0
10167
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

06.02.2024 16:52:00

Духовно-нравственные культуры уйдут в историю

Предмет с религиоведческим наполнением меняет вектор на патриотическое воспитание

Тэги: россия, школа, фгос, реформы, однкнр, орксэ, образование, воспитание, патриотизм, духовность, нравственность, традиция, история, религиоведение, рпц, патриарх кирилл, владимир путин, сергей кравцов


2-11-1480.jpg
Духовно-нравственное воспитание начинается
в 4-м классе.  Фото с сайта www.imc.edu.ru
Общественные обсуждения предложений Министерства просвещения и Минобрнауки РФ в сфере исторического образования завершились 2 февраля. Ведомства вынесли на суд граждан планы переформатировать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для средней школы по некоторым направлениям. Судя по обнародованному проекту, разрушается парадигма духовно-нравственного воспитания учащихся на протяжении всех лет обучения в пользу последовательного патриотического просвещения.

Свои предложения министерства опубликовали на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов 19 января, так что общественное обсуждение длилось две недели. Суть предложений сводится к тому, чтобы исключить из стандартов «Основы духовно-нравственных культур народов России» (ОДНКНР) как предметную область и отдельный предмет для средней школы и переместить этот материал в раздел истории. При этом в рамках соответствующего модуля создается учебный курс «История нашего края». Этот регионоведческий курс вместит в себя материал, который сейчас изучается в рамках ОДНКНР.

Согласно предложениям Минобрнауки и Минпроса, целью новой программы станет согласование методов изучения родного края в разных субъектах Федерации. Раньше эксперты и политики жаловались, что подобная подготовка происходит вразнобой. Каждый регион предлагал свои учебные планы и формат обучения, выпускал пособия разного типа. Где-то регионоведение было обязательным, где-то – факультативным. А главное – не было федерального организующего начала. Соответственно не давалось представление о всероссийской общности как совокупности местных традиций.

Теперь же приобретение подрастающим поколением представлений о единстве страны будет происходить на основе изучения общей исторической судьбы и взаимодействия разнообразных культур. Ученики в результате курса должны обрести «понимание вклада представителей различных народов России в формирование ее цивилизационного наследия», «осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия», «уважительное отношение к национальным и этническим ценностям, религиозным чувствам» народов РФ. Согласно обнародованным планам, изменения должны вступить в силу 1 сентября 2025 года.

Но инициатива министерств вызвала некоторое удивление у публики, имеющей отношение к образовательной системе страны. Родители пятиклашек помнят, что ОДНКНР пришло в классы совсем недавно. Причем по поводу этого предмета, как и по поводу «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) обсуждение велось с начала 2010-х годов. Если в качестве пробы «местные духовные культуры» возникли на горизонте отечественного образования в 2015 году, то утвердились как самостоятельный предмет только в сентябре 2023 года. Как оказалось, под фундамент нового курса уже рыли большую административную яму.

Согласно первоначальному замыслу, ОДНКНР должны были логически продолжать ОРКСЭ, которые предназначены как пропедевтический курс для начальной школы. При переходе в среднее звено дети продолжали изучать религиозные традиции в 5- и 6-м классах – уже на более продвинутом уровне и при оценочной системе (на уроках ОРКСЭ оценок не ставят). Предполагалось, что такое обучение будет продолжаться как минимум до 9-го класса. Вся эта система задумывалась как непрерывное духовно-нравственное воспитание и культурологическое просвещение школьников на всем протяжении подросткового возраста.

В пользу такой концепции выступала Русская православная церковь. Об этом много говорил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он регулярно поднимал эту тему во время Рождественских образовательных чтений. Подобный форум прошел и в этом году, совсем недавно.

И вот теперь получается, что выстраиваемая логика воспитательного процесса нарушается. Изменившиеся обстоятельства внесли свои коррективы. Несмотря на все более четкую ориентацию государственной политики на традиционные духовные ценности, историческое просвещение получило все же большее значение. Эти ценности теперь встраиваются в процесс постижения детьми прошлого страны. Интересно, что, когда уже формировалась новая тенденция, проект ОДНКНР все еще развивался по заданному некогда импульсу.

И вот в какой-то момент параллельные линии двух образовательных стратегий пересеклись. В приказе Минпросвещения о внесении изменений во ФГОС от 18 июля 2022 года говорилось: «Изучение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вводится поэтапно, учебный предмет преподается с 5 по 9-й класс начиная с 2023/24 учебного года».

В том же месяце комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре предложил министерству ввести в школах обязательные уроки по истории родного края и разработать соответствующую программу. В общем, унифицировать подход к этому направлению во всех регионах. В каждом из них наполнение должно быть разным, однако структура курса – одна на всех.

В дальнейшем инициатива получила одобрение президента Владимира Путина. В День народного единства, 4 ноября 2022 года, главе государства такое предложение поступило от Российского исторического общества. В основе инициативы лежало представление о встраивании регионоведения в общероссийский курс истории, то есть формирование у школьников картины единства нации в многообразии культур народов России и взаимосвязи их исторического пути. Позже вообще возникла концепция России как государства-цивилизации, так что методологически такой подход к изучению истории регионов оказался в мейнстриме госполитики.

В августе 2023 года в одном из выступлений министр просвещения Сергей Кравцов рассказал о стратегической роли исторического образования в средней школе. «Мы видим, что доверчивость детей наши противники цинично используют, чтобы раскалывать народ России и доверие самих детей… – сказал чиновник. – Наше главное оружие – качественное историческое образование, глубокие достоверные знания».

Вероятно, в руководстве отечественным образованием решили, что стратегические задачи патриотического воспитания важнее, чем удовлетворение чувств верующих и запроса РПЦ как могущественной, системообразующей, но все же общественной, а не государственной организации. Когда начался 2024 год, Путин рассказал, что Московский патриархат намерен сохранить автономию от государства. «Церковь хочет быть отделенной от государства, она не хочет зависеть от государства. И мы это всячески поддерживаем. Помогаем, но не вмешиваемся в их дела», – сказал президент. Речь шла о военном духовенстве. Судя по всему, чиновники хотели бы, чтобы капелланы подчинялись Министерству обороны, а церковное руководство настаивало на сохранении «окопных» клириков в системе духовной вертикали. Так что теперь властям, вероятно, показалось, что и воспитательное «оружие», как выразился министр просвещения, надежнее держать в ведении доминирующего госпроекта, а не на колеблющихся весах компромисса с Московским патриархатом.

Вспоминается, как в начале 2010-х годов, когда ломались копья по поводу преподавания основ православной культуры в школе, многие указывали на то, что тема духовности интегрально присутствует в различных учебных курсах – истории, литературы и обществознания. Тогда чиновники придумали компромисс, в рамках которого надеялись и обуздать аппетиты духовенства, и внедрить понятие нравственного воспитания с религиозным уклоном. Похоже, теперь история духовности и церковности возвращается в свое исконное лоно – в общий процесс постижения прошлого Отечества. Осталось только понять, какая судьба уготована курсу ОРКСЭ, который сейчас остался одиноким утесом в стройной гряде вершин школьного знания.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
1900
Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

0
467
Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Наталья Савицкая

Школьная оценка по поведению всегда вызывала много критики

0
1746
В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
3285

Другие новости