Патриарх Кирилл заступился за дарвинизм во время посещения «Сириуса». Фото из Telegram-канала «Сириус. Будущее страны»
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал не сталкивать теорию Дарвина и религию. Посещая 29 сентября лабораторный комплекс научно-технологического университета «Сириус» в Краснодарском крае, глава РПЦ заявил: «Бог создал потрясающую Вселенную, он вложил в нас способность к развитию. Вот иногда говорили, что эволюция против Божьего замысла – она не против Божьего замысла, а свидетельствует о невероятном Божественном замысле, когда человек своими силами, опираясь на внешние факторы, может развиваться таким образом, как это произошло в результате эволюции. Поэтому для меня эволюция, а Дарвин, кстати, был очень верующим человеком, никогда не была фактором антирелигиозных аргументов. Без науки не может быть технического прогресса, а без религии – духовного. И не надо никому ничего доказывать».
Напомним, 19 сентября экс-премьер Чечни Муслим Хучиев предложил министру просвещения Сергею Кравцову исключить теорию Дарвина из школьных учебников, поскольку она якобы «ошибочна» и способствует «духовному разложению детей». Инициативу поддержал председатель патриаршей комиссии РПЦ по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов. Клирик заявил, что учение о происхождении биологических видов «изначально безнравственно». «Теория эволюции предполагает сиротство рода человеческого, отсутствие Создателя у столь сложного и прекрасного творения, как наша Вселенная. Она не отвечает на вопрос зарождения жизни как таковой, на вопрос о сложности и разумности устройства живых существ, генетической деградации, свойственной изначально сложным системам, в ней отсутствует механизм, закрепляющий необратимые эволюционные изменения в организме», – пояснил Лукьянов РИА Новости 20 сентября.
Призыв к запрету учения Дарвина звучит не в первый раз. В 2006 году против Министерства образования РФ и Комитета по образованию Санкт-Петербурга был подан судебный иск от Кирилла Шрайбера, который утверждал, что «безальтернативное навязывание теории Дарвина об эволюции видов в общеобразовательных школах» оскорбляет религиозные чувства его несовершеннолетней дочери. Судьи отказали истцу, но его поддержали представители РПЦ. Тогдашний председатель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии протоиерей Артемий Скрипкин похвалил дочь Шрайбера за проявленное ею «гражданское мужество», поскольку она «бросила вызов страшному чудовищу, левиафану ложной теории Дарвина». Протоиерей Константин Буфеев и вовсе назвал дарвинизм еретическим учением, насажденным дьяволом. За школьницу заступился даже патриарх Московский и всея Руси Алексий II. «Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. А если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, – пусть так считает, но не навязывает это другим», – сказал патриарх. Позже, в 2019 году, на тот момент глава комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов назвал теорию совершенно ненаучной из-за того, что она предполагает, будто «мы обезьяньи дети».
Но нынешние нападки на дарвинизм вызвали отпор даже в РПЦ. «Со времени своего возникновения теория Дарвина была существенно скорректирована и доработана, поэтому если где-то она преподается в первоначальном виде, то это ерунда даже с точки зрения теории эволюции в ее современном виде, – отметил заместитель управделами Московской патриархии епископ Савва (Тутунов). – «Борьба за существование» сегодня не рассматривается как единственный или даже главный возможный механизм естественного отбора в процессе эволюции. А ведь именно идею «борьбы за существование» стоит считать главным недостатком дарвинизма. Фактором естественного отбора скорее можно было бы назвать «жизнеспособность». Что примечательно при этом: вполне существуют мутации, нейтральные к жизнеспособности, то есть ни способствующие, ни препятствующие ей (не подпадающие таким образом под «отбор через борьбу»)». «Главной же бедой, «первородным грехом» дарвинизма я бы назвал не саму эту теорию, а безбожное применение идеи «борьбы за существование» в теориях исторических, социальных и экономических, – продолжил Тутунов. – Сама идея постепенной эволюции организмов никак не вступает в противоречие ни с фактом сотворения Богом мира (и всего, что в мире), ни с Библией». Епископ заявил, что «призывать исключить теорию эволюции из учебников – дело неблагодарное и ненужное».
Еще до этой дискуссии, в мае с.г., высказался о дарвиновском учении бывший куратор богословских программ РПЦ митрополит Иларион (Алфеев). «Саму идею противопоставления библейской веры в Творца научному мировоззрению церковь считает ошибочной. В «Основах православного вероучения» (пособие для учащихся духовных заведений. – «НГР») говорится: «Священное Писание – это откровение Бога о Себе как Творце и Промыслителе мира. Библия говорит об истории спасения человека и потому не является источником научного знания об окружающем человека мире. Попытка противопоставить Шестоднев (сотворение мира Богом в течение шести дней. – «НГР») научным данным и теориям о происхождении мира является ошибочной», – написал архиерей на портале «Иисус». При этом «церковь не догматизирует тот или иной подход, оставляя за каждым верующим право придерживаться тех естественнонаучных воззрений, которые ему нравятся».
В западном христианстве уже есть официальный документ, который регламентирует отношение к теории Дарвина. Правда, заявление о теории происхождения видов Ватикан разрабатывал несколько десятилетий. Долгие годы в Римской церкви были уверены, что противостояние креационизма и эволюционизма – это протестантская проблема. Действительно, многие, кто стоял у истоков теории эволюции, были выходцами из семей протестантских священников и сами собирались стать проповедниками. Например, лютеранин Карл Линней некоторое время служил помощником пастора. Сам Чарльз Дарвин хоть и был крещен в англиканстве, но чаще посещал унитарианскую церковь, последователи которой отвергали догмат о Троице и учение о грехопадении.
Лишь в середине XX века Католическая церковь обозначила свою позицию по этому вопросу. Папа Пий XII в энциклике Humani generis (1950) разрешил католикам исследовать и обсуждать доктрину эволюции в той мере, насколько она может объяснить происхождение человеческого тела, но не души. Тем самым папа дал понять, что в учении церкви нет ничего, что требовало бы признать теорию ложной. В своем обращении к Папской академии наук 22 октября 1996 года преемник Пия Иоанн Павел II заметил: «Сегодня, более чем через полвека после появления этой энциклики, некоторые новые открытия приводят нас к признанию эволюции чем-то большим, чем просто гипотезой. На самом деле это даже замечательно, что эта теория оказала большое влияние на дух исследователей после серии открытий в различных научных дисциплинах. Совпадение результатов этих совершенно независимых исследований – которое не планировалось – само по себе является значительным аргументом в пользу этого учения».
Стоит напомнить, что Дарвин никогда не был осужден церковью за свои исследования.
Но и на Западе не все единодушны в этом вопросе. В 2005 году в то время архиепископ Вены Кристоф Шёнборн заявил, что эволюция в дарвиновском понимании несовместима с христианством.
Папа Франциск в октябре 2014 года не только сказал, что «эволюция в природе не противоречит понятию творения Богом», но и выразил мнение, что научные объяснения, такие как большой взрыв и эволюция, на самом деле «требуют Божьего влияния». «Бог создал существа и позволил им развиваться в соответствии с материальными законами, которые Он дал каждому из них, чтобы они могли развиваться и достигать полноты своего бытия». «Эволюция природы не противоречит концепции творения, поскольку эволюция предполагает создание существ, которые развиваются», – заключил понтифик.
В той или иной мере принимают теорию Дарвина другие мировые религии. Исламские теологи, замечая, что в разных аятах Корана указывается различное происхождение первого человека (то из глины, то из воды), утверждают, что в священном писании мусульман не только прослеживаются идеи эволюции, но и то, что Коран предвосхитил эволюционную теорию. Мусульманские ученые также ссылаются на средневекового историка Ибн Хальдуна, который в труде «Мукаддима» писал о постепенном творении животного мира из мира растительности. Венцом этого стал человек. «И ширился мир животных, и умножались виды их до тех пор, пока постепенно не появился человек, наделенный способностью к мышлению и рассудком, поднявшим его над миром обезьяны, которой свойственны сметливость и способность к восприятию, но которая лишена способности к мышлению и обдуманным действиям», – утверждал Ибн Хальдуна.
комментарии(0)