Русская церковь веками боролась с рудиментами язычества и так называемым народным двоеверием. Кадр из фильма «Сердце пармы», 2022
Спустя два дня после того как советник генпрокурора РФ Наталья Поклонская поздравила россиян с загадочным праздником Мабон, патриарх Московский и всея Руси Кирилл собрал Высший церковный совет, чтобы обсудить развитие православной миссии. Поклонская написала свой пост, исполненный чувством единения с «засыпающей» природой, 22 сентября, приурочив его ко дню осеннего равноденствия. В свою очередь, Высший церковный совет собрался, вероятно, безотносительно древнего сельскохозяйственного календарного цикла, а в связи с тревожащими священство актуальными социальными вызовами. «Новые технологии стали орудием в руках разного рода опасных людей, таких как оккультисты, неоязычники, эзотерики, да и просто шарлатаны всех мастей, которые стремятся эксплуатировать в своих целях естественные духовные запросы», – сказал патриарх, открывая совет высшего руководства РПЦ.
Кроме серии публикаций в соцсетях, где Поклонская поделилась с миром своим новым увлечением, появились очередные свидетельства нарастающей популярности нетрадиционной духовности. Например, замечено возвращение в Россию Анатолия Кашпировского с его сеансами массового оздоровления. Народный целитель, в 1980-х годах погрузивший в гипноз СССР, ныне провел несколько не очень массовых «творческих встреч» в Москве и Петербурге, но резонанс получился значительный.
Даже камерные сеансы общения целителя с россиянами не понравились православным активистам из движения «Сорок сороков». Группа борцов с оккультизмом 20 сентября проникла в один из концертных залов в центре Москвы, где выступал Кашпировский, и попыталась сорвать мероприятие. Кашпировцы вызвали полицию. Однако еще раньше «Сорок сороков» подали заявление в Следственный комитет с просьбой возбудить в отношении ветерана гипнотической психотерапии уголовное дело о мошенничестве.
«Сорок сороков» появились в 2012 году, когда в контексте политической борьбы несистемная оппозиция провела серию мероприятий по дискредитации РПЦ. После этого так называемый православный активизм пережил апогей, но в последующие годы церковное руководство не то чтобы дистанцировалось от радикальных ревнителей веры, но старалось отделить их активность от респектабельной деятельности священнослужителей. Тем не менее «Сорок сороков» прилагают немалые усилия, чтобы быть заметными на горизонте общественной жизни. Недавно они присоединились к крестному ходу в Санкт-Петербурге, во время которого некоторые участники выкрикивали слоган «Русские, вперед!». Шествие даже назвали неформальным «Русским маршем». Возглавлял крестный ход, посвященный памяти Александра Невского, патриарх Кирилл. Активисты фундаменталистской ориентации в последнее время отметились в большей степени в Петербурге, но свой визит на выступление Кашпировского они решили нанести в Москве, хотя психотерапевт до этого общался и с питерской публикой.
Есть и другие свидетельства возрождения интереса общественности к мистицизму, напомнившие о годах заката СССР. Телекоммуникационная компания Yota опубликовала в своем Telegram-аккаунте исследование корпоративных аналитиков, сделанное на основе обезличенных данных. Согласно этому сообщению, за последний год россияне стали посещать эзотерические сайты на 25% чаще. Прежде всего людей интересовали натальные карты (вид гороскопа), гадания, нумерология и гороскопы. Больше всего поклонников эзотерики среди женщин (69% трафика), а если смотреть по возрасту, то в предсказания в основном верят миллениалы (57% трафика), то есть родившиеся в 1980–1990-е годы, выяснили в компании.
Мужчины ориентируются на гадания (34% пользователей), а молодые женщины запрашивают на свиданиях дату рождения (35% трафика на сайты про натальные карты). «Сакральная» география такова: гадания популярнее всего в Магасе (Ингушетия), Магадане и Нальчике (Кабардино-Балкария), гороскопы – в Грозном, Белгороде и Йошкар-Оле, натальные карты – в Петропавловске-Камчатском, Кургане и Грозном, а нумерология – в Магасе, Майкопе (Адыгея) и Абакане (Хакасия).
Ощущение, что у церкви появился опасный конкурент, возникло не сегодня. В минувшем январе патриарх Кирилл призывал российский парламент законодательно ограничить рынок оккультных практик. «В России сейчас сформировался большой рынок различных эзотерических услуг, гадателей, астрологов и прочих. Неверно думать, что все это не приносит вреда людям и не подлежит законодательному ограничению», – говорил глава РПЦ на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации.
Ранее тема звучала на самой заре патриаршества Кирилла. В ноябре 2010 года глава РПЦ направил приветствие участникам XXII Всеправославного совещания уполномоченных поместных православных церквей и митрополий Элладской православной церкви по теме «Виды и проявления современного оккультизма». Ведь тогда еще с греками дружили. «Одной из причин все возрастающего влияния оккультных учений на умы и души наших современников является утрата связи с святоотеческим духовным наследием. Не укорененные в церковном предании люди стремятся своими силами преодолеть гнетущую бездуховность современной массовой культуры, но, не имея надежных ориентиров, определяющих путь к истине, зачастую обманываются и оказываются в сетях заблуждений», – тревожился Московский патриарх.
На заседании Высшего церковного совета 24 сентября с.г. он призвал миссионеров РПЦ к бескомпромиссной духовной брани. «Военнослужащие, как никто другой, нуждаются в слове Божием, подкрепленном пастырским участием в их жизни, – заявил патриарх. – Есть проверенная веками поговорка «В окопе нет атеистов», и она правдива. Но верно также и то, что война порождает к жизни деформированные формы духовности». «Неоязыческие идеи нередко получают почву для развития среди военных, потому что в этих неоязыческих идеях важное место принадлежит, как вы знаете, насилию, силе. А армия – это место, где проявляется человеческая сила, поэтому есть большой риск того, что невоцерковленных, далеких от православия военнослужащих может привлекать риторика неоязыческих проповедников», ведь «неоязычество пропагандирует личный героизм, силу и доблесть», пояснил религиозный лидер.
Ранее об опасности реконструкции брутального многобожия глава РПЦ говорил в июне 2018 года, но тогда сосредоточился на спортсменах, поскольку это происходило на заседании Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. «Когда мы стали получать информацию о том, что среди спортсменов сейчас становятся популярными некоторые языческие воззрения, то вначале отнеслись к этому как к некой странности, абсолютному исключению из правил. А потом, после того как был собран большой объем информации, мы поняли, что как в спортивной среде, так и среди военнослужащих, особенно тех, которые работают в сфере специальных операций (где присутствует постоянный риск для жизни), становятся популярными среди определенной части спортсменов и военнослужащих языческие идеи, идеи, проистекающие из языческого отношения к человеку», – предупреждал патриарх.
На нынешнем заседании ВСЦ все-таки прозвучали слова, которые можно отнести к реакции на выступление Поклонской: «В этом контексте и школьное пространство должно исключать возможность пропаганды неоязыческих идей, построенных на отрицании христианства, его исключительного вклада в созидание российской государственности». Напомним, на публикации Поклонской обратили внимание после того, как она провела «Разговор о важном» со школьниками в Херсонской области 2 сентября, когда рисовала на доске руны и пентаграммы и рассказывала подросткам о поучительности мифологии, правда, не уточняя, что черпает свои сюжеты из кельтской мифологии, точнее, викканской реконструкции древних мифов.
Викка – по сути, новое религиозное движение, хотя и эксплуатирует образный ряд и сакральный календарь дохристианских кельтов с их культом любвеобильных богинь-праматерей, богов с угрожающими рогами и поклонением силам природы. Отсюда, вероятно, и феминистские мотивы в выступлениях Поклонской, ее посты о «ведьмовстве» и полемика с сексистскими выпадами некоторых проповедников РПЦ.
«Яркий каминг-аут Поклонской в качестве язычницы стал для выступления патриарха идеальным контекстом для объявления борьбы с неоязычеством, – предположил в разговоре с «НГР» заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин. – В связи с Поклонской и украинскими неонацистами язычество стало отнюдь не маргинальной, но популярной темой. Кроме того, на фоне гротескного образа бывшего прокурора Крыма представители церкви выглядят еще более воинственными, чем они есть на самом деле».
«Выступление патриарха закономерно и ожидаемо – это реакция главы самой многочисленной конфессии в России на активное распространение современного язычества, – в свою очередь, заявил «НГР» руководитель лаборатории религиоведческих исследований «Северо-Запад» Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта Роман Шиженский. – Поклонская, покойный Николай Задорнов и другие – лишь верхушка айсберга, причем далеко не самая вдумчивая. Своеобразная околоязыческая попса». «Среди «истинных язычников» есть примеры, пусть и не многочисленные, настоящих энциклопедистов, по крупицам собирающих информацию о мировоззрении предков», – отметил эксперт.
Религиоведы считают, что обеспокоенность патриарха объясняется все же не только новой модой среди городских обывателей. «Проблема неоязычества для РПЦ имеет более серьезную основу, – пояснил Лункин. – Если ранее этой темой увлекались молодежные субкультуры, то теперь в разной степени язычество или отдельные его символы героизируются в широкой военной среде, в том числе среди потенциально влиятельных участников СВО. Основная идея неоязыческих сообществ, о чем сказал и патриарх, это опровержение того, что православие – основа истории и государственности Руси. Глава РПЦ выступление на Высшем церковном совете подытожил эмоциональным призывом к архиереям с просьбой осознать важность миссии среди различных слоев общества. В противном случае священникам придется постфактум христианизировать такие символы, как «печать чистоты» в одной из компьютерных игр».
Религиовед имел в виду недавние сообщения о том, что в главном храме Вооруженных сил в парке «Патриот» освятили некие «печати чистоты» – эмблемы для военного обмундирования с изображением хризмы, то есть монограммы имени Христа. При этом сами аксессуары изготовила некая коммерческая организация, насколько можно понять из сопровождающего объявления в одной из соцсетей. К эмблеме прикреплен текст псалма «Живый в помощи». Когда появились эти сообщения, на разных ресурсах тут же обратили внимание на сходство эмблемы со знаками космодесантников из игровой вселенной Warhammer 40000. Однако фирма-изготовитель отрицает любое сходство с субкультурой геймеров.
Роман Шиженский также свидетельствует о распространенности политеистических взглядов среди военнослужащих. «Сейчас я работаю над монографией «Третья сила: российские язычники в СВО», – рассказал религиовед. – Собрал около тридцати интервью с бойцами-язычниками. Движение очень популярно и относительно СВО насчитывает десятки тысяч последователей. В одном из подразделений даже возникла необходимость в «языческом капеллане». В начальной стадии боевых действий действовало до 10 подразделений, укомплектованных с учетом принадлежности к этому мировоззрению». «При анализе социального портрета сразу бросается в глаза возрастная шкала – усредненно российский язычник – участник СВО перешел 30-летний рубеж, – отметил Шиженский. – То есть мы можем говорить о человеке со сформированным мировоззренческим базисом». Эксперт пояснил, что наблюдает синкретизм славянских и скандинавских верований – «бойцов последователей этих двух направлений больше всего». «Меня как исследователя феномена религиозного нативизма волнует целая серия вопросов, от банального: существует ли обрядовая практика в боевых условиях – до оценки возможности создания закрытых языческих мужских союзов после возвращения бойцов в мирную жизнь», – поделился эксперт своими размышлениями на эту тему.
Шиженский утверждает, что в настоящее время нет полностью языческих воинских формирований. «Старший в подразделении возьмет хорошего пулеметчика, а не хорошего волхва», – пояснил эксперт. Он добавил, что в Вооруженных силах служат не только адепты русского родноверия и скандинавской Асатру, но и представители традиционных верований коренных народов регионов РФ. «Яркий пример – осетины», – отметил эксперт. Напомним, что официально в Северной Осетии доминирует православное христианство.
комментарии(0)