0
11852
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

05.09.2023 16:54:00

Призрак Сталина опять разбудил священник

Насколько укоренен культ «богоданного вождя»

Анастасия Коскелло

Об авторе: Анастасия Сергеевна Коскелло – журналист.

Тэги: рпц, православный сталинизм, дискуссия, вера, либералы, консерваторы, сергий романов, патриарх кирилл, культ матроны московской


рпц, православный сталинизм, дискуссия, вера, либералы, консерваторы, сергий романов, патриарх кирилл, культ матроны московской Памятник Сталину в Великих Луках иерей Антоний Татаринцев освятил без ведома епархиального начальства. Фото с сайта www.gorthodox.com

Августовская история с освящением восьмиметрового памятника Сталину в Великих Луках напомнила обществу и экспертам о тех, о ком мы уже стали подзабывать. О православных сталинистах.

Православный сталинизм, в общем-то, уже стал эдакой страшилкой. Одно из уродливых проявлений «духовного возрождения» 1990-х годов, он давно был на обочине истории. Священноначалие РПЦ неоднократно осуждало и сталинский режим, и сталинские репрессии, и неправдоподобные сказки о «покаянии Сталина». Все известия об «иконах со Сталиным» и поклонении «святому Иосифу» последних лет на поверку оказывались чем-то не имеющим отношения к РПЦ. Как максимум тут мог быть какой-то «городской сумасшедший» в лице заштатного священника (яркий пример – игумен на покое Евстафий (Жаков) из Ленобласти). В целом же «промоутерами» православного сталинизма выступали в основном люди, никак не связанные с церковью, – вроде «православного коммуниста» Сергея Малинковича. Его партия «Коммунисты России и Ленинградской области» даже среди левых занимает маргинальное положение и в КПРФ не входит.

В рассматриваемой теме – очень много фантазии. Критики «православного сталинизма» подробно описывают идеологию этого «идейного течения», но вот назвать хотя бы с десяток конкретных имен в церковной ограде не могут. Самый заметный сталинист среди клириков РПЦ – протоиерей Василий Швец – скончался в 2011 году в возрасте 98 лет. Второй старец-сталинист – 93-летний схиархимандрит Петр (Кучер) – умер в 2020-м во время пандемии ковида. С тех пор какой-либо сопоставимой с ними фигуры в церковной среде не появилось. Ярко вспыхнувшая было звезда екатеринбургского схиигумена-сталиниста Сергия (Романова) была жестко загашена с участием правоохранительных органов. И, видимо, уже к тому моменту число его последователей было не столь велико. Патриархия с ним церемонилась недолго и в отличие от Швеца и Кучера изгнала его из церковной структуры: Сергий был лишен сана и отлучен от церкви.

Антиклерикальные круги традиционно вспоминают про православных сталинистов тогда, когда надо посильнее пнуть РПЦ. Церковные спикеры уже свыклись с этой ситуацией и привычно «отбрехиваются». Это уже стало какой-то постановочной игрой, своеобразным договорным матчем, в котором РПЦ сначала «обижают», но в конечном итоге позволяют ей сохранить лицо. «Я считаю, что Сталин был чудовищем, моральным уродом», – заявил как-то в ответ на очередные «каверзные вопросы» митрополит Иларион (Алфеев) еще в бытность свою председателем ОВЦС, в 2019 году. Что характерно, обычно митрополит Иларион избегает резких оценок и чрезвычайно осторожен. Но здесь он был на удивление категоричен. Ведь дело в том, что именно это для РПЦ – мейнстрим. Как раз-таки ругать и даже проклинать Сталина для современных православных абсолютно нормально и одобряется начальством. А вот рассказывать басни про встречу «святого Иосифа» с «Матронушкой» и «крестный лет» вокруг Москвы с Тихвинской иконой – наоборот, рискованно.

Сам культ «Матронушки» прямо не преследуется патриархией, – в конце концов, он представляется коммерчески выгодным, поэтому патриарх Кирилл высказывается о нем крайне осторожно. «Воистину к пустому колодцу за водой не ходят», – заявил он, в частности, в 2022 году в день обретения мощей святой Матроны. То есть раз народ верит – пусть верит. В то же время в 2020 году, во время известного скандала с «Мерседесом» игуменьи Феофании, настоятельницы «матронушкиного» Покровского монастыря в Москве, патриарх не только не вступился за матушку, но и демонстративно отчитал ее за роскошь, приказав продать машину и деньги направить на благотворительность. Потому что никакого иммунитета у амбассадоров «Матронушки», даже очень влиятельных, перед патриархией нет.

Это показала и недавняя история с фильмом Веры Сторожевой «Мария. Спасти Москву» (2022). Кинокартину о встрече Сталина с Матроной Московской накануне Битвы под Москвой последовательно осудили все церковные спикеры, в итоге она фактически провалилась в прокате.

Тот же механизм сработал и в недавней великолукской эпопее. Священнику Антонию Татаринцеву из деревни Русаново, который освятил памятник «богоданному вождю», церковное начальство четко указало, где его место теперь. И что «пнуть» его в патриархии отныне может каждый. Позицию священноначалия молниеносно сформулировал епископ Савва (Тутунов). Во-первых, «священник действовал своевольно, его действия и слова не отражают позицию священноначалия, проводится служебная проверка». Во-вторых, «ситуация взята на контроль в центральном церковном аппарате». И, наконец, «кто бы объяснил священнику, что такое освящение». То есть речь не о том, что «это просто частное мнение одного священника, не отражающее позиции всей полноты церковной». Речь о том, что – «кто ты вообще такой».

Безжалостность и бесцеремонность нынешнего обращения со сталинистами в РПЦ особенно примечательны с учетом исторического контекста. Ведь на заре возникновения Московской патриархии отношения священноначалия с «дорогим Иосифом Виссарионовичем» были основой основ. «Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлет­ворял все наши просьбы. И много доброго и полезного благода­ря его высокому авторитету сделано для нашей церкви нашим правительством», – говорил патриарх Алексий I на похоронах Сталина. Cталин наряду с патриархами Сергием (Страгородским) и Алексием (Симанским) – один из пусть не строителей, но главных «дизайнеров» РПЦ. И эта стилистика a la russe с золочеными славянскими буквицами и пышными декорациями, будто бы из передачи «В гостях у сказки», и тема автомобиля настоятеля – знак принадлежности церковного начальства к высшей номенклатуре, и даже антисемитские поповские шутки – все это родом из сталинской эпохи. Система церковного управления и даже церковная экономика до сих пор в основе своей те же, что были сформированы при Сталине, существенных изменений в них с тех пор не произошло.

При этом на протяжении всего советского периода культ Сталина был скорее ролевой игрой для церковного начальства. То есть это была форма публичного лицемерия – единственно возможный способ выживания церковной структуры при сталинском режиме. Тогда как так называемые церковные массы (то есть рядовые клирики и миряне) были по большей части откровенно «антисоветским элементом», среди них было много репрессированных и идейных антисоветчиков. Зато в 1990-е годы все поменялось с точностью до наоборот: начальство солидаризовалось с новой «демократической» властью и стало, за редкими исключениями вроде Питирима (Нечаева) и Иоанна (Снычева), звонко проклинать Сталина, а часть народа Божьего, напротив, стала скорбеть об утраченном и Сталина восхвалять. Так православный сталинизм из верхушечного и чисто политического явления превратился в явление народное, протестное и местами даже религиозное. Тогда-то и взлетели издания наподобие «Русской народной линии» и стали популярны «народные» старцы вроде Кучера и Швеца.

Нынешний великолукский кейс поначалу развивался по привычной для последних лет колее – то есть в рамках рубрики «курьезные происшествия». Но вскоре стало ясно, что на этот раз что-то пошло не так. Во-первых, подключение к сюжету «общественно активной» актрисы Марии Шукшиной и знаковых фигур из левопатриотического спектра вроде Сергея Бабурина быстро вывело скандал в плоскость политическую. Предыдущий «заход» Шукшиной на православную тему был, напомним, во дни старца Сергия (Романова). То есть это уже второй «народно-монархический» протест, в котором она участвует. Для священника Антония Татаринцева все это, видимо, отягчающее обстоятельство. Потому что «политики» (то есть на самом деле – любой оппозиционности) его начальство боится как огня. До сих пор РПЦ умудрялась балансировать между единороссовским начальством, коммунистическими и монархическими лидерами, не давая себя впрямую использовать никому и время от времени включая старую пластинку «церковь вне политики». Всегда было интересно: как долго это будет работать? Эпизод в Великих Луках снова поставил вопрос ребром. Все же, видимо, как в гоголевской «Женитьбе», невесте рано или поздно придется держать ответ: «Сударыня, скажите напрямик: да или нет?»

Во-вторых, дополнительный удар на тему «православного сталинизма» церковь получила с неожиданной стороны – не от либералов, а от левых. Оказывается, они недовольны «православным сталинизмом» еще больше, чем демократы. Получается, что тучные нулевые годы были временем относительного забвения «левой» угрозы для РПЦ. Симпатизирующие церкви «православные коммунисты» вроде Геннадия Зюганова и Бабурина словно бы притупили у РПЦ боль от советских репрессий и заставили архиерейскую верхушку считать, что времена антирелигиозной пропаганды ушли навсегда и безвозвратно. Что единственная сила в обществе, которая позволяет себе злые насмешки в адрес православия, – это коварные либералы и западники.

Внимательнее смотреть по сторонам церковников побудил всего-то один ролик на YouTube – точнее, общественная реакция на него. Видео от блогера BadComedian (он же Евгений Баженов) на тему православного сталинизма «В бой идут одни экстрасенсы (Ильин и Мединский против нацистов)» было опубликовано 11 августа (по иронии судьбы за три дня до освящения истукана в Великих Луках). Уже в первые две недели его посмотрели более 11 млн человек (при том, что длится он больше двух часов). Для сравнения, фильм «Мария. Спасти Москву» о «Сталине с иконой» посмотрели всего 64 тыс. Автор видео прошелся по всем слабым местам современного патриотического официоза, от книг Владимира Мединского до передач Никиты Михалкова («Кто выделил деньги на это – попейте святой водички»), лишь попутно пройдясь по РПЦ за распространение мифа о «Матронушке», оккультные практики в церковной среде и попытку создать из православия какую-то «русскую альтернативу Гарри Поттеру». Непривычность ситуации в том, что Баженов в отличие от либералов критикует «православный сталинизм» не за то, что он искажает христианскую веру и мешает установлению демократии в России, а за то, что он искажает историю страны в целом и образ Сталина в частности. Что принижает роль советского солдата в Великой Победе и превращает всю Великую Отечественную войну в «смешной аттракцион» со слепыми бабками и какими-то иконами. То есть со сталинистских, по сути, позиций. Особенно неожиданно подобные вещи прозвучали от человека 1991 года рождения.

Фильм Баженова по недоразумению был воспринят в церковной среде как очередная «провокация либералов», как очередной «наезд западников на церковь». На телеканале «Спас» оперативно выпустили передачу с заголовками «Ответ на сатанинскую ложь блогера BadComedian про Матрону Московскую» и «Разоблачение ереси «православный сталинизм». Ведущий и гости поочередно заявляли, что в РПЦ сталинистов нет, что церковь Сталина осуждает. Главный редактор канала Борис Корчевников также записал ролик «Об обзоре BadComedian», где признался, что сам обзор не смотрел, но возмущен: «Непонятно, с каких антресолей он [Баженов] эту историю [про то, что православные почитают Сталина] достал?!»

Впрочем, самое неудобное для РПЦ в фильме Баженова касается не Матронушки, а таких сюжетов, как Псковская миссия, деятельность церкви на оккупированных территориях во время Великой Отечественной. И вообще тема коллаборационизма в годы войны и апологии фашизма в церковной среде. Но это прямое указание на скелеты в своем шкафу православные спикеры предпочли почему-то не замечать. Возможно, потому, что вступать в перепалки со старыми либералами вроде депутата Бориса Вишневского и ругать полумифический «православный сталинизм» – легче и привычнее, чем оппонировать настоящим, к тому же молодым сталинистам.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Соборный "Наказ" поставил под удар "русский мир" в Эстонии

Соборный "Наказ" поставил под удар "русский мир" в Эстонии

От политизации отношений церкви и государства страдают простые верующие

0
2912
Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Екатерина Трифонова

От судебных ошибок пострадают те, кому не хватит денег на хорошего защитника

0
2039
КПРФ получила замечание за философа Ильина

КПРФ получила замечание за философа Ильина

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Володин предостерег левых от борьбы с идеологом правых националистов

0
2754
Московский «наказ» Эстонской митрополии не указ

Московский «наказ» Эстонской митрополии не указ

Милена Фаустова

РПЦ может лишиться храмов и монастырей в балтийской стране

0
7171

Другие новости