0
1614
Газета Факты, события Интернет-версия

19.12.2002 00:00:00

Вокруг "Книги Руфь"

Тэги: Книга Руфь


В Государственном литературном музее была представлена недавно выпущенная издательством "Фортуна Лимитед" новая книга из серии "Книжная коллекция": переиздание вышедшей в 1925 г. "Книги Руфь" в переводе Абрама Эфроса и в оформлении Владимира Андреевича Фаворского. Книга включает статью о творчестве Фаворского и его собственные тексты о книжной графике. К этому событию в музее была открыта выставка "Владимир Фаворский. От первой гравюры до "Книги Руфь".

Вечер действительно оказался событием. Во-первых, маленькая, в один небольшой зал, выставка вместила огромное количество работ Фаворского - и не только широко известных иллюстраций, но и никогда не публиковавшихся, незнакомых даже специалистам ранних (1900-1920-х гг.) гравюр и рисунков, книжных и журнальных работ и - самое интересное - эскизов к этим работам.

Во-вторых, сама презентация из обычного торжественного и не очень интересного мероприятия неожиданно переросла в серьезный профессиональный разговор. После собственно издательского представления, перечисления участников проекта и принесения им благодарностей выступил академик Михаил Леонович Гаспаров, который и был инициатором переиздания "Книги Руфь". Академик, правда, заявил, что он об этой своей инициативе уже забыл, но счастлив, если это действительно так. Затем искусствовед Юрий Яковлевич Герчук очень подробно и убедительно рассказал, почему он считает "Книгу Руфь", сделанную Фаворским, "одним из величайших памятников русской книжной культуры, начиная хотя бы даже и с первопечатного Апостола". По его мнению, работа именно над этой книгой была для Фаворского принципиальной, поскольку он, не только художник, но и теоретик книжного искусства, смог полностью воплотить в ней свои представления о том, какой вообще должна быть книга. Герчук рассказал массу интересного о собственно изобразительных тонкостях, использованных художником в книге, о его трактовке "Книги Руфь" как синтеза бытового рассказа и высокой библейской символики.

О трактовке текста - но уже не художником, а переводчиком - подробно рассказал и филолог Виктор Маркович Живов. По его мнению, синтез лирического и эпического начал, "которого классический синодальный перевод не передавал и не мог передавать, поскольку появился в годы лингвистической глухоты", Абрам Эфрос пытался передать "народным" языком, трактуя "Книгу Руфь" как фольклорное произведение, каковым она, конечно, не является. Живов высказал остроумную, но весьма спорную мысль о том, что эта работа была для Фаворского скрытой полемикой с отцом Павлом Флоренским, в те же годы писавшим о гравюре как об искусстве рассудочном, схематичном и по сути своей глубоко неправославном - в ответ на что Фаворский решил создать "православную гравюру". Мысль эта немедленно вызвала бурную и продолжительную полемику среди участников разговора.

Выступали также члены семьи и друзья Фаворских - дочь художника Мария Владимировна, внук - Иван Шаховской, художник Илларион Голицын; в заключение Мария Владимировна прочла фрагмент из воспоминаний своей матери о своем отце - удивительно интимный и домашний.

Таким образом, в этот вечер в музее вместо формально-торжественной презентации состоялась самая настоящая научная конференция, и мы можем только посочувствовать тем, кто на ней не присутствовал, и сообщить, что выставка будет работать до 29 декабря.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
992
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
976
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1238
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1008

Другие новости