0
11079
Газета Вера и общество Интернет-версия

19.11.2019 17:20:00

Губернатора и ламу поссорила неблагоприятная сансара

Овцы, безработица и языковой вопрос столкнули политического и духовного лидеров Бурятии

Тэги: алексей цыденов, дамба аюшеев, александр габышев, максим топилин, конфликт, традиционная сангха, ринпоче багша, овцеводство, язык, культура, политика


алексей цыденов, дамба аюшеев, александр габышев, максим топилин, конфликт, традиционная сангха, ринпоче багша, овцеводство, язык, культура, политика Глава Бурятии и пандито хамбо-лама остались каждый при своем мнении насчет жизни в республике. Фото с сайта www.egov-buryatia.ru

У главы Буддийской традиционной сангхи России (БТСР) пандито хамбо‑ламы Дамбы Аюшеева, согласно сообщениям анонимных Telegram‑каналов, якобы возникли трудности, когда он по приглашению президента Владимира Путина поехал из Бурятии в Москву на торжества в честь Дня народного единства. Проволочки бюрократического характера, с которыми вроде бы столкнулся Дамба Аюшеев по пути, в Бурятии связали с нестроениями, которые то и дело возникают между Аюшеевым и главой Бурятии Алексеем Цыденовым.

Первые ласточки конфронтации прилетели в 2017 году, после перевода Цыденова из Москвы в Бурятию (см. «НГР» от 04.04.18). После относительного затишья в августе с.г. Аюшеев в пику Цыденову поддержал на выборах мэра Улан‑Удэ кандидата от КПРФ Вячеслава Мархаева, члена Совета Федерации от Иркутской области. После проигрыша Мархаева в Улан‑Удэ с 9 по 12 сентября прошли митинги протеста, где от властей Бурятии требовали отменить итоги выборов мэра и депутатов горсовета. В митингах участвовали сторонники якутского шамана Александра Габышева (см. «НГР» от 01.10.19). Накала страстей на митингах добавили столкновения активистов с полицией и задержание Габышева. По информации бурятских СМИ, Аюшеев счел, что Цыденов допустил беспорядки, так как не вышел к протестующим, как они того требовали. На выборах мэра Улан‑Удэ, как передают источники в Бурятии, глава БТСР якобы голосовал за Мархаева, хотя до этого заявлял, что поддержит Игоря Шутенкова, кандидата от «Единой России».

В октябре Аюшеев попытался отлучить главу Бурятии от общения с альтернативной буддийской общиной республики. Поводов было несколько. Первый: посещение Цыденовым дацана «Ринпоче Багша» в окрестностях Улан‑Удэ. «Ринпоче Багша» – оппозиционный БТСР центр буддизма в Бурятии, руководимый тибетцем Еше Лодоем Ринпоче, бывшим преподавателем Университета буддизма в Бурятии. Дацан расположен в местности Лысая Гора. «Говорят, черти на Лысой Горе устроили шабаш. Там Цыденов любит угощать гостей. Если так, здесь уже раскол. Цыденова, когда он еще был врио главы Бурятии, я настоятельно просил, чтобы он на Лысую Гору не поднимался. И тут – на тебе», – написал глава БТСР в Facebook. Враждебный БТСР дацан недавно оказался в центре скандала. Несколько девушек сфотографировались в «Ринпоче Багша» в одном нижнем белье, прикрепив к спинам макеты ангельских крыльев. Эротическое фото вызвало скандал в буддийской общине России.

«Ринпоче Багша» – успешный коммерческий проект, – сказал «НГР» юрист из Улан‑Удэ Биликто Дугаров, советник главы БТСР по правовым вопросам. – С Лысой Горы открываются красивые виды, поэтому туда любят водить гостей Бурятии. В «Ринпоче Багша» есть ресторан, где регулярно устраивают банкеты, работают магазины буддийских товаров. В дацане делают фотосессии, селфи. Пандито хамбо‑лама возмущается, что Алексей Цыденов возит в ресторан на Лысой Горе официальных гостей Бурятии. Аюшеев считает, что буряты должны ходить к бурятским ламам. Наши учителя буддизма, считает глава сангхи, достигли высочайших степеней буддийского просветления. Когда к ламе‑тибетцу идет простой бурят, то это ладно, а когда глава Бурятии отдает предпочтение иностранному центру буддизма в ущерб буддизму бурятскому, то это уже оскорбление бурят‑буддистов. Сочетание дацана с индустрией развлечений – чужая для буддистов России традиция».

Второй повод для охлаждения отношений главы Бурятии с духовным лидером буддистов республики – вопрос финансирования БТСР властями Бурятии. Ближе к началу ноября Дамба Аюшеев заявил: БТСР в 2019 году получила 100 млн руб. помощи, а в этой сумме помощь от властей Бурятии составляет менее одной десятой части. «70 млн руб. выделены по распоряжению полпреда президента России на Дальнем Востоке Юрия Трутнева на закупку коров и бычков монгольской породы. 20 млн – это федеральные деньги, которые благодаря Русской православной церкви мы получаем теперь ежегодно», – написал глава БТСР в Facebook. Правительство Бурятии, указал далее глава БТСР, выделило лишь небольшую сумму в рамках целевого финансирования буддийского праздника «Посвящение Калачакры», который проходил в Бурятии в июле. Эти деньги, уточнил Аюшеев, были потрачены на обеспечение организационно‑технических мероприятий праздника, не связанных с нуждами буддийской общины региона. В своем Facebook Дамба Аюшеев упрекает Цыденова в том, что тот не оказал БТСР помощи в возрождении традиционного бурятского овцеводства и бурятских промыслов. Вместо этого, как указывает Аюшеев, Цыденов пообещал профинансировать из бюджета республики местную крупную текстильную компанию, имеющую представительства в Иркутской области и Забайкалье.

С развитием овцеводства и выработки товаров из овечьих шкур и шерсти в БТСР надеются решить проблему безработицы и социальной депрессии в бурятской глубинке. Во второй декаде ноября БТСР получила письмо от жителя Бурятии, который упрекнул сангху, что она конфликтует с главой Бурятии и вообще живет «сансарным» (мирским, обывательским. – «НГР») умом, вместо того чтобы духовно просвещать людей. БТСР опубликовала ответ авторства шэрээтэ (настоятеля) Сартул‑Гэгэтуйского дацана ламы Аркадия Чойдонова. «Куда ни глянь, все только и мечтают уехать из Бурятии. Завтра не то что в бурятской деревне, в Улан‑Удэ никого не останется! Почему уезжают? Нечем накормить детей, снарядить их в школу, нечем платить кредиты. Желание сангхи помочь исправить эту ситуацию называют сансарным умом? Просить 30 млн руб. для создания рабочих мест, для создания завода, куда овцеводы могут сдавать шерсть, – это сансарный ум?» – говорится в письме Чойдонова.

20-14-01350.jpg
Дацан «Ринпоче Багша» представляет
альтернативный традиционной сангхе центр
буддизма, однако из-за красивых видов его
охотно посещают туристы.
Фото с сайта www.yeshe-lodoy-rinpoche.ru
«В конце 2018 года министр труда и соцразвития России Максим Топилин пообещал пандито хамбо‑ламе, что Кремль выделит Бурятии 30 млн руб. на развитие промышленных мощностей по переработке овечьей шерсти, – говорит Биликто Дугаров. – Лама переживает: в республике в промышленный оборот идет только мясо овец, а шкуры выбрасывают, вместо того чтобы шить из них одежду, делать нужные для хозяйства химические вещества и т.д. Лидер буддистов хочет восстановить в Бурятии многовековые традиции разведения особой грубошерстной породы овец буубэй. Овцы буубэй неприхотливы и хорошо переносят суровый климат нашей республики. При Советской власти, когда в Бурятии стали развивать непривычное ранее нам тонкорунное овцеводство, поголовье буубэй сошло на нет. Несколько лет БТСР развивает проект «Социальная отара». На деньги БТСР в Монголии закупают овец буубэй и раздают желающим жителям республики. Скажем, буряту сангха дает 20 голов, с приплода он дает столько‑то голов сангхе, а потом сангха передает овец дальше. В итоге число овец буубэй растет, а сдать шерсть на переработку некуда. Текстильные традиции бурятских мастеров‑кустарей утеряны. После 1 сентября – срока, когда Топилин пообещал БТСР выделить средства, – деньги в сангху так и не пришли». Дамба Аюшеев по этому поводу в эмоциональной форме выразил упрек бурятским чиновникам.

В своем письме лама Чойдонов говорит: нынешние молодые буряты не знают своего родного языка и культуры, а завтра могут стать боевиками запрещенных в России организаций, вроде «Исламского государства». «Минобраз в октябре блестяще провел месячник бурятского языка, прошла большая конференция и маленький круглый стол по бурятскому языку. Третий год правления Цыденова проходит хорошо, строим дороги, детсады, школы и другие социальные объекты. Что еще нам надо? А то, что из сел за два года выехали более 7 тыс. человек – это урбанизация. Очень жаль, что за три года я лично ничего дельного от Цыденова не услышал – как решать проблему бурятского языка и сохранить село. Ведь буддистам тяжело представить, как можно развивать буддизм без знания родного языка и без верующих сельчан», – написал в своем Facebook Дамба Аюшеев.

Вопрос сохранения и развития бурятского языка зависит от сохранения и развития бурятских народных промыслов – в частности, овцеводства, сказал «НГР» историк Николай Абаев, почетный доктор буддийской философии в Университете буддизма при Иволгинском дацане. «Многие слова и выражения в бурятском языке, бытовые и сакральные традиции происходят из традиционного быта бурят‑скотоводов. Многие века на территории Бурятии существовала кочевническая евразийская тюркско‑ойратская цивилизация. Развитие промыслов, прикладного искусства, возрождение традиций и языка в Бурятии могут происходить только в едином комплексе. А когда буряты вспомнят свои корни, тогда можно будет развивать дальше в республике туризм, буддийскую медицину и другое».
Трения главы буддистов Бурятии с Алексеем Цыденовым насчет того, что в республике не развивают должным образом бурятский язык, требуют внимательного рассмотрения, продолжает эксперт. «Бурятская этническая общность делится на субэтносы, у которых свои языки, традиции, культура. Алексей Цыденов по отцу хори‑бурят, хоринец. Язык хоринского субэтноса далеко не самый распространенный среди бурят, но в силу многих причин в советские годы был оформлен в виде единого бурятского литературного и государственного языка республики. Пандито хамбо‑лама принадлежит к южнобурятской группе. Южные буряты делятся на несколько племен, чей ареал обитания в Бурятии – от Гусиноозерска до границы с Монголией. Язык южных бурят более распространен, чем хоринский. В силу этнической близости с монгольским народом южные буряты и монголы без труда общаются друг с другом. С целью ликвидации угрозы буржуазного панмонголизма, который мог бы перерасти в пантюркизм, при Советской власти южных бурят специально оттеснили от власти, их язык объявили локальным диалектом. Алексей Цыденов вырос в русской среде, он с трудом общается даже на родном хоринском диалекте. Также есть отличный от хоринцев и южных бурят западнобурятский этнос, расселенный кроме Бурятии еще в Иркутской области и Забайкалье».

Хамбо‑лама Дамба Аюшеев считается духовным лидером всех буддистов России, уточняет Биликто Дугаров. «Из всех глав Республики Бурятия наилучшие отношения у него поначалу были с нынешним руководителем республики, Алексеем Цыденовым. Президент Бурятии в 1994–2007 годах Леонид Потапов, русский уроженец Бурятии и выходец из номенклатуры КПСС, всегда был настроен против главы БТСР и сангхи. При Потапове в Бурятии учредили параллельную БТСР сангху «Майдар» во главе с Федором Самаевым, который при поддержке Потапова провозгласил себя альтернативным хамбо‑ламой. Потапов также поддерживал против главы БТСР и Нимажала Илюхинова, который в 90‑х годах дружил с либеральными силами в Москве и обвинял главу БТСР в непочтении к авторитету далай‑ламы XIV. Против главы БТСР при Потапове были все силовые и правоохранительные органы республики. В 2007–2017 годах республикой руководил два срока уроженец Удмуртии Вячеслав Наговицын. Поначалу у Наговицына были неплохие отношения с сангхой. Но при Наговицыне особой помощи от федерального Центра для БТСР не было, к 2017 году отношения сангхи и Наговицына испортились. Алексей Цыденов, первый бурят на посту главы республики, после своего назначения в феврале 2017 года выстроил с БТСР рабочие и вполне дружественные отношения. При нем в БТСР пошла помощь из республиканского и федерального бюджетов. При поддержке властей Бурятии в июле с.г. мы провели «Посвящение Калачакры» – первый за историю современной Бурятии буддийский церемониал такого масштаба. На этот церемониал приехали в Бурятию буддисты со всего мира, включая личного представителя далай‑ламы».

Разъясняя картину происходящего в БТСР, Дугаров рассказал: когда он жил и работал в Москве в 2014–2016 годах, в московской буддийской среде ходили слухи, что администрация президента России якобы хочет слить буддийское духовенство Бурятии, Калмыкии и Тувы в единый Совет буддистов России. «Я слышал в разных кулуарных разговорах, что глава этого совета якобы будет представлять всех российских буддистов в Межрелигиозном совете при президенте страны. Таким образом, статус бурятского буддизма, БТСР и ее главы в России мог бы как снизиться, так и повыситься. БТСР объединяет буддистов от Петербурга до Дальнего Востока, на собрания БТСР в Улан‑Удэ ездят делегаты из Калмыкии и Тувы, Иволгинский дацан – признанный во всем мире центр российского буддизма».

Алексей Цыденов, похоже, не хочет доводить свои взаимоотношения с БТСР до открытого противостояния. На своей пресс‑конференции 13 ноября Цыденов сказал, что конфронтация с духовным лидером буддистов – не то дело, которым должен заниматься глава Бурятии. Цыденов пообещал БТСР, что вопрос с закупкой оборудования для переработки овчины, столь нужного сангхе, будет обязательно решен в 2020 году. Возможно, получив такой ответ политика, хамбо‑лама намерен остаток ноября посвятить духовным практикам. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1260
Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Екатерина Трифонова

Единая государственная политика в сфере миграции не просматривается

0
2925
Почему "сделка" Трампа может не подходить Москве и Киеву

Почему "сделка" Трампа может не подходить Москве и Киеву

О столкновении механического и экзистенциального подходов к урегулированию и прекращению конфликта

0
3599
Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2024 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2024 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

0
5599

Другие новости