0
19032
Газета Вера и общество Интернет-версия

14.01.2024 20:05:00

Наставника московской интеллигенции лишили сана

Судьбу протоиерея Алексия Уминского решит патриарх Кирилл

Тэги: ропц, церковный суд, лишение сана, алексий уминский


ропц, церковный суд, лишение сана, алексий уминский CC BY-SA 4.0 / Andreynoskov-photo / Протоиерей Алексей Уминский. Архивное фото / ru.wikipedia.org

Московский епархиальный суд РПЦ лишил протоиерея Алексия Уминского сана. Ранее указом патриарха Кирилла клирик был запрещен в священнослужении и снят с должности настоятеля столичного храма, популярного у интеллигенции. Теперь вердикт епархиальных судей должен завизировать патриарх Кирилл, и мало оснований полагать, что глава РПЦ будет тянуть с окончанием этого дела.

Заседания епархиального суда стремительно прошли одно за другим с четверга по субботу. Уминский – отнюдь не первый клирик, лишившийся сана из-за того, что пошел наперекор или даже чуть в сторону от церковного мейнстрима, однако бывали случаи, когда судьи в рясах делали достаточно большие перерывы, выжидая, когда обвиняемый явится на слушания. Уминский трижды не пришел на суд, и коллегия, вероятно, была к этому готова, оперативно приняв прогнозировавшееся многими решение в отсутствие опального протоиерея.

Уминскому вменили в вину «отказ от исполнения патриаршего благословения читать молитву о Святой Руси за божественной литургией», говорится на сайте Московской епархии РПЦ. «На основании правила 25-го святых апостолов протоиерей Алексий Уминский подлежит извержению из священного сана за нарушение священнической присяги (клятвопреступление)», – говорится в сообщении. То есть священнослужителя наказали за отказ выполнять предписание патриарха Кирилла произносить в каждой церковной общине обращенные к Богу слова о даровании победы над теми, кто ополчился на историческую Русь, «чающе разделити и погубити единый народ ея», и просьбу восстановить в ее странах «мир и единомыслие».

Ранее стало известно о том, что протоиерея Уминского лишили настоятельства в московском храме Живоначальной Троицы в Хохлах и запретили служить. За многие годы деятельности священнослужитель создал здесь многочисленную и сплоченную общину верующих. Службы у Уминского и его проповеди снискали большую популярность в среде столичной интеллигенции, поэтому у протоиерея нашлось много защитников.

Настоятельство в храме передали протоиерею Андрею Ткачеву, который в 2014 году бежал из Украины и с тех пор произносил жесткие проповеди и делал публицистические заявления с обвинениями киевского режима. Выступая с новой кафедры, Ткачев признался, что сам не напрашивался на новое назначение, и пытался грубовато шутить с обретенной паствой. Однако у многих возникли сомнения, что брутальная и политизированная миссионерская манера Андрея Ткачева найдет отклик в душе тех, кто привык к стилистике Уминского.

9 января в открытом доступе было размещено письмо верующих к патриарху Кириллу с просьбой пересмотреть указ о запрете бывшего настоятеля храма в Хохлах. К настоящему моменту в интернете его подписали более 12 тыс. человек. Авторы письма перечисляют заслуги опального клирика, характеризуя его как «священника, который привел к вере огромное количество людей». По мнению авторов, в духовной поддержке Уминского нуждаются тысячи людей. Но что касается основного обвинения – в неповиновении непосредственному епископу, каковым в случае Московской епархии выступает сам патриарх, – в письме сказано так: «Отец Алексей Уминский включен в реальную жизнь общества и говорит с людьми на актуальные темы. Его проповеди, книги, статьи и публичные выступления дают огромному количеству верующих силы и поддержку, отвечают на вопросы, которые действительно беспокоят людей сегодня». Вряд ли подобное оправдание могло смягчить сердца тех, кто решил наказать Уминского. Они и не смягчили. Словно в ответ на эти просьбы указ о запрете в служении 10 января был опубликован на епархиальном сайте, хотя сам документ датирован 3 января.

Судя по тому, как стремительно рассматривал дело Уминского епархиальный суд, вряд ли глава РПЦ будет долго тянуть с тем, чтобы поставить в его деле точку. Каждое церковное решение сегодня так или иначе движимо прежде всего патриаршей волей. 


Другие новости