0
7844
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

15.07.2025 18:17:00

У института далай-лам нет преемника

К тибетскому вопросу добавился тайваньский фактор

Тэги: индия, катая, тайвань, тибет, далайлама, буддизм, тензин гьяцо, ботхисаттва, эмиграция, перерождение, россия, вера


индия, катая, тайвань, тибет, далай-лама, буддизм, тензин гьяцо, ботхисаттва, эмиграция, перерождение, россия, вера Тензина Гьяцо поздравила с 90-летием делегация Тайваня. Фото с сайта dalailama.com

Празднование 90-летия далай-ламы XIV (Тензина Гьяцо) закономерно превратилось в очередной раунд политической борьбы в тесном треугольнике Пекина, Дели и тибетской эмиграции. Дополнительным острым углом этой конфигурации можно считать Тайвань, потому что духовный лидер тибетских буддистов продемонстрировал солидарность с островом.

Тензин Гьяцо обратился к общественности. Он напомнил, что по достижении 90 лет обещал определить судьбу института далай-лам. Линия преемственности в тибетском буддизме, которая берет начало в XV веке, в наше время подвергается опасности прерывания, потому что на право определить следующее воплощение ботхисаттвы сострадания претендуют как тибетская эмиграция, так и официальный Пекин. «Еще в 1969 году я ясно дал понять, что только люди, связанные с тибетским буддизмом, должны решать, следует ли воплощениям далай-ламы приходить в этот мир в будущем, – напомнил духовный лидер. – Когда мне будет около 90, я проконсультируюсь с высокими ламами тибетских буддийских традиций, тибетской общественностью и другими заинтересованными людьми, которые исповедуют тибетский буддизм, чтобы сделать окончательный вывод о том, следует ли институту далай-лам продолжить существование». И вот этот день настал. Тензин Гьяцо сообщил, что за последние 14 лет получил множество обращений от буддийских организаций не прерывать линию перерождений. В числе прочих он упомянул представителей Российской Федерации. «Отвечая на все полученные просьбы, я утверждаю, что институт далай-лам продолжит свое существование», – подвел итог религиозный лидер. При этом Тензин Гьяцо четко обозначил исключительную компетенцию тибетской эмиграции в процессе поиска «перерожденца».

Эти заявления прозвучали несмотря на грозные предупреждения из Пекина. Дипломаты КНР обратили свое недовольство и к Дели, поскольку резиденция далай-ламы в изгнании находится на территории Индии в городе Дхарамсала и, соответственно, там же проходили нынешние торжества. Официальный представитель МИД КНР Мао Нин предостерегла: «Индия должна быть осторожна в своих словах и действиях, должна прекратить вмешиваться во внутренние дела Китая, связанные с Тибетом, и не оказывать негативного влияния на улучшение и развитие китайско-индийских отношений, – заявила дипломат. – Китайское правительство проводит политику свободы вероисповедания и издало положения о религиозных делах и управлении реинкарнацией живых будд в тибетском буддизме, защищающие этот способ преемственности в соответствии с законом. Реинкарнация далай-ламы должна проводиться в соответствии с принципом внутреннего поиска, отбора золотой урны и одобрения центральным правительством, а также в соответствии с религиозными ритуалами, историческими обычаями и национальными законами и правилами». Упомянутое правило «золотой урны» отсылает к давней традиции китайских императоров принимать решение о поиске «правильного» с точки зрения Пекина перерождения ботхисаттвы.

Официальный представитель МИД Индии Шри Рандхир Джайсвал в ответ утверждал, что правительство его страны «не занимает никакой позиции и не высказывается по вопросам, касающимся убеждений и религиозной практики». Министр по делам национальных меньшинств Кирен Риджиджу, в свою очередь, заявил: «Решение о реинкарнации должно приниматься в соответствии с установленными правилами и желанием нынешнего далай-ламы. Никто другой не имеет права решать, кто станет следующим далай-ламой». Риджиджу после этого сообщения еще и лично присутствовал на праздновании в Дхарамсале.

Рассматривая различные варианты того, как будут развиваться события, когда возникнет необходимость выбирать нового лидера тибетских буддистов, приоритетным представляется вариант с одновременным «нахождением» прокитайского и эмигрантского «перерожденцев». 

Как станут сосуществовать  две иерархии? «Я думаю, в этом случае мало что изменится в буддийском мире, поскольку на самом деле эти «иерархии» имеют лишь номинальное значение, – сказал «НГР» буддолог Андрей Терентьев. – В тибетском буддизме централизации и вертикали власти никакой нет. Отдельные монастыри и тем более основные школы тибетского буддизма на практике совершенно самоуправляемы».

Эксперт привел пример: в 1990 году, когда Ленинградское общество буддистов получило у государства здание Петербургского буддийского храма, он был уполномочен обсуждать с далай-ламой ряд вопросов по организации его деятельности. Религиозный лидер начал с поразившей Терентьева фразы: «Если бы я мог, я бы послал вам четырех монахов – хороших ученых и практиков каждой из основных школ: Гелуг, Ньингма, Сакья и Кагью, но это невозможно». – «Почему невозможно?» – удивился Терентьев. «Потому что школы мне не подчинены – у каждой свои традиции и практики, и они не смогут ужиться все вместе в одном монастыре. Даже у разных монастырей одной школы внутренние правила и порядок деятельности сильно отличаются», – ответил ему далай-лама. «Мне как гражданину сильно централизованной страны это было в диковинку, но впоследствии я убедился, что в буддизме это именно так», – рассказывает эксперт.

По словам Терентьева, далай-лама не имеет административной власти даже снять с должности нарушившего обеты монаха. Но имеет «колоссальный моральный авторитет – и его признавал, наверное, каждый тибетец». «Помню, лет 15 назад, во время учений в Индии, на которые пришли тысячи верующих из Тибета (одно время власти КНР это разрешали), – далай-лама осудил использование шкур диких животных, таких как, например, тигры, в качестве подстилок, в особенности при медитации. В течение следующего года, когда его слова разошлись в народе, сотни этих драгоценных шкур, хранившихся в тибетских семьях по всей стране, были сожжены, к большому неудовольствию китайской администрации. Или возьмите партизанскую войну в Тибете: письмо далай-ламы партизанам о прекращении сопротивления, как известно, послужило одним из важных факторов завершения безнадежной войны, хотя некоторые партизанские командиры покончили с собой, получив это письмо», – поведал эксперт.

«НГР» спросили буддолога, не станут ли российские верующие ориентироваться на китайского далай-ламу. «Не думаю, – ответил Терентьев. – На словах, в печати они будут, конечно, использовать китайские штампы, но подавляющее большинство российских буддистов имеют очень прочную связь именно с тибетскими эмигрантскими учителями круга нынешнего далай-ламы, и заставить их нарушить указание своего теперешнего гуру будет, как все знают, тягчайшим нарушением обетов». «Поэтому я надеюсь, что наши власти не станут сильно давить на верующих, понимая, что это вызовет большое недовольство», – добавил эксперт.

У гипотетической ситуации одновременного существования двух далай-лам есть реальная параллель: история с панчен-ламой. Это второй по значимости духовный лидер в тибетской иерархии школы Гелуг. Начиная с 1990-х годов у китайцев есть свой, а у тибетской эмиграции – свой панчен-лама. Правда, избранник зарубежной диаспоры пропал в 1995 году. Оба ламы традиционно выполняли важную роль в поисках перерождений друг друга и последующего воспитания гуру, воплотившегося в очередном ребенке. Есть ли в нынешней ситуации преимущество у Пекина, обладающего действующим «номером два» в иерархии Гелуг? По словам Терентьева, роль панчен-ламы не имеет принципиального значения, хотя в старое время оба тибетских гуру имели более тесную связь. «Но она ослабла в последних поколениях этих лидеров», – отметил эксперт.

На фоне традиционного соперничества с Индией недовольство КНР, наверное, подогрело еще и участие целой группы делегатов с Тайваня в праздновании 90-летия Тензина Гьяцо. Общеизвестно, что сейчас проблема мятежного острова приобрела особое значение в непростых отношениях материкового Китая с Западом.


Читайте также


К чему может привести признание Индией режима "Талибана"

К чему может привести признание Индией режима "Талибана"

Абдул Самад Самади

Новый геополитический баланс между Дели и Кабулом не учитывает интересы Пекина и Исламабада

0
2334
Константин Ремчуков. КНР занялась Shell Oil и Unilever в ответ на захват Нидерландами китайского чипмейкера Nexperia

Константин Ремчуков. КНР занялась Shell Oil и Unilever в ответ на захват Нидерландами китайского чипмейкера Nexperia

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 20.10.25

0
5002
Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
4177
Как я подружился с брахманами

Как я подружился с брахманами

Алексей Соколов

Любопытная московская история почти 40-летней давности

0
2254

Другие новости