0
2307
Газета Факты, события Интернет-версия

18.08.2005 00:00:00

Двигать кубизм

Тэги: гаврильчик, художник, поэт


- Владлен Васильевич, вы себя воспринимаете в большей степени как поэт или как художник?

- А какая разница? Я работник слова и кисти. И, заметьте, без специального образования в той или другой области. Я родился в пустыне, в караван-сарае по дороге в город Термез (мой отец был начальником заставы на советско-афганской границе), сменил много школ в разных городах. С детства постоянно и много читал, рисовал, даже поступил в Ашхабадское художественное училище, но по этой стезе сначала пойти не получилось - меня отдали в Суворовское училище в Ташкенте, затем я поступил в Ленинградское пограничное высшее военно-морское училище, с 1951 года служил на Дальнем Востоке, на кораблях Тихоокеанского флота, а в 1955 году вернулся в Ленинград. Тут уж делать было нечего - в какое-то училище было идти поздно, поэтому я поступил в изостудию. Оттуда меня поперли "за формалистические кривляния". Причем инициатива пошла не от преподавателя, а от таких же, как я, студийцев! Они на меня и стуканули. Поэтому дальше всему пришлось учиться самостоятельно. Я - самодеятельный художник.

- А когда вы начали писать стихи?

- Вы знаете, у меня никогда не было никакой "юношеской лирики", никаких "ранних стихов". Хотя первое стихотворение я написал еще в школе, в 5-м или 6-м классе. Учительница дала нам задание - написать стихотворение. Из всего класса написал один только я. Это было стихотворение о птичьем дворе. Я из него помню только первые две строчки: "Петух спрыгнул с забора, / Прошелся весело вдоль двОра". Учительница исправила: "вдоль дворА". (Смеется.) Это я, получается, уже тогда как эдакий обэриут выступил!

- Кстати, когда вы познакомились с творчеством обэриутов?

- Дело в том, что - хотите верьте, хотите нет - я написал очень много стихов, даже не подозревая о существовании обэриутов! Когда я вернулся с Дальнего Востока в Ленинград, то стал ходить в библиотеки и читать все книги подряд, но с обэриутами познакомился только в 1969-м - и оказалось, что я действительно следую по тому пути, который прокладывали они, использую те же приемы и обороты. Но и к этому, получается, я пришел самостоятельно.

- В вашу книгу "Изделия духа" вошли все стихотворения, написанные до 1994 года (чуть больше ста), несколько пьес и поэма. Это сравнительно немного для тридцати с лишним лет творчества, ведь вы пишете с конца 50-х годов.

- Я никогда не стремился писать много. Некоторые стихотворения писались по нескольку лет. Придет строчка или четверостишие и вертится в голове, пока не оформится во что-нибудь цельное. Например, одно стихотворение из трех строф - "Горит лампада Ильича┘" - я писал целых двадцать лет. Сначала сочинились последние две строки, а потом постепенно дописывались все остальные.

- Вы говорите, что не писали "юношеских" стихов. А когда было написано первое "серьезное" стихотворение?

- В 1957 году. Вот это: "Расстегну ширинку, / Пылинку смахну с плеча. / И зажурчит в унитазе / Янтарная моча". Тут из Рембо непрямая цитата, там у него есть такое стихотворение, где он выходит вечером и мочится на небо (стихотворение "Вечерняя молитва", 1871. - Г.М.).

- Ваши стихи вообще наполнены всяческими цитатами...

- Да! У меня есть стихотворения, в которых нет практически ни одного своего слова, все соткано из цитат. Сейчас многие уже не различают этих цитат, тем более что они принадлежат советской эпохе. Например, когда в 1994 году в "Борее" издавали мой первый поэтический сборник, его так пафосно назвали "Японский Бог" (есть у меня такое стихотворение) - но это ж я пошутил! "Японский бог" - это же у нас обычно вместо того, чтобы выругаться, говорят! Они этого не поняли.

- В своей краткой автобиографии вы пишете, что никогда не делали попыток сотрудничества с официальной культурой. Как вам это удавалось?

- В 1970 году я поступил работать в Северо-Западное речное пароходство шкипером, через три года стал проводником почтового вагона, а в 1976-м - машинистом станции подмеса. Не трудиться в СССР было нельзя, а эти профессии позволяли мне свободно заниматься искусством. Меня политика не интересовала никогда - мне кубизм надо было двигать, картинки рисовать!

- Но не в ущерб работе?

- Нет, я всегда относился к своим обязанностям очень ответственно. Когда работал проводником - у меня в почтовом вагоне всегда была чистота, порядок. Многие проводники грешили тем, что вскрывали солдатские письма в поисках денег, прочим подобным непотребством занимались. Я - никогда. Меня даже начальник поезда пытался проверять - подкидывал мне в вагон пятирублевки, трехрублевки. Я их, естественно, находил, когда пол подметал, приносил ему и брезгливо так, двумя пальцами, на стол бросал: "Вот, мол, меня на понт не возьмешь!" Так что ко мне претензий не было никаких по работе. Я, конечно, выпивал, но выпивал аккуратно, незаметно. У меня все было четко рассчитано - на одной станции поезд стоял пять минут, а до лабаза там нужно было через мост бежать. И я - бежал, брал, что нужно было, и успевал обратно! А мне тогда уже было за сорок, вот так-то.

- Когда цитируют ваши стихи, очень часто вспоминают именно "алкогольные" стихотворения.

- Да, я в этом деле человек опытный. У меня даже цикл стихов так и называется - "Питейное дело". Но сейчас я уже больше десяти лет не пью - здоровье не позволяет. Нужно в какой-то момент остановиться.

- Часто ли вы выступаете публично? Имеете ли успех?

- Раньше я очень не любил выступать на публике - как-то боялся, стеснялся, что ли. А потом, уже с возрастом, мне стало просто по фигу. Нужно читать - читаю, не нужно - не читаю. А насчет успеха - свои люди всегда поймут и оценят. Например, уже давно, году в 95-м или 96-м, мы с несколькими другими поэтами выступали в Фонде русской культуры - это в бывшем здании Государственной Думы у нас в Питере. Из слушателей была половина интеллигентов, "ценителей", а половина - простых каких-то работяг, наших, в общем, людей. Я читал там свою поэму "Геройское" и имел большой успех - у "нашей" публики! Они устроили мне такую овацию, что после меня читать уже было сложно.

- Но не все ваши стихотворения "плакатные". Мне, например, очень нравится такое сюрреалистическое стихотворение "Златые на столик он бросил перчатки...".

- Да, вот именно, сюрреалистическое! У меня есть и еще одно такое стихотворение - про графиню Целлофан, оно вообще написано в строчку, как проза. На такие стихи мало кто обращает внимание - а между тем в них я нахожусь как бы на краю "предметной" поэзии, для меня это довольно интересные эксперименты.

- А что вас интересует как поэта в данный момент?

- Сейчас я дико увлечен вот этим: "дыр бул щыл" - Крученых! Я и раньше этим интересовался, но сейчас опять хочется вот так писать. И еще - я всегда сочинял песни. Это занятие я тоже не оставляю.

- Возвращаясь к вопросу успеха у публики, чувствуете ли вы свою известность?

- Ну, я не особо обращаю на это внимание, но иногда чувствуется, да. Про меня пишут в разных изданиях - глянцевые, например, журналы у нас в Питере меня любят. Недавно про меня сняли документальный фильм, его уже крутили на фестивале в Марселе. Как-то сижу я дома - тут звонят с Би-би-си, программа "Поверх барьеров", и просят прочесть какое-нибудь стихотворение. Ну, я прочел им - целиком! - свою поэму "Геройское", до этого я ее читал только раз, на том выступлении в Фонде русской культуры. Еще бывают забавные случаи. Вышел я как-то себе портки новые купить, а про меня был незадолго до этого сюжет по телевизору. Покупаю я, значит, портки, а продавщица меня спрашивает: "Владлен Васильевич, как творчество?" - "Спасибо, работаем!" - отвечаю. Еще вот есть напротив кафе - я там люблю посидеть, выпить кофе, покурить; там меня тоже узнают.

- Вы, я вижу, занимаетесь не только поэзией и живописью - у вас здесь целый склад инструментов, компьютер, принтер, видеомагнитофон...

- Да, я занимаюсь разными вещами. Например, создаю "шип-объекты". Делается это так: я беру, например, чугунный утюг, отпиливаю у него ручку, и его остов становится как бы корпусом судна. Я припаиваю различные детали, украшаю этот утюг, делаю из него модель корабля. Эти штуки я и называю "шип-объектами". Но сейчас у меня остался только один, остальные я все раздал по музеям. А видеомагнитофон - это я раньше снимал видео, на VHS. Теперь мне эти фильмы уже совсем не нравятся, но там есть некоторые интересные кадры. Я перегоняю VHS с магнитофона в компьютер, выбираю оттуда эти кадры, обрабатываю в Фотошопе, получаю самостоятельные картинки. Фотографирую вот цифровой камерой то, что нравится, распечатываю на фотопринтере.

- Сейчас большое количество литературной деятельности происходит в интернете. Вы им пользуетесь?

- Нет, не пользуюсь. Да что там интернет, телевизор, меня больше другие вещи интересуют. Вот мои холсты, мои картины - вот мой интернет!

- В галерее "Борей" в ноябре прошлого года была ваша персональная выставка, вышла вот книга "Упражнения в ужасной словесности". То есть ни о каком творческом кризисе говорить не приходится?

- Более того, я сейчас специально сдерживаю себя, чтобы рисовать, придумывать, писать меньше. Я, так сказать, держу клапан закрытым. Из меня ведь постоянно прут различные идеи, картины, тексты. Когда готовили выставку, приуроченную к моему 75-летию, решили выпустить и книжку стихов и прозы (В.Гаврильчик. Упражнения в ужасной словесности. - СПб.: Борей-Арт, 2004). Набирали текст для книги так: я приходил в "Борей", благо, тут недалеко, там работала прекрасная девушка-машинистка, я просто садился и надиктовывал ей стихи, по нескольку штук в день. Так примерно за месяц и сделали эту книжку. А выставка, кстати, проходила под названием, которое я сам придумал. Оно, наверное, отражает все, чем я в искусстве занимаюсь: "Делаю вам красиво!"


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1676
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4168
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2296
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2595

Другие новости