посетить российские регионы из-за дипломатического противодействия Пекина. Однако рассматриваемый «визит ни в коей мере не служил заменой визита Далай-ламы», пояснил Терентьев, ведь «нынешний Линг Ринпоче еще довольно молодой человек, ему 38 лет, и его духовный авторитет пока еще несравним с авторитетом и значимостью Далай-ламы».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


ГКЧП и 22 мертвых суслика

ГКЧП и 22 мертвых суслика

Людмила Осокина

Литературные воительницы из «Новых амазонок»

0
340
Уровень приема в США не устраивает Эрдогана

Уровень приема в США не устраивает Эрдогана

Игорь Субботин

Турция может отказаться от долгожданного саммита

0
2262
У Моди нет сильных соперников

У Моди нет сильных соперников

Татьяна Шаумян

Парламентские выборы в Индии продлятся полтора месяца

0
2366
Украина решила выйти из черноморской сделки

Украина решила выйти из черноморской сделки

Наталья Приходко

Посредничество Анкары опять оказалось безуспешным

0
3447

Другие новости